Организация суицидологической помощи несовершеннолетним
Статья посвящена различным аспектам оказания суицидологической помощи, изучены профилактические меры профилактики суицида, изучены главные задачи деятельности кризисных центров.
В России проблема суицида несовершеннолетних крайне актуальная. Причины ее в негативном социально-экономическом положении общества. Россия по показателю самоубийств остается одной из наиболее неблагополучных стран мира. По данным ВОЗ Россия занимает 6 место в мире. среди стран, которые предоставляют указанную информацию в организацию.
Средний уровень суицида в мире составляет 14,5 человека на 100 тысяч населения, в России каждый год -23,5 человека. Для исправления ситуации, в школах России решили создать должность «специалиста по выявлению у детей склонности к суициду».
Причиной совершения попытки суицида могут быть такие проблемы ребенка как подростковая беременность, наркотики или алкоголь, игровая зависимость [4, с.70].
Считается, что попыткой суицида ребенок пытается изменить обстоятельства. Старается избавиться от переживаний, вызвать сострадание, дождаться помощи и участия взрослых, привлечь внимание к своим проблемам.
Подросток вообще склонен уходить от трудных ситуаций, а суицид — это в первую очередь уход. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя крайне несчастным человеком. Значение имеет и то, что не все дети осознают ценность жизни [3, с. 10].
Смерть представляется несовершеннолетним в виде сна, отдыха от проблем, способа попасть в иной мир.
Основной задачей оказания суицидологической помощи является профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних. Профилактика разделяется на первичную, задача которой состоит в предотвращении самоубийств у лиц, находящихся в состоянии психологического и представляющих собой группу риска.
Вторичная профилактика должна быть направлена на предотвращение повторных суицидальных действий. При этом предупреждение самоубийств выходит за рамки узко-медицинских, тем более только психиатрических мероприятий. По мнению автора, данная проблема должна решаться путем составления системы, которая могла бы объединить меры следующего характера:
а) психологические – коррекционные, направляемые на изменение личностных установок, повышение уровня психологической защищенности, активацию антисуицидальных факторов;
б) специализированнее психиатрические (суицидологические);
в) общемедицинские, то есть лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий после попытки самоубийства;
г) социальные мероприятия, содержанием которых должно является изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных самоубийц;
д) обучающие программы для распространения знаний об особенностях и причинах суицидального поведения, создание специальных программ для студентов медвузов, врачей;
е) корректирующие мероприятия, которые направленны на формирование здорового образа жизни, информирование несовершеннолетних о существовании телефонов доверия, кабинетов социально-психологической помощи [2, с. 33].
В 1978 году А.Г. Абрамовой и сотрудниками Всесоюзного суицидологического центра была разработана организационная структура суицидологического центра в России. Основными принципами работы которого были:
- преемственность оказания медицинской, психотерапевтической и социальной помощи;
- оказание социально-психологической помощи суицидентам вне структур психиатрической службы.
Первым звеном службы является «Телефон доверия». Цель работы этого структурного подразделения – ликвидация у обратившихся кризисных состояний путем психотерапевтических бесед и применения при необходимости неотложных мер по предотвращению суицидальных тенденций.
Вторым звеном суицидологической службы является кабинет социально-психологической помощи, который оказывает консультативно-лечебную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием.
Третье звено службы – это кризисный центр. он предназначен для оказания краткосрочной неотложной помощи несовершеннолетним, взрослым людям, находящимся в состоянии психологического кризиса с повышенным риском возникновения суицидальных тенденций, или совершившим попытки самоубийства [1, с. 211].
Данные лица, нуждаются в проведении интенсивного психотерапевтического воздействия, временном выключении из психотравмирующей обстановки и пребывании в психологически комфортных условиях.
Таким образом, в настоящее время на территории нашей страны суицидологическая помощь организационно не обозначена. Однако следует отметить, что данный вид специализированной помощи оказывается различными ведомствами.
Психологическое консультирование и психотерапевтическую помощь оказывают в центрах, действующих в системе образования. В целях совершенствования оказания помощи несовершеннолетним необходимо выработать схему взаимодействия всех учреждений, оказывающих данный вид помощи.
Кроме организации суицидологической службы необходимо осуществить следующее:
- разработать программу превентивных мер по самоубийствам несовершеннолетних детей;
- привлечь общественность к актуальности проблемы суицидального поведения детей.
По результатам исследования, проведенных в период самоизоляции, стресс на фоне пандемии и жизнь в условиях ограничения и дистанционного обучения отразились на психическом состоянии большинства несовершеннолетних. У 83,7% обучающихся исследователи здоровья детей отметили неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные состояния - почти у 42,1%, астенические состояния — у 41,5%.
Авторы исследования, помимо депрессивных и астенических проявлений предполагают более чем у трети (37,3%) обсессивно-фобические состояния, у 26,7% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,7%) — нарушения сна, 13,2% испытывали подавленность, а у 44,3% была характерна неоднократная смена настроения в течение дня.
Следует согласиться, что полученные данные говорят о необходимости массовой психологической поддержки несовершеннолетних детей.
Профилактические программы должны быть комплексными. Начиная с создания среды, где каждый может ребенок найти себе место, необходимо проводить пропаганду здорового образа жизни, обеспечить доступ к психотерапевтической помощи, и разработать адресные программы, которые направлены на уязвимые слои населения.
- Кондратенко, В. Т. Общая психотерапия [Текст]: Учеб. пособие/В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской. - М. : Высшая школа, 1997. - 464 с.
- Кучер, А. А. Выявление суицидального риска у детей [Текст] /А. А. Кучер, В. Г. Костюкевич//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2011. - № 3. - С. 32-39.
- Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения //Суицидология. - 2012. - № 1. - С. 8-12.
- Реан А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования // Российский психологический журнал. 2015. -Т. 2. № 3.- C. 68-77.