Организация суицидологической помощи несовершеннолетним
Журнал Научные высказывания

Организация суицидологической помощи несовершеннолетним

Статья посвящена различным аспектам оказания суицидологической помощи, изучены профилактические меры профилактики суицида, изучены главные задачи деятельности кризисных центров.

суицид
причины суицида
самоубийство
профилактика суицидов
психологическая помощь

В России  проблема суицида несовершеннолетних крайне актуальная. Причины ее в негативном социально-экономическом положении общества. Россия по показателю самоубийств  остается одной из наиболее неблагополучных стран мира. По данным ВОЗ Россия занимает 6 место в мире. среди стран, которые предоставляют указанную информацию в организацию. 

Средний уровень суицида в мире составляет 14,5 человека на 100 тысяч населения, в России каждый год -23,5 человека. Для исправления ситуации, в  школах России решили создать должность «специалиста по выявлению у детей склонности к суициду».

Причиной совершения попытки суицида могут быть такие проблемы ребенка как  подростковая беременность, наркотики или алкоголь, игровая зависимость [4, с.70].

Считается, что попыткой суицида  ребенок пытается изменить обстоятельства. Старается избавиться от переживаний, вызвать сострадание, дождаться помощи и участия взрослых, привлечь внимание к своим проблемам.

Подросток вообще склонен уходить от трудных ситуаций, а суицид — это в первую очередь уход. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя крайне несчастным человеком. Значение имеет и то, что не все дети осознают ценность жизни [3, с. 10].

Смерть представляется несовершеннолетним в виде сна, отдыха от проблем, способа попасть в иной мир.

 Основной задачей оказания суицидологической помощи является профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних. Профилактика разделяется на первичную, задача которой состоит в предотвращении самоубийств у лиц, находящихся в состоянии психологического и представляющих собой группу риска.

Вторичная профилактика должна быть направлена на предотвращение повторных суицидальных действий. При этом предупреждение самоубийств выходит за рамки узко-медицинских, тем более только психиатрических мероприятий. По мнению автора, данная проблема должна решаться путем составления системы, которая могла бы объединить меры следующего характера:

а) психологические – коррекционные, направляемые на изменение личностных установок, повышение уровня психологической защищенности, активацию антисуицидальных факторов;

б) специализированнее психиатрические (суицидологические);

в) общемедицинские, то есть лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий после попытки самоубийства;

г) социальные мероприятия, содержанием которых должно является изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных самоубийц;

д) обучающие программы для распространения знаний об особенностях и причинах суицидального поведения, создание специальных программ для студентов медвузов, врачей;

е) корректирующие мероприятия, которые направленны на формирование здорового образа жизни, информирование несовершеннолетних о существовании телефонов доверия, кабинетов социально-психологической помощи [2, с. 33].

В 1978 году А.Г. Абрамовой и сотрудниками Всесоюзного суицидологического центра была разработана организационная структура суицидологического центра в России. Основными принципами работы которого были:

  1. преемственность оказания медицинской, психотерапевтической и социальной помощи;
  2. оказание социально-психологической помощи суицидентам вне структур психиатрической службы.

Первым звеном службы является «Телефон доверия». Цель работы этого структурного подразделения – ликвидация у обратившихся кризисных состояний путем психотерапевтических бесед и применения при необходимости неотложных мер по предотвращению суицидальных тенденций.

Вторым звеном суицидологической службы является кабинет социально-психологической помощи, который оказывает консультативно-лечебную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием.

Третье звено службы – это кризисный центр. он предназначен для оказания краткосрочной неотложной помощи несовершеннолетним, взрослым людям, находящимся в состоянии психологического кризиса  с повышенным риском возникновения суицидальных тенденций, или совершившим попытки самоубийства [1, с. 211].

Данные лица, нуждаются в проведении интенсивного психотерапевтического воздействия, временном выключении из психотравмирующей обстановки и пребывании в психологически комфортных условиях.

Таким образом, в настоящее время на территории нашей страны суицидологическая помощь организационно не обозначена. Однако следует отметить, что данный вид специализированной помощи оказывается различными ведомствами.

Психологическое консультирование и психотерапевтическую помощь оказывают в центрах, действующих в системе образования. В целях совершенствования оказания помощи несовершеннолетним необходимо выработать схему взаимодействия всех учреждений, оказывающих данный вид помощи.

Кроме организации суицидологической службы необходимо осуществить следующее:

  1. разработать программу превентивных мер по самоубийствам несовершеннолетних детей;
  2. привлечь общественность к актуальности проблемы суицидального поведения детей.

По результатам исследования, проведенных в период самоизоляции, стресс на фоне пандемии и жизнь в условиях ограничения и дистанционного обучения отразились на психическом состоянии большинства несовершеннолетних. У 83,7% обучающихся исследователи здоровья детей отметили неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные состояния - почти у 42,1%, астенические состояния — у 41,5%.

Авторы исследования, помимо депрессивных и астенических проявлений предполагают более чем у трети (37,3%) обсессивно-фобические состояния, у 26,7% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,7%) — нарушения сна, 13,2% испытывали подавленность, а у 44,3% была характерна неоднократная смена настроения в течение дня.

Следует согласиться, что полученные данные говорят о необходимости массовой психологической поддержки несовершеннолетних детей.

Профилактические программы должны быть комплексными. Начиная с создания среды, где каждый может ребенок найти себе место, необходимо проводить пропаганду здорового образа жизни, обеспечить доступ к психотерапевтической помощи, и разработать адресные программы, которые направлены на уязвимые слои населения.

Список литературы
  1. Кондратенко, В. Т. Общая психотерапия [Текст]: Учеб. пособие/В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской. - М. : Высшая школа, 1997. - 464 с.
  2. Кучер, А. А. Выявление суицидального риска у детей [Текст] /А. А. Кучер, В. Г. Костюкевич//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2011. - № 3. - С. 32-39.
  3. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения //Суицидология. - 2012. - № 1. - С. 8-12.
  4. Реан А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования // Российский психологический журнал. 2015. -Т. 2. № 3.- C. 68-77.