ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС
Журнал Научные высказывания

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС

В данном научной статье проводится всесторонний анализ правового регулирования, касающегося защиты от недобросовестной конкуренции, который закреплен как в Договоре о Евразийском экономическом союзе, так и в национальных законодательных актах стран - участников этого международного объединения. В частности, внимание уделяется примерам из законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан, что позволяет детально рассмотреть особенности правового подхода к защите от недобросовестной конкуренции в рамках различных правовых систем, состоящих в союзе. На основе проведенного анализа, автор приходит к заключению о том, что положения, касающиеся запрета недобросовестной конкуренции, изложенные в Договоре о Евразийском экономическом союзе, в значительной степени соответствуют международным правовым нормам, закрепленным в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, а также гармонично сочетаются с правовыми актами, действующими в национальных законодательствах Российской Федерации и Республики Казахстан. Тем не менее, автор отмечает, что перечень форм недобросовестной конкуренции, представленных в тексте Договора, ограничен, и в нем учтено лишь крайне ограниченное количество правонарушений, что является существенным пробелом в правовом регулировании. В связи с этим, в работе делается вывод о необходимости расширенного подхода к квалификации действий хозяйствующих субъектов как недобросовестной конкуренции, с учетом применения тех критериев и методов, которые зарекомендовали себя в практике национального законодательства стран - участников Евразийского экономического союза. В процессе исследования, проведенного с сопоставлением правовых норм Российской Федерации и Республики Казахстан, автор приходит к выводу, что принципиальных различий в подходах к определению недобросовестной конкуренции в законодательных системах этих двух стран не существует. Однако имеющиеся расхождения в отдельных аспектах правового регулирования объясняются особенностями исторического становления законодательства о недобросовестной конкуренции в каждой из стран, а также специфическими особенностями применения тех или иных методов ведения конкурентной борьбы, характерных для данной правовой и экономической среды.

недобросовестная конкуренция
защита от недобросовестной конкуренции
антимонопольное законодательство
конкурентное право
Договор о Евразийском экономическом союзе

Введение

Стремительное и повсеместное проникновение цифровых технологий в различные сферы производственной и коммерческой деятельности, сопровождаемое взрывным ростом интернет-торговли и трансформацией традиционных моделей ведения бизнеса, сформировало перед национальными и межгосударственными органами, призванными осуществлять защиту конкурентной среды, комплекс новых вызовов и задач. Эти вызовы включают обеспечение равноправного доступа к рынкам товаров и услуг, как для представителей бизнеса, так и для рядовых граждан, что требует выработки инновационных решений и пересмотра существующих регулятивных механизмов. В условиях динамичного процесса цифровизации экономики, охватывающего практически все отрасли, проблема антимонопольного регулирования в государствах-членах Евразийского экономического союза приобретает особую актуальность. Важность этой проблемы обусловлена необходимостью существенной модификации подходов к регулированию конкурентных отношений, поскольку возникновение новых объектов регулирования, таких как цифровые платформы, онлайн-услуги и трансграничная электронная коммерция, требует адекватного ответа со стороны регуляторов. В данной связи возникает необходимость пересмотра существующих нормативных подходов в области защиты конкуренции и создания новых инструментов для регулирования отношений, в которых задействованы цифровые технологии. Это также предполагает совершенствование практики пресечения антимонопольными органами нарушений установленных правил конкуренции, что требует, в свою очередь, разработки обновленных механизмов мониторинга, анализа и контроля, способных учитывать особенности цифрового рынка и новые модели конкурентного поведения участников этого рынка.

Материалы и методы исследования. Теоретическая и методологическая база исследования формируются на основе обширного спектра концепций и теоретических положений, которые были систематизированы и детально изложены в многочисленных монографиях и статьях, опубликованных в периодических научных изданиях, посвящённых актуальным вопросам недобросовестной конкуренции в едином экономическом пространстве России и Казахстана в условиях цифровизации экономики в государствах-членах ЕАЭС. Кроме того, значительную роль в формировании данной базы сыграли результаты научных исследований, осуществлённых ведущими учёными в области права, экономики, а также специалистами из смежных дисциплин, что обеспечивает междисциплинарный подход к анализу исследуемой проблемы. Для достижения поставленных целей исследования был применён комплекс как общенаучных, так и специализированных методов анализа, что позволило обеспечить многогранность и глубину проведённого анализа. В ходе исследования особое внимание было уделено использованию методов логико-теоретического обобщения и сравнительного анализа. Также был применен дедуктивный метод. Применение данного метода не только более точно определяет и определяет различные внешние среды и воздействия, но и классифицирует их по определенным последствиям и категориям. Это способствует более глубокому пониманию проблемы предупреждения недобросовестной конкуренции в едином экономическом пространстве России и Казахстана в условиях цифровизации экономики в государствах-членах ЕАЭС. В дополнение к этому, в исследовании был использован метод экспертных оценок, который служил для верификации и корректировки полученных результатов, обеспечивая тем самым их надёжность и достоверность. Информационная база исследования сформирована на основе материалов, посвящённых актуальным вопросам недобросовестной конкуренции в едином экономическом пространстве России и Казахстана в условиях цифровизации экономики в государствах-членах ЕАЭС.

Литературный обзор. В рамках общедоступных междисциплинарных научных исследований касательно предмета исследования, выделим группу выдающихся специалистов, среди которых особенно примечательны такие исследователи, как А.Ж. Бикебаев, Т.Н. Нешатаева, Э.М. Омурчиева и др. Эти авторитетные в академическом сообществе ученые внесли существенный вклад в исследование проблемы недобросовестной конкуренции в едином экономическом пространстве России и Казахстана в условиях цифровизации экономики в государствах-членах ЕАЭС.

Результаты. Проведенное исследование продемонстрировало, что глобальный процесс цифровизации экономики, который охватывает все без исключения сферы жизни современного общества, представляет собой серьезный вызов для антимонопольных органов стран по всему миру, включая государства, входящие в Евразийский экономический союз. Это явление влечет за собой необходимость пересмотра существующих подходов к регулированию конкуренции, поскольку цифровые платформы, как ключевые элементы современной экономической структуры, стремительно наращивают свою долю на рынках товаров и услуг, значительно изменяя характер конкуренции и способствуя возникновению новых форм рыночных отношений. В свою очередь, трансформация содержания самой конкуренции, обусловленная цифровыми инновациями и развитием новых технологических форматов бизнеса, неминуемо ведет к изменению как содержания, так и форм существующих антиконкурентных практик, что требует гибкости и быстрого реагирования со стороны регуляторов. В этой связи значительно возрастает роль и значимость национальных антимонопольных органов, действующих на территории Российской Федерации и Республики Казахстан, чьи полномочия по контролю за соблюдением конкурентных норм и борьбе с монополистическими практиками должны быть пересмотрены и адаптированы к условиям цифровой экономики. Важность этих органов также подчеркивается в контексте их взаимодействия с Евразийской экономической комиссией, которая, в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, несет ответственность за координацию и регулирование антимонопольной политики в рамках союза, что требует от комиссии разработки новых эффективных инструментов и стратегий для обеспечения конкурентоспособности и справедливости на цифровых рынках.

Обсуждение.

1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) между Российской Федерацией и Республикой Казахстан [3]. Создание союза происходило поэтапно, начиная с Соглашения о Таможенном союзе 1995 года и присоединения Казахстана. В дальнейшем был сформирован Единый экономический пространство, принят Таможенный кодекс и Соглашение о конкуренции. Договор стал ключевым этапом в развитии отношений между Россией и Казахстаном, устанавливая общие принципы и правила конкуренции, включая защиту от недобросовестной конкуренции. Антимонопольные органы сохраняют национальные полномочия, в то время как ЕЭК регулирует конкуренцию на трансграничных рынках, охватывающих территории нескольких стран союза.

Применение антимонопольных норм ЕЭК должно учитывать опыт стран-участниц. В исследовании будет проанализировано правовое регулирование защиты от недобросовестной конкуренции в Договоре и национальных законодательствах России и Казахстана с целью выявления различий в оценке методов конкурентной борьбы.

Запрет недобросовестной конкуренции в Договоре включает три элемента: общий запрет, открытый перечень из трех форм недобросовестной конкуренции (ст. 76) и легальное определение (п. 2 Протокола о конкуренции). Эти элементы были закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности в 1900 году в статье 10bis, став частью защиты промышленной собственности [2]. Впоследствии Всемирная организация интеллектуальной собственности включила защиту от недобросовестной конкуренции в перечень прав интеллектуальной собственности.

Законодательства России и Казахстана, несмотря на общие международные ориентиры, развивались независимо, учитывая специфику конкуренции в каждой стране. Однако обе страны рассматривают защиту от недобросовестной конкуренции как часть конкурентного права, а не интеллектуальной собственности.

Основным источником правового регулирования защиты от недобросовестной конкуренции в России является ст. 34 Конституции РФ [1], которая гарантирует право на экономическую деятельность и запрещает монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти положения уточняются в Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [4]. Статья 14 этого закона вводит общий запрет и перечень форм недобросовестной конкуренции, который не является исчерпывающим, что позволяет признавать другими действиями недобросовестную конкуренцию, если они соответствуют её легальному определению (ст. 4). Такая конструкция правового запрета аналогична принципам Парижской конвенции и включает общий запрет, легальное определение и открытый перечень типичных проявлений недобросовестной конкуренции [9, с.245].

Законодательство Казахстана в этой сфере также использует схожий механизм. Статья 26 Конституции РК [6] гарантирует свободу предпринимательства и регулирует монополистическую деятельность. Закон «О конкуренции» (2008) [7] регулирует защиту от недобросовестной конкуренции, устанавливая общий запрет, определение и перечень её форм в ст. 16. В отличие от России, казахстанский закон дополнительно раскрывает каждую форму недобросовестной конкуренции в статьях 17-28.

Сравнение определений недобросовестной конкуренции в Договоре о ЕАЭС, Федеральном законе РФ и Законе РК показывает отсутствие существенных различий в их понимании. Наиболее схожи подходы России и Договора, а определение в казахстанском законе, хотя и более компактное, соответствует определениям в законодательстве РФ и Договоре.

Перед сопоставлением форм недобросовестной конкуренции следует отметить различия в истории законодательства России и Казахстана. В России защита от недобросовестной конкуренции долго оставалась консервативной, без детализированного описания её форм. Законодательство основывалось на двух статьях Федерального закона «О защите конкуренции», которые не изменялись почти 25 лет, что привело к необходимости опираться на правоприменительную практику для выявления новых форм недобросовестной конкуренции, не охваченных законом. В отличие от этого, законодательство Казахстана акцентировало внимание на детализированном описании таких форм.

Ранее в Казахстане действовал закон «О недобросовестной конкуренции», выделявший девять форм, а текущий закон «О конкуренции» включает четырнадцать таких форм, каждая из которых подробно раскрыта в отдельной статье. В России, в свою очередь, рассматривается законопроект, предполагающий детальное описание форм недобросовестной конкуренции в рамках Федерального закона «О защите конкуренции». Как видно, законодательство обеих стран имеет схожие подходы к определению форм недобросовестной конкуренции, однако различия связаны с общественно значимыми событиями и частотой проявлений этих форм. Примером является отмена запрета на дезорганизацию деятельности конкурента в российском законопроекте, хотя в практическом применении такая форма может быть признана недобросовестной конкуренцией.

Целесообразно рассмотреть формы недобросовестной конкуренции, характерные для России, но не упомянутые в законе Казахстана. Ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает действия, связанные с приобретением исключительных прав на средства индивидуализации, такие как товарные знаки. Отсутствие точных указаний затрудняет правоприменение, оставляя решение на усмотрение органов власти и не давая субъекту уверенности в правомерности своих действий. Практика показывает, что для признания таких действий недобросовестной конкуренцией необходимо, чтобы: а) товарный знак был тождественен или схож с ранее использовавшимся конкурентом, и б) правообладатель использовал исключительные права для вытеснения конкурента с рынка. Это защищает интересы субъекта, который первым начал использовать обозначение. Ч. 2 ст. 14 также применяется при паразитической конкуренции, когда результатом является приобретение прав на средства индивидуализации. Однако такой механизм должен защищать только тех субъектов, кто использовал обозначение добросовестно. Приоритет в использовании обозначения не может быть основным критерием добросовестности действий.

Одним из ключевых элементов, обеспечивающих функционирование Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), является обязательность соблюдения принципа добросовестной конкуренции, который представляет собой важнейшую составляющую экономической политики союза. Центральным юридическим императивом данного принципа является установление и поддержание эффективного механизма по предотвращению и пресечению случаев недобросовестной конкуренции как на национальных рынках отдельных государств-членов ЕАЭС, так и на трансграничных рынках, которые охватывают территорию более чем одного государства-члена союза. Несмотря на отсутствие прямого указания в соответствующем разделе Договора о ЕАЭС на необходимость проведения единообразной конкурентной политики со стороны государств-членов, комплексный анализ положений статей 2, 74 и 76 данного Договора позволяет сделать вывод о существовании на территории ЕАЭС единой конкурентной политики, которая охватывает не только внутренние процессы, связанные с реализацией конкурентной политики в рамках государств-членов, но и отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты этих государств, чьи действия могут оказать негативное воздействие на конкуренцию на трансграничных рынках, затрагивающих территории двух и более государств.

При оценке актов недобросовестной конкуренции (далее - акты НДК) важно учитывать, что к трансграничным рынкам относят лишь те случаи, когда действия хозяйствующего субъекта, нарушающего установленный запрет, и субъект, которому причиняется или может быть причинен ущерб или нанесен вред в результате таких действий, зарегистрированы на территории различных государств-членов ЕАЭС. Таким образом, можно утверждать, что на территории Евразийского экономического союза фактически реализуется единая конкурентная политика, которая охватывает как внутригосударственные, так и трансграничные аспекты защиты от актов НДК. В научной литературе отмечается, что защита промышленного производства с целью стимулирования конкуренции является неотъемлемой частью единой экономической политики ЕАЭС, что подчеркивает важность интеграции таких мероприятий в более широкий контекст экономической стратегии союза [5].

В законодательной системе Республики Казахстан имеется два различных подхода к определению недобросовестной конкуренции (НДК), которые закодированы в различных нормативных актах: первый из них представлен в Гражданском кодексе Республики Казахстан, где НДК определяется как совершение действий, направленных на ущемление законных интересов другого лица, осуществляющего аналогичную предпринимательскую деятельность, а также на вред потребителям; второй подход закреплен в Предпринимательском кодексе, где НДК рассматривается как любые действия, предпринимаемые в сфере конкуренции с целью достижения или предоставления неправомерных преимуществ [8, с.280]. В то же время, среди значительных недостатков нормативной регламентации НДК в Республике Казахстан выделяется исчерпывающий перечень актов НДК, указанных в Предпринимательском кодексе, что подвергается жесткой критике в научной литературе. Такой подход к правовому регулированию акций недобросовестной конкуренции в Казахстане подвергается многочисленным замечаниям, и в ряде исследований эту модель правового регулирования характеризуют как «наихудшее законодательное регулирование НДК в мире»  [10, с.41].

7 октября 2021 года в рамках VII Евразийского антимонопольного форума в Алматы было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Международным центром конкурентного права и политики БРИКС при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) России и Международным центром конкурентного права, инноваций и политики Республики Казахстан. Согласно соглашению, экспертные центры двух стран обязуются создать и поддерживать постоянно действующую экспертно-аналитическую площадку для исследований и обсуждения проблем, связанных с развитием и защитой конкуренции на территории Евразийского экономического пространства. В рамках этого сотрудничества планируется проведение совместных исследований в области антимонопольного регулирования на высокотехнологичных рынках, а также рынках, имеющих особое экономическое значение. Также в рамках партнерства будет осуществляться анализ последствий сделок по слиянию и поглощению, и консультирование антимонопольных органов по вопросам контроля за экономической концентрацией. Особое внимание уделено совместной разработке законопроектов, направленных на совершенствование механизма защиты конкуренции в странах-участниках форума.

Агентство по защите конкуренции Казахстана заинтересовано в усилении сотрудничества в рамках БРИКС. Подписание соглашения между Центром БРИКС России и Международным центром конкурентного права Казахстана укрепляет совместную работу по развитию конкурентного законодательства в условиях цифровой экономики. Расширение антимонопольного сотрудничества БРИКС, включая новые страны-партнеры и интеграцию конкурентных органов с академическим сообществом, представляется перспективным. Казахстан, как ключевой участник ЕАЭС, активно взаимодействует по вопросам защиты конкуренции в рамках Евразийского экономического пространства. Формат «БРИКС +», соединяющий ЕАЭС и БРИКС, способствует укреплению позиций государств с общими интересами и координации усилий в продвижении антимонопольной повестки.

С 2015 по 2022 год Судом ЕАЭС рассмотрено 10 дел в области конкуренции, что составляет более 15% от общего числа дел, подчеркивая актуальность защиты конкуренции для функционирования единого рынка Союза. Эффективность антимонопольного регулирования в Союзе невозможна без Суда ЕАЭС, который успешно выполняет свою роль, установленную Статутом. Классическая методология подсчета объема рынка не применима к цифровым сервисам, данные о которых находятся в распоряжении цифровых платформ, которые неохотно предоставляют эти данные ЕЭК. Комиссия также сталкивается с вызовами при работе с платформами из третьих стран.

Деятельность Комиссии по защите конкуренции на трансграничных рынках переходит в стадию активного развития, синхронизируясь с интеграционными процессами в ЕАЭС. Антимонопольное регулирование все чаще ориентируется на медиативные методы для предотвращения нарушений конкурентных правил. В настоящее время активно применяются инструменты «мягкого регулирования» — предупреждения и предостережения, что позволяет Комиссии вырабатывать компромиссные решения и изменять поведение хозяйствующих субъектов.

Развитие технологий требует актуализации традиционных подходов. В ЕЭК рассматривают возможность увеличения сроков давности для нарушений антимонопольного права в случае серьезных правовых последствий. Также обсуждается возможность наделения Комиссии правом контролировать сделки экономической концентрации с региональным измерением и передачи цифровых трансграничных рынков под наднациональный контроль. В 2024 году ЕЭК попытался принять политику освобождения от ответственности, поддержанную странами-участниками. Проведение внезапных проверок ограничивается нехваткой ресурсов, поэтому они должны осуществляться через национальные органы при координирующей роли ЕЭК.

Рекомендуется отказаться от практики минимальной доли рынка как критерия для определения доминирования хозяйствующего субъекта. Комиссия отмечает, что многие барьеры на рынках ЕАЭС создаются решениями государственных органов, и наднациональный орган должен хотя бы оценивать такие решения.

На наднациональном уровне отсутствует практика судебных разбирательств по цифровым рынкам, и до выработки системного подхода еще далеко. Правовой механизм антимонопольного регулирования в цифровой экономике требует ускорения. В России ФАС разработала рекомендации по выявлению картелей в цифровой экономике, а Казахстан разрабатывает концепцию улучшения антимонопольного регулирования в условиях цифровых технологий. В частности, предлагается законодательно установить критерии доминирования для владельцев крупных цифровых платформ.

ЕЭК использует методику оценки конкуренции, разработанную в 2013 году, которая не учитывает особенности цифровой экономики, такие как определение границ товарного рынка и рыночной силы. Применение теста гипотетического монополиста и «доли рынка» в цифровых рынках неэффективно, особенно когда программное обеспечение предоставляется бесплатно.

Анализ показывает, что различий в определении недобросовестной конкуренции в России, Казахстане и рамках Договора ЕАЭС практически нет. Формулировки различаются, но объем понятий остается схожим, а перечень видов недобросовестной конкуренции в обеих странах открыт. Договор отражает минимальный набор действий, и в компетенцию ЕЭК входит пресечение иных форм недобросовестной конкуренции, включая те, что зафиксированы в национальном законодательстве и практике стран Союза.

При оценке нарушения конкуренции необходимо учитывать рыночные особенности, чтобы антимонопольные органы не ограничивали инновации. Важными являются «связанные» продажи, в то время как ценовые злоупотребления отходят на второй план. Отсутствие экстерриториальной юрисдикции у ЕЭК ограничивает ее возможности привлекать к ответственности субъекты из третьих стран, что особенно актуально для цифровых рынков. Решением может стать внесение изменений в договор о Союзе, наделяющее Комиссию прямой компетенцией. Отсутствие судебных споров по цифровым рынкам в ЕАЭС является временным и подчеркивает необходимость кооперации всех участников.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 04.10.2022) // Российская газета. – 1993. – №237; 2022. – № 226.
  2. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2024).
  3. Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (с изм. от 25.05.2023). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2024).
  4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. от 14 октября 2024 г.) // Собрании законодательства РФ. – 2006. – № 31 (часть I). – Ст. 3434.
  5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 «Об утверждении критериев отнесения рынка к трансграничному (п. 2 приложения)». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2024).
  6. Конституция Республики Казахстан: принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. URL: https://www.gov.kz/ (дата обращения: 20.11.2024).
  7. Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года № 112-IV «О конкуренции» // Казахстанская правда. –  2008. – № 294-295 (25741-25742).
  8. Бикебаев А.Ж. Конкурентное (антимонопольное) право и политика Республики Казахстан / А.Ж. Бикебаев. – Алматы: Саят Жолши и Партнеры, 2008. – 496 с.
  9. Нешатаева Т.Н. Интеграция и наднационализм / Т.Н. Нешатаева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – № 2. – С. 245-251.
  10. Омурчиева Э.М. К проблеме оценочных понятий в конкурентном законодательстве Республики Казахстан / Э.М. Омурчиева // Юрист. – 2011. – № 10. – С. 41-46.
  11. Статистические данные о деятельности Суда Евразийского экономического союза. URL: https://courteurasian.org/upload/iblock/ (дата обращения: 20.11.2024).
международный научный журнал

Научные высказывания #79

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 16 июня по 30 июня
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
14 июля