Реализация и совершенствование государственной политики в сфере туризма в субъекте РФ
Журнал Научные высказывания

Реализация и совершенствование государственной политики в сфере туризма в субъекте РФ

Данная статья посвящена основным тенденциям реализация государственной политики в сфере туризма в субъекте РФ. Проанализированы ключевые аспекты Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года и сформированы ключевые тенденции государственного регулирования туристического сектора.

государственное регулирование
туризм
туристический продукт
Стратегия
тенденции
развитие
туристическая инфраструктура

В период 2011-2018 годов государственная политика Российской Федерации в сфере туризма, реализовывалась по принципу государственно-частного партнерства с использованием кластерного подхода. Этот механизм применялся для повышения привлекательности сферы туризма как объекта для частных инвестиций. На один рубль бюджетных средств, которые направлялись на создание обеспечивающей (инженерной и транспортной) инфраструктуры, приходилось примерно 2,2 рубля внебюджетных инвестиционных вложений, используемых для возведения туристических объектов [3].

В данный момент развитие туризма в субъекте РФ – это не просто направление российской  экономики, а фактически призыв к действию. Существенным толчком к укреплению государственных позиций в области туризма стала пандемия коронавируса, которая существенно парализовала, как мировой рынок туризма, так и российский. Но, с течением времени, началась популяризация направления туризма в России, что безусловно является перспективным направлением, как для государственно-частного партнерства, так и для привлечения инвестиций в отрасль.

Конечно, на данный момент существует множество проблем, связанных с эффективной реализацией государственной политики в области туризма в субъектах РФ. Наиболее острые проблемы связаны с отсутствием транспортной инфраструктуры, нерациональная ценовая политика, отсутствие мест досуга и др.

Основы государственной политики в сфере туризма регламентируются следующими документами:

  • Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года [1];
  • Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (Стратегии) [2].

В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, обозначены следующие меры по развитию сферы туризма, в которые были заложены концептуальные изменения подходов к реализации государственной политики:

1. Выделение туризма, как института, который бы позволил эффективно функционировать туристическим операторам, а также позволил туристам гарантированно сохранять свои средства.

2. Реализация государственно-частного партнерства в сфере туристических проектов, а также развитие и возведение объектов туристической инфраструктуры.

3. Создание условий для формирования туристских продуктов, для снятия барьеров, ограничивающих спрос и затрудняющих развитие внутреннего и въездного туризма.

4. Совершенствование контроля, мониторинга и качества туристических продуктов и услуг. Развитие стандартизации в сфере туризма и реализация постоянного непрерывного мониторинга качества услуг и безопасности их оказания.

5. Развитие в партнерстве с участниками рынка отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов туристской отрасли.

6. Обеспечение прироста количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, в том числе для увеличения объема экспорта услуг категории «поездки» до 15,5 млрд. долларов США (в 1,73 раза относительно 2017 года).

Для реализации обозначенных мер в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, были определены инструменты развития туризма, способствующие созданию конкурентоспособного туристского продукта, планированию развития туристских территорий, созданию и совершенствованию магистральной инфраструктуры, транспорта, туристской и обеспечивающей инфраструктура, кадровому обеспечению отрасли и внедрению передовых форм и методов туристского образования [4].

В целом, реализация государственной политики в сфере туризма в субъектах РФ требует применения различных подходов. 

Например, первый подход представляет собой ничто иное, как модернизация транспортной инфраструктуры, а также и другой социально значимой и досуговой инфраструктуры для повышения туристического потока [6].

Второй подход, который стоит обозначить касается того факта, что необходимо обеспечить мониторинг качества услуг на территории, как Российской Федерации в целом, так и непосредственно в конкретном субъекте. Наверное многие из нас слышали про сервис в СССР, который вызывает насмешки, вот для того, чтобы искоренить данный стереотип необходимо динамично отслеживать качество туристических услуг, так как их текущая оценка вызывает необходимость поиска направлений для их улучшения.

Третий подход вытекает из второго, так как здесь речь идет непосредственно о том, чтобы оценивать не только качество услуг, но и качество сервиса на двух уровнях: региональном и федеральном. Важно давать оценку не «натянутую», а достоверную и соответствующую действительности для того, чтобы опять же иметь исходную точку от которой требуется двигаться в сторону эффективного сервиса [7].

Четвертый подход предполагает, что туристические территории должны быть разделены на приоритетные и не приоритетные. Из формулировки следует, что основной упор, конечно, будет сделан на приоритетные, которые будут развиваться в рамках разработанных для региона концепций.

Пятый и шестой подходы предполагают создание единой системы, которая с одной стороны будет некой экосистемой туризма в России, а с другой логически выстроенной и с наличием взаимосвязанных элементов.

Что касается мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики в области туризма, то здесь следует опираться на множество проблем, которые были обозначены ранее.

В первую очередь, российский туризм в субъектах должен повышать свою инвестиционную привлекательность, которую, на наш взгляд, невозможно осуществить без решения глобальных проблем, таких как отсутствие транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры и досуговые мероприятия. То есть в рамках реализации государственной политики в сфере туризма, первым элементом является государство, так как без его первоначальных инвестиций в модернизацию региона невозможно привлечь дальнейшие вложения, например, от бизнеса [6].

Устойчивый спрос в сфере туризма планируется обеспечить по средствам обучения сотрудников, студентов и других представителей туристического сектора квалифицированному уровню оказания туристических услуг, сервису. Следует отметить, что основной тенденцией, к которой должно стремиться государственное регулирование — это обеспечение таких условий, при которых минимизируется сезонность, а туристические направления предоставляют круглогодичные туристические услуги. Особенно это актуально для южных направлений Российской Федерации, где отсутствует постоянный и непрерывный поток туристов и ярко выражена сезонность.

Меры, перечисленные в Стратегии по внедрению различных цифровых технологий можно дополнить различного рода информационными продуктами, в том числе связанными с историей или информацией о туристическом объекте, также следует привлекать бизнес в туристический сектор на условиях государственно-частного партнерства, что может в свою очередь создать единую информационную платформу, которая может использоваться не только туристом, но также и другими представителями туристического сектора, например в качестве механизма поиска поставщика или объединения нескольких поставщиков для увеличения объема предоставляемых туристических или иных сопутствующих услуг [5].

В целом, российский туризм – это крайне важное и потенциально эффективное направление государственной политики, которое требует инвестиций, кадров, которые будут развивать это направление, а также, на наш взгляд, перестройку некоторых консервативных и уже устоявшихся норм российского менталитета. В рамках государственной политики в сфере туризма, можно понимать, что необходимо привлекать не только российских туристов, но и туристов из других стран, что порождает такую обязанность как создание действительно достойного уровня сервиса, качества услуг, а также инфраструктуры.

Главный тренд туристического рынка, который необходимо реализовывать 0 это адаптация под изменяющиеся условия, туристический продукт должен быть гибким и уметь подстраиваться под различные изменяющиеся внешние факторы. При реализации функции планирования развития туристической инфраструктуры, территории и внедрения цифровых технологий следует обращать внимание на следующие аспекты [8]:

  • популяризация  различных видов досуга, донесение до конечного потребителя ценности проведения туристических поездок;
  • усиление фокуса на этику и рост значимости устойчивого развития туризма [9];
  • рост числа и уменьшение длительности поездок, совмещение потребителем нескольких целей поездок;
  • желание интерактивности и личного активного участия при потреблении туристского продукта, а как следствие, возрастающая роль потребительских впечатлений и возможности обмена ими [10].

Конечно, это не исчерпывающий перечень, и он трансформируется под воздействием различных факторов, но анализ современных тенденций и трендов должен быть неотъемлемым элементом формирования системы мер развития туризма и поиска наиболее эффективных инструментов их реализации [11].

Таким образом, следует заключить, что основной тенденцией государственного регулирования в сфере туризма является следующее:

  • государственно-частное партнерство для создания объектов туристической инфраструктуры или создания эксклюзивного премиального туристического продукта;
  • адаптация государственной политики в сфере туризма под потребности конечного потребителя и постоянно изменяющиеся условия внешнего мира;

развитие круглогодичного туризма в тех субъектах Российской Федерации, где он имеет ярко выраженную сезонность, что требует инвестиций со стороны государства и бизнеса (опять же применимы механизмы государственно-частного партнерства).

Список литературы
  1. "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 19.12.2022).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/98764e60a31ef3aca49041afdb01a4de626e8389/(дата обращения: 19.12.2022).
  3. Афанасьев О.Е. Проблемы устойчивого развития туристского сервиса и дестинаций // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 1. С. 5-6.
  4. Афанасьев О.Е. Туристские кластеры и дестинации: проблемы создания и продвижения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 10. № 1. С. 5-6.
  5. Воробец Т.И., Пономаренко О.М. Зарубежный опыт разработки стратегий развития туризма // В сб.: Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: Сб. тр. XXI Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 281-285.
  6. Кривошеева Т.М., Маркова С.А. Практика применения программного метода управления в сфере туризма // В кн.: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты). 2019. С. 111-113.
  7. Павленко Е.Л. Ответственный и устойчивый туризм: неотъемлемая часть туристской стратегии развития территории страны // В сб.: Туризм и гостеприимство сквозь призму инноваций: Сб. ст. III науч.-практ. конф. 2018. С. 91-94.
  8. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Методы проведения сервисного аудита на региональном уровне // Сервис plus. 2019. Т. 10. № 1. С. 3-15.
  9. Платонова Н.А., Кривошеева Т.М. Определение и анализ конкурентов при разработке стратегии развития туризма региона // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 25 (400). С. 2-12.
  10. Санкова Л.В. Стратегии развития туризма и региональные рынки труда // В сб.: Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 525-531.
  11. Соловьёв А.П. Региональные программы и стратегии развития туризма как фактор реализации туристского потенциала в субъектах Российской Федерации // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. №3(17). С. 68-73.
  12. Тарасова О.Ю., Сытова А.Ю. Государственная политика развития туризма: региональный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2019. Т.19. №1. С. 260-261.
  13. Шабанова Л.Б., Григорьев Р.А. Методика анализа туристского кластера региона // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России. 2018. Т.15. №1-2. С. 163-170.