Повышение уровня речевой культуры у младших школьников с помощью детского самодеятельного журнала
Журнал Научные высказывания

Повышение уровня речевой культуры у младших школьников с помощью детского самодеятельного журнала

В основе массовой речевой культуры лежит широкая воспроизводимость и одобрение носителями языка определенных образцов коммуникативного поведения. Так, например, слова и выражения, находящиеся на пике популярности в определенные годы, находят отражение в социолингвистических проектах типа «Слово года», где производится количественная оценка воспроизводимости тех или иных лексических единиц и оборотов. Часть слов, вошедших в рейтинговые списки, встречается на страницах газет, в телепередачах, в блогах. Это приводит к тому, что носители языка начинают терять ощущение новизны слова и используют его в реальной жизни и при общении в социальных сетях. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы использования детского самодеятельного журнала как средства формирования речевой культуры младших школьников.

обучение младших школьников
формирование речевой культуры
коммуникация
развитие образования

Для современного общества характерна медиатизация многих сфер жизни, в частности культуры. Все массовые практики, как социальные, так и речевые, транслируются в медиа и опосредуются ими.

СМИ играют важную роль в формировании речевой культуры младших школьников, являясь одним из главных инструментов воздействия на речевое поведение и формирование коммуникативных норм. На сегодняшний день именно детский самодеятельный журнал, может являться центром стилистической системы языка. [2, с. 113]

Публичное медийное общение в рамках детского самодеятельного журнала, может служить наглядным источником динамики культурно-речевых норм в массовой речевой культуре.

Публичное интервью является одним из популярнейших на сегодняшний день медиажанров детского самодеятельного журнала.

Как правило, такое интервью строится в форме диалога, когда один ребенок выступает в роли журналиста, а другой в роли интервьюируемого. В качестве темы интервью может использоваться темы личности приглашенного гостя, его успешности в обучении, либо диалог может вестись в форме обсуждение каких-либо общественно значимых событий, где целью является выяснение мнения гостя на этот счет. Отметим, что в любом публичном интервью присутствует двойной адресат (собеседник и аудитория), что повышает требования к соблюдению приличий в рамках акта коммуникации.

Данный аргумент свидетельствует в пользу выбора жанра публичного общения в формате интервью, поскольку здесь соблюдение социальных норм и приличий вынуждает говорящих прибегать к приемам речевого маневрирования. [6, с. 169]

Интервью - это коммуникативная ситуация, в которой говорящий прибег к речевому манёвру (манёврам) в рамках обмена вопросно-ответными репликами на определенную тему.

В современных дискурсивных практиках есть тематические области, где эвфемизация происходит регулярно и замены носят систематический характер (семантика смерти, физиологии и т. п.). С другой стороны, многие тематические области представляют зоны нерегулярной эвфемизации и в значительной степени зависят от субъективного фактора, а также меняются со временем. Знания о тех и других сферах эвфемизации актуальны для коммуникативной компетенции, однако первую группу легко исчислить и описать, чего нельзя сказать о второй, поскольку она является «зоной речевого творчества»: говорящий реализует свою интенцию в зависимости от собственных представлений о речевой культуре, уместности, приличиях и т. п.

Несоблюдение этикета в речевом общении может стать причиной неблагополучного протекания процесса коммуникации и привести к коммуникативной неудаче. [7, с. 215]

На современном этапе развития в лингвистике, в частности в русистике, для научной оценки коммуникативных фактов, в том числе связанных с развитием новых традиций общения в современном российском обществе, необходимо разработать критерии, описать современные коммуникативные практики, провести исследование коммуникативных новаций в аспекте использования детского самодеятельного журнала как средства формирования речевой культуры младших школьников.

На сегодняшний день в лингвистике нет единого понимания, какие языковые и речевые средства можно нормировать и как. Это объясняется тем, что в настоящее время нормативность понимается не только как свойство единиц языковой системы, но и как параметр дискурса и текста, то есть наряду с языковыми выделяются коммуникативные и стилистические нормы. Как упоминалось выше, коммуникативный компонент выполняет ключевую функцию в достижении целей эффективной коммуникации, а значит, важность выявления коммуникативных норм для каждого конкретного этапа использования детского самодеятельного журнала как средства формирования речевой культуры младших школьников. [4, с. 448]

Категории вежливости и такта, которые используются при работе над детским самодеятельным журналом как средство формирования речевой культуры младших школьников, ограничивают в выборе языковых средств, и в коммуникативной ситуации та или иная форма выражения будет восприниматься реципиентом как приличная/неприличная исходя из его представлений о нормах общения в конкретных коммуникативных условиях.

Широкая воспроизводимость в публичной коммуникации и одобрение со стороны носителей языка являются основаниями для отнесения тех или иных языковых единиц к приличным/допустимым в массовом речевом сознании.

Высшей формой самостоятельной поисковой деятельности школьников при составлении детского самодеятельного журнала, считается лингвистический эксперимент, направленный на расширение и углубление знаний по грамматике; на установление в ходе эксперимента функций данных грамматических форм (семантических и стилистических); на подтверждение или опровержение предъявленных предположений относительно особенностей данной грамматической формы.

Главная цель учебного лингвистического эксперимента, который осуществляется при составлении детского самодеятельного журнала, заключается в обосновании отбора школьником языковых средств и установлении взаимосвязи между ними. Исходным материалом для такой работы служит текст, конечным – получение его деформированного варианта, т.е. вторичного текста. На этом этапе работы необходимо научить школьников правильному употреблению слов различных грамматических категорий на письме и в устной речи, а также созданию собственных письменных и устных речевых высказываний с использованием слов изученной категории. Материалом для указанного вида работы становятся, безусловно, связные тексты и все виды работы с текстом. [1, с. 273]

Известно, что взаимосвязь между всеми уровнями языка – один из ведущих тактических принципов изучения грамматики в школе. Чтобы реализовать эту связь в процессе изучения морфологии и синтаксиса, необходимо построить работу по составлению журнала школьников путём объяснения отдельных морфологических категорий на синтаксической основе, при этом синтаксическое обоснование должно быть первичным. Под этим процессом мы понимаем обучение школьников морфологии на основе синтаксически и стилистически организованного материала (связного текста или его фрагментов), а также обучение использованию изученных морфологических категорий в создании собственного речевого высказывания.

Поисковая деятельность предполагает ориентировку в новой ситуации, а это означает построение особой системы логико-лингвистических операций и приёмов активизации мыслительной деятельности.

В процессе составления детского самодеятельного журнала, необходимо заниматься обучением способам решения задач, среди которых можно выделить три этапа: [5, с. 329]

1) необходимо показать обучающимся способ решения, чтобы объяснить суть логико-лингвистических операций и продемонстрировать возможность их сочетать;

2) научить школьников осуществлять необходимые операции в процессе нахождения способов решения поисковых задач с помощью учителя.

3) на третьем этапе ученики должны самостоятельно осмыслить решение проблемы, осуществить самоконтроль процесса и результатов решения с помощью выявленной системы логико-лингвистических операций (способа решения), использованной в ходе получения ответа на поставленный в задаче вопрос.

Овладеть способами решения проблем и обобщёнными способами решения можно в процессе обучения на специально подобранных в соответствии с изучаемым материалом и возможностями школьников поисковых задачах.

Следует учитывать, что последовательность операций может иметь варианты, поскольку в разных способах выполнения заданий общность операций различна и предполагает общность внутри раздела программы, между разделами, в обобщённых способах решения. Комплекс элементарных операций в способах решения задач может различаться и по объёму, так как некоторые операции, оформляемые во внутренней речи, частично выполняются учениками в уме. [3, с. 85]

Школьники довольно быстро решают поисковые задачи, пользуясь интуицией, скрывающей путь рассуждения, и системой мыслительно-речевых операций, ведущих к решению, что, несомненно, объясняет причину свернутости их устных ответов и требует повышенного внимания учителя к речевому оформлению ответа на вопрос поисковой задачи.

Уровень владения обобщёнными знаниями проблем и умениями применять способы их решения в новых условиях характеризуют уровень мыслительного и речевого развития школьников. Самостоятельно анализируя языковые явления для решения поисковой задачи, школьники учатся оформлять результаты проделанной работы с помощью языковых средств, характерных для учебно-научной речи.

Таким образом, речевое развитие обучающихся в процессе овладения способами решения поисковых задач идёт в нескольких направлениях: от анализа слова – к анализу текста и наоборот, когда речь школьников обогащается новыми словами, формами слов, синтаксическими конструкциями; в ходе выявления способов организации и функций единиц языка в тексте (стилистика); в процессе оформления аргументированного речевого высказывания-ответа на поставленный в задаче вопрос, т.е. при продуцировании собственного текста учебно-научной направленности.

Список литературы
  1. Есипова, В. А. Самодеятельные школьные журналы / В. А. Есипова, Т. П. Карташова // Читатель и читательские практики Томска и Томской губернии (конец XIX - начало ХХ В.). – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. – С. 268-280.
  2. Лаврухина, О. В. Детский журнал как средство развития будущего читателя / О. В. Лаврухина, Н. В. Каткова // Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 111-114.
  3. Чепурнова, Е. Ю. Детский журнал. Совместная деятельность педагога и детей / Е. Ю. Чепурнова // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 12. – С. 81-87.
  4. Максимова, Н. В. Специфика читательского адреса детских интернет-журналов / Н. В. Максимова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 4(77). – С. 447-450.
  5. Обернихина, Я. П. Детский журнал / Я. П. Обернихина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: Сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 6-ти томах, Белгород, 28 апреля 2022 года / Отв. редакторы Н. В. Посохова [и др.]. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. – С. 327-331.
  6. Юткина, Л. Р. Дизайн и стилистика современных детских журналов / Л. Р. Юткина // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 164-171.
  7. Есипова, В. А. 5.1. Самодеятельные школьные журналы / В. А. Есипова // Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале ХХ В. / Под редакцией Т.Л. Воробьёвой. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. – С. 208-222.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября