Инклюзивные онлайн объединения как перспективная форма краеведческой работы, коррекции и социализации детей с ОВЗ
Уже несколько лет существует в Государственном автономном учреждении дополнительного образования Республиканский детский образовательный центр туризма инклюзивное дистанционное интернет-объединение (кружок). Возраст участников разный. Инклюзивным он назван, потому что в нём принимают участие дети с ОВЗ, как правило, с нарушением интеллекта, нарушением опорно-двигательного аппарата и со сложной структурой дефекта. Немалый вклад внесён в развитие этого направления объединением «Мой родной край»(руководитель Галанова О.В.)
На занятиях объединения обучающиеся знакомятся с географией, историей, культурой Республики Башкортостан, участвуют в тематических конкурсах.
Принимая во внимание природу дефекта, в большинстве случаев обусловленного органическим поражением головного мозга, учитывая особенности учебного процесса в специальной (коррекционной) школе, мы создаём дополнительные условия для развития связной речи учащихся.
Задача развития связной речи как результата коррекционной работы решается на занятиях , где одновременно осуществляется систематическая работа по развитию лексико-грамматического строя языка, сенсомоторных функций, необходимых для формирования устной и письменной речи.
Любой учебный предмет является специфическим для обучения детей с ОВЗ школьного возраста. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Таким образом, улучшаются коммуникативные навыки детей.
Новизна и отличительная особенность программы. «Путешествия с говорящим рюкзачком по родным просторам» предназначена для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции речевого развития, обогащения словарного запаса и расширения кругозора. Деятельность программы осуществляется в соответствии с личностно-ориентированными технологиями обучения (отсутствие жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей).
Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное, воспитательное. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, музыкальные программы. Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), и поэтому программа кружка предполагает занятия по совместному составлению интервью, репортажей и т. д. Участие обучающихся подобной деятельности развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи.
Дистанционная форма обучения, режим организации занятий обеспечивает равный доступ к полноценному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
Объединение сотрудничает с коррекционными школами и реабилитационными центрами для детей и подростков города Уфы.
Деятельность объединения осуществляется при помощи интернет-программы для проведения вебинаров ZOOM, SKYPE. SberJazz.
В современном мире информационные технологии пронзили все сферы жизни человека, и сфера образования не является исключением. Использование интернет технологий и дистанционного обучения не является сейчас чем-то новым. На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета у людей появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок, именно поэтому ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без информационных технологий. Активное использование таких технологий в образовании определило место дистанционному обучению. Дистанционное обучение –это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и учеников. Проблемы, связанные с применением информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и дистанционном обучении в той или иной степени нашли отражение в трудах современных исследователей .В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дается следующее определение дистанционного обучения: дистанционное обучение это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмену учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.).
Методическая разработка адресована педагогам-практикам, осуществляющим коррекционную работу с детьми ОВЗ,
Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ.
Конспект занятия объединения
«Путешествия с говорящим рюкзачком по родным просторам»
педагога дополнительного образования ГАУ ДО РДОЦТ
Коршиковой Ларисы Леонардовны.
Тема: «Что настоящему туристу нужно?»
Цели занятия: Дать представление о туризме, его видах правилах поведения в лесу; развивать экологическое мышление, творческое воображение, интерес к языковым явлениям, любовь к родному краю, патриотизм.
Задачи занятия:
Коррекционные:
Развивать и корректировать ВПФ.
Способствовать развитию произвольного внимания;
Совершенствовать работу артикуляционного аппарата;
Способствовать общей чёткости речи и самоконтролю обучающихся правильного звукопроизношения;
Повышать речевую активность и способствовать развитию навыков самостоятельной речи.
Тренировать навыки словоизменения: ед. и мн. число существительных;
Родительный падеж ед.ч. существительных.
Развивающие:
Выяснить правила поведения в лесу:
Различать виды туризма;
Провести совместное виртуальное путешествие по лесам и паркам г. Уфы.
Оборудование: ПК, камера, микрофон, презентация.
Ход занятия:
1.Орг момент:
Здравствуйте, мои дорогие путешественники!
Всех, с кем я беседую, я называю так, потому что я прищла из Республиканского Детского Образовательного Центра Туризма. Сегодня мы поговорим о том, что нужно в жизни настоящему туристу.
Для того,чтобы разговаривать хорошо и чётко,немного разомнёмся.
2.Разминка: Самомассаж по Дьяковой
1 «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу,
соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и
боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными,
медленными, поглаживающими (рис. 113).
2 «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к
ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке (рис. 114).
3 «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам (рис. 115).
4 «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам (рис. 116).
5 «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено
несколько по диагонали (рис. 117).
6 «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу
(рис. 118).
7 «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем
поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем (рис. 119).
8 «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой
кости к переносице, затем по брови к вискам (рис, 120 а, б).
9 «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3
— 5 с (рис. 121).
10 «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины
верхней губы к углам рта (рис. 122).
11 «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины
нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости (рис. 123).
12 «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины
верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти (рис. 124).
3.Работа над словарём.
Тур (через фр. tour — «оборот», через лат. tornus, от др.-греч. τορνοσ — «круг, циркуль», от глагола τορνεω — «поворачиваю, делаю круглым»(https://ru.wikipedia.org/wiki/Тур_(путешествие)
Теперь давайте подумаем, какие люди называются туристами?
(Туристами называются люди, которые ходят в походы. Они намечают себе маршрут и возвращаются обратно, то есть совершают «тур».).
Как вы думаете, зачем они это делают?
(Туристы ходят в разнообразные походы, чтобы полюбоваться природой, узнать что-то новое, стать сильными и ловкими, приобрести какме-то навыки, знания, испытать себя.
4. Подбор прилагательных к существительным.
Подберем подходящие слова :Туристы какие?(сильные, смелые, веселые, любознательные, дружные, внимательные...)
5. Образование прилагательного от существительного. Существуют разные виды туризма, в зависимости от способа передвижения и места, где всё происходит.
Помогите правильно назвать вид туризма:
На велосипеде -(велосипедный)
По воде – (водный)
Пешком – (пеший)
По горам – (горный)
На конях(лошадях) – (конный)
На лыжах -(лыжный)
На автомобилях – (автомобильный)
6. Знакомство с правилами поведения в лесу и работа над фразой:
Подумайте, можно ли делать это в лесу?
Где попало разводить огонь?( Нет)
Разорять птичьи гнёзда?(Нет)
Беспокоить муравейники?(Нет)
Шуметь в лесу?(Нет)
Ломать деревья и кусты?(Нет)
Оставлять в лесу мусор?(Нет)
Без разбору собирать и есть все ягоды и грибы?(Нет)
Теперь мы можем сами сформулировать правила поведения на природе.
(Обучающиеся составляют правила поведения и произносят их)
7.Игра «Собери рюкзак»
Дети распределяют картинки на нужные в походе и ненужные и составляют предложения .
«В поход берем рюкзак». «В походе не нужна кукла,» и др.)
7. Физминутка (Глазодвигательные упражнения).
8. Виртуальная экскурсия
Теперь мы и сами можем отправиться в поход. На первый раз – в леса и парки Уфы.
14 слайд.В Уфе расположены более десяти парков культуры и отдыха, четыре сада, военно-мемориальный парк, исторические аллеи целых три, лесопарков шесть, ботанический сад два дендропарка, и лимонарий один .
15 слайд. Прямо посреди города-миллионника, в зеленом уголке, скрытом от шума и суеты находится прямо-таки чудесное место. Среди зимы здесь возможно попасть в тропики и посмотреть на огромные пальмы и цветущие азалии, полюбоваться на растущие бананы и фейхоа, встретить древние реликтовые растения, например, гинкго и араукарию. Вы ещё здесь не были? Если это так, то сегодня мы исправим эту ошибку и немдленно отправимся с вами на экскурсию в Уфимский Ботанический Сад.
Ботанический сад-институт уфимского научного центра Российской Академии Наук – так звучит его полное название.
16 слайд. Мы окажемся в микрорайоне Зеленая роща, в парке имени Лесоводов Башкирии (от улицы Менделеева и далее вниз по Сагита Агиша). Здесь уникальная коллекция деревьев, кустарников и травянистых растений из разных уголков нашей планеты. Площадь объекта – 23 гектара. Растёт на ней более 600 редких видов. В оранжерее площадью 1000 кв.м благоухает 612 видов тропических и субтропических растений. Чтобы собрать и вырастить такую коллекцию, сотрудникам Ботанического сада потребовалось долгое время и упорный труд…
Год создания Уфимского Ботанического сада - 1932 -ой. Располагался он поначалу на базе Миловского ботанического питомника и в районе станции Дёма. Площадь его тогда была всего пол гектара. В питомнике обитала коллекция лекарственных, кормовых и технических культур, так как сад находился в ведении Башкирского НИИ реконструкции сельского хозяйства.
17. слайд. Здание и оранжерея Ботанического сада были полностью реконструированы в начале 2000-х. Сегодня здесь работает около ста сотрудников, они активно ведут научно-исследовательскую деятельность по самым разным направлениям: от микроклонального размножения до сохранения генофонда природной растительности. Достижения ученых по интродукции и акклиматизации новых для нашего региона растений позволили нашим садоводам и огородникам выращивать на своих участках заморские новинки, которые раньше суровых зим просто бы не выдерживали. В теплицах выращиваются растения на продажу: комнатные и для открытого грунта. Особая гордость института - чудесные сортовые сенполии. Не так давно на базе Ботанического сада открыли Академию Ландшафта, где любители цветоводства и садоводства могут пройти образовательные курсы. Работает также Садовый Центр, где можно купить растения для ландшафтного озеленения.
18 слайд. Следующий парк – парк Победы.
Уфа – это город на семи холмах. Дежневский холм – один из них. Находится он в Орджоникидзевском районе, возвышаясь над Агиделью. Название своё холм получил по имени деревни Дежнёвки, которая располагалась раньше на берегу Белой( она же Агидель), прямо у его подножия. В начале 1900-х годов рядом с деревней находилась пристань для пассажирских пароходов, а сам холм был почти что голым, безлесным .
Первый парк на Дежневском холме был открыт в 1947 году. Поначалу это была обычная парковая зона отдыха с обычными её атрибутами. Здесь были всякие аттракционы, качели и карусели, было даже колесо обозрения. А назывался он – парк «Нефтяник». Парк Победы в то время в Уфе тоже был, находился он недалеко от кинотеатра «Победа» и не был таким большим.
19слайд. Перестраивать его начали вначале восьмидесятых годов. В мае 1980 здесь был установлен памятник Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину - главное украшение парка. Рядом с фигурой солдата, весом около 11 тонн, возвышался 25-метровый пилон с бронзовыми портретами этих героев.Памятник был отлит на заводе художественного литья в Мытищах. Авторы памятника – скульпторы Лев Кербель, Николай Любимов и архитектор Георгий Лебедев – увековечили память героев, которые отдали свои жизни за спасение Родины. Александру было всего 19 лет, а Миннигали – 23, когда они совершили одинаковый подвиг: прикрыли своей грудью амбразуру фашистского дзота…
20 слайд. Внутри самого парка находится Республиканский Музей Боевой Славы, который был открыт в мае 2000 года, к 55-летней годовщине Великой Победы. В экспозиции музея представлены огромные диорамы(Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о «панораме».https://monoreel.ru/Диорама), военное обмундирование.
21 слайд.Парк имени И. Якутова, Конечно же, лучшее место для прогулки в центральной части города. С ним связаны детские воспоминания многих жителей нашего города и его гостей. Для некоторых из них это самый любимый парк.
22 слайд. Не все знают, что место это являлось старинным кладбищенским. В южной части парка чуть ли не с XVII в. проводились захоронения. В 1883 г. Н. А. Гурвич писал о существовании в этом месте первоначально кладбища для нищих, безвестных странников, казненных, а также самоубийц.
В конце XIX – начале ХХ в. окрестности Солдатского озера становятся местом отдыха местных жителей. В Отчете о деятельности Уфимского попечительства о народной трезвости за 1902 г. говорится, что народные гуляния «устраиваются на открытом воздухе за Ивановским кладбищем близ Северной слободы».
слайд 24. В 1918 г. сад Народной трезвости был переименован в честь революционера Ивана Якутова. так он называется до сих пор.
слайд 25. годы Великой Отечественной войны в клубе паровозоремонтного завода на берегу озера (нынешний клуб «Железнодорожник») находился госпиталь.
слайд 26. Сад Аксакова.Именно в Голубиной слободе( так тогда назывался этот участок земли) родители будущего знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова приобрели усадьбу, где в 1791 году родился их сын. Вокруг усадьбы рос сад, размещались надворные постройки. Дом находился со стороны улицы Пушкина, там, где сейчас главные ворота парка. Оригинальное строение не сохранилось, поскольку сгорело при пожаре в 1821 году. Место нахождения дома отмечено памятным знаком.
слайд 27.После пожара были снесены многие близлежащие здания, засыпаны овраги. Территория усадьбы перешла к новым владельцам, которые запрудили безымянную речушку. Так, в 1822 году здесь появилось озеро. Сама же территория нынешнего сада почти десятилетие была полузаброшенной. В 1833 году земли Голубиной слободы переходят во владение Блохиных,уфимских купцов.Кондратий Игнатьевич Блохин отстраивает здесь большую усадьбу и разбивает общественный сад.
слайд 28. Не так давно один из старых парков нашего города обрел новую жизнь. После проведенной реконструкции в Лесопарке Лесоводов Башкортостана яблоку негде упасть. Детская и спортивные площадки, мангальная зона, вольер с животными – в каждом из уголков парка в любое время суток и в любую погоду много горожан.
слайд29. Земли нынешнего Парка Лесоводов на старых картах обозначались как земли помещика Новикова. Это старинный дворянский род, значимый для истории нашего города. На месте корпусов ВДНХ-Экспо, находилась двухэтажная загородная дача Валентина Аполлоновича Новикова. Неподалеку располагалась и деревня, Новиковка. Историк-краевед Валентин Аполлонович известен своими работами по исследованию истории Уфимского дворянства. Занимался он экономикой и статистикой, организовал в Уфе приют воспитанниц Мариинской женской гимназии (ныне – гимназия №3) и был одним из первых уфимских дворян, выступавших за отмену крепостного права. С 1871 по 1880 годы Новиков являлся предводителем Уфимского дворянства.
слайд30.Сегодня Парк Лесоводов – это отличное место для спокойного семейного отдыха. Красивый смешаный лес площадью в 116 гектаров посреди города – это просто чудо! Здесь есть и поляна для шашлыка и детская площадка, и поля для любителей футбола и волейбола. Проложены велосипедные и пешеходные дорожки, в тёмное время суток всё освещается..
слайд 31.В вольерном хозяйстве можно полюбоваться на медведей, кабанов, волков, лисиц, коз, лошадей, лося, верблюда, рысь, павлинов и других животных. Всё это на безвозмездной основе.
слайд 32.Центральный парк культуры и отдыха имени фольклориста и драматурга, башкирского поэта Мажита Гафури был основан в 1961 году.
В 1930 году на территории парка был дендропарк, остатки которого и до сегодняшнего дня сохранились в восточной его части. Здесь растет около двадцати редких для нашей местности деревьев и кустарников (например, орех манчжурский, бархат амурский).
С 2006 года в парке культуры и отдыха имени М. Гафури установлены несколько аттракционов (комната страха, карусели, электромобили). Зимой можно кататься на коньках, лыжах.
слайд 33.Рядом с этим парком находятся Русский драматический театр, уфимский планетарий, площадь и памятник им. В.И. Ленину. . В 2015 году в парке провели реставрацию, выложили брусчаткой пешеходные аллеи, поставили скамейки, демонтировали старые аттракционы, всё обновили. Новое колесо обозрения «Седьмое небо», высота которого составляет 27 метров, - самое высокое в Уфе, но безопаснее старого. В парке есть площадка для катания на роликовых коньках и скейтборде, картинг, летние кафе, развлекательные аттракционы, катание на пони или лошадях. В снежное время года двери в парк так же открыты. Зимой посетители смогут покататься на катке, на тюбингах с горки или налыжах по дорожкам парка.
слайд 34.Всю территорию Динопарка в Уфе можно поделить на тематические зоны. Среди них есть зона археологических раскопок, и зона игровая. Также в «Динолэнде» работает несколько аттракционов. Однако главной гордостью парка являются движущиеся фигуры динозавров из разных эр.
слайд 35. Парк «Волшебный мир». Здесь есть развлечения для любого возраста, начиная с каруселей для малышей от двух лет и заканчивая экстремальными аттракционами «Молоток», «Центрифуга» для взрослых и детей старше 14 лет.
слайд36. Непейцевский дендропарк – уникальный памятник природы с двухсотлетней историей, один из 20 дендрариев* России. Находится он в Орджоникидзевском районе, между улицами Шота Руставели, Адмирала Макарова и Уфимским шоссе. Многие полагают, что это просто большой участок никем не охраняемого лесного массива. И это весьма прискорбно: уникальный дендропарк, в котором произрастают более 100 видов интродуцентов (растений, несвойственных для нашего региона), действительно, выглядит совершенно заброшенным…
слайд 37.Значение слова «дендрарий»
ДЕНДРА́РИЙ, -я, м. Сад или парк, в котором высажены коллекции различных видов деревьев и кустарников в научных, культурно-просветительных и т. п. целях.[От греч. δένδρον — дерево]Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В 1811 году на территории нынешнего парка находилась дача уфимского дворянина Осипа Тимофеевича Непейцева. Именно он начал высаживать на эту территорию редкие породы деревьев и кустарников с разных концов света. Эти экземпляры он привозил из своих путешествий. На месте нынешнего леса стояла огромная усадьба с домом, дворовыми постройками и конюшней на 50 лошадей. Позднее дача принадлежала директору народных училищ Оренбургской губернии Ивану Васильевичу Базилеву – ученому и большому любителю природы, который продолжил дело Осипа Тимофеевича.
В коллекции Непейцевского дендропарка насчитывается более 100 видов древесных и кустарниковых пород из 25 семейств, произрастающих на территории в 23,8 гектара. Среди них: бархат амурский, кедр корейский, клён зеленокорый, магония падуболистная, сосна Веймутова, ель колючая, сосна Банкса, псевдотсуга тиссолистная, туя западная, груша уссурийская, клен сахарный, шелковица белая, виноград амурский, дуб красный, орех маньчжурский, сосна сибирская, черёмуха Маака, берёза даурская и др. Посадки дуба в парке являются самыми старыми в республике. Некоторым непейцевским дубам по 120-140 лет!!!
слайд38. В дендропарке гнездятся десятки видов птиц, радующих местных жителей своим пением, прыгают с ветки на ветки пушистые белочки. Здесь же находится редкая коллекция гибридов пирамидальных тополей (более 20 разновидностей, многие из которых вошли в золотой гибридный фонд страны). Практически все пирамидальные тополя, высаженные в Уфе, были рождены здесь.
слайд39. Этнический парк «Ватан» создали несколько лет назад, в 2015 году. В это время в Башкортостане проходил VII саммит БРИКС, в ходе которого Уфу посетили делегации из Бразилии, Индии, Китая, ЮАР, а также из множества других государств и республик. Целью проекта было ознакомление гостей-делегатов с культурой коренных жителей Башкирии и их национальными обычаями.
слайд 40. Также площадка используется для общегородских и тематических мероприятий — уличных театральных постановок, выступлений музыкантов и творческих коллективов, ремесленных ярмарок, детских праздников, благотворительных и спортивных акций.
Рефлексия. Это только часть парков города Уфы. Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Подумайте, о каком парке вы могли бы рассказать и дополнить мой рассказ. Спасибо за внимание! До следующих путешествий!
- Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. – 248 с.
- Древности Башкирского Урала / Сост. Н.С.Савельев. – Уфа, 2018. – 216 с.
- Лишманова Н. А., Пимичева М. А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2216–2220. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86472.htm.
- Лифанова И.В., Галанова О.В., Пивень С.О., Прохорова Е.А,, Сахибзадаева Г.В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий туризмом и краеведением/ И.В. Лифанова /и др./; М-во образования респ. Башкортостан, Респ. дет. оздоровит.- образоват. центр туризма краеведения и экскурсий. Уфа 2010.
- https://bashmusic.net/ru/nasledie/obryady-traditsii-narodnye-prazdniki/162-bashkiry-kultura-traditsii-obychai#ajx/ru/
- http://komanda-k.ru/Россия/география-башкирии
- https://kulturarb.ru/ru/persony/2