Адаптация пятиклассников к учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную
Журнал Научные высказывания

Адаптация пятиклассников к учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в основную

В данной статье рассматривается сущность адаптации пятиклассников к учебной деятельности. Выявлены сложности адаптационного периода, связанных с изменением образовательной ситуации, а также с переходом детей в младший подростковый возраст.

Раскрывается роль учителя в обеспечении учебной адаптации учащихся. Характеризуются основные приемы педагогической деятельности, направленные на активизацию познавательной деятельности пятиклассников.

адаптация
дезадаптация
учебная деятельность
обучающиеся
основная школа

Актуальность. Переход обучающихся из начального звена в основную школу считается одним из сложнейших периодов адаптации пятиклассников к учебной деятельности. Существенно меняется организация учебного процесса, у каждого учителя-предметника свои требования. Количество учебных предметов увеличивается, а их содержание усложняются. От учащихся требуется больше самостоятельности. Из-за чего пятиклассники теряются в начале учебной деятельности, появляется тревожность, потеря интереса к учению, а также ухудшение успеваемости.

Цели и задачи: анализ педагогической деятельности  в обеспечении плавного и постепенного перехода учащихся из начальной школы в основную в период адаптации пятиклассников к учебной деятельности .

Методы, организация исследований. Основными источниками для написания данной статьи стали работы исследователей, занимавшихся вопросом изучения адаптации пятиклассников к учебной деятельности. Первичная информация собиралась в открытых ресурсах сети Интернет, а именно на научных сайтах и в журнальных публикациях. В работе использовались такие методы исследования как анализ и синтез, системный подход, методы сравнения.

Результаты исследования. Проведя исследования, можно сказать, что адаптация к учебной деятельности будет наиболее эффективна в обеспечении преемственности обучения пятиклассников. Также необходимо помнить про возрастные особенности младших подростков, ведь ведущим видом деятельности является - общение.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения, является:

  1. Ухудшение успеваемости;
  2. Снижение интереса к учению;
  3. Появление тревожности;
  4. Неадекватная реакция на замечания учителя;
  5. Нарушение взаимоотношений со сверстниками;

Помощь обучающимся в этот непростой период связана с работой классного руководителя и учителей-предметников. Необходимо:

- Знание целей и результатов образования на начальной и основной ступенях.

- Преемственность в содержании и методах обучения в четвертом классе и первого этапа обучения в пятом классе.

- Знать специфику обучения, возможности развития учебного диалога, взаимодействие учителя и учащихся учитывая возрастные особенности.

Для адаптации учащихся на новой ступени обучения, можно рекомендовать приемы активизации познавательной деятельности, дающие стабильную результативность, например:

  • Использование дидактических игр на уроков. Данный метод позволяет повысить познавательный интерес у обучающихся, а также преодолевать барьер неуверенности на уроках.
  • Метод проектов. Позволяет учащимся применять накопленные знания, умения и навыки по различным предметам. Порокт может выполняться индивидуально, а также и в групповой форме.
  • Наглядные пособия. С помощью наглядности ученики лучше воспринимают информацию.
  • Использование информационно-коммуникативных технологиях на уроках. Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность.
  • Смена видов деятельности на уроке. Данный прием включает в себя различные виды деятельности, с целью снижения усталости. А также повышения интереса учащихся.
  • Создание ситуации успеха:

- Не наказывать оценками;

- Подбадривать за малейших успех;

- Поощерять ученика публично, а делать замечания индивидуально;

- Дифференцированная система оценок;

  • Использование ведущей деятельности младших подростков - общение. В этом возрасте ребята хотят больше взаимодействовать со сверстниками. Именно поэтому можно использовать такие виды работ, как:

- Взаимоопрос в парах;

- Взаимопроверка решений в парах;

- Обсуждение задач, которые имеют несколько способов решения;

- Защита творческих работ или же оформление плаката.

  • Личностный контакт с учителем. Отношение к предмету формируется личностным отношением к учителю.

Выводы. Понимание особенностей адаптационного процесса к учебной деятельности у пятиклассников, позволяет выстроить систему деятельности учителей, как условие успешной учебной деятельности и психологического благополучия личности учащегося.

Признаки успешной адаптации пятиклассников к учебной деятельности:

- Учащийся не испытывает неуверенности и страха. Удовлетворен учебным процессом.

- Ребенок не испытывает особые затруднения в изучении программы обучения.

- Самостоятельность учащегося при выполнении учебных заданий.

- Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Таким образом, работа с пятиклассниками должна строится исходя из того, с каким уровнем готовности к обучению приходят дети из начального звена в основное.

Список литературы
  1. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-uchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-srednee-zveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly
  2. Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную–URL:  https://gym1577sv.mskobr.ru/files/adaptaciya_pyatiklassnika.pdf  
  3. Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную – URL: https://urok.1sept.ru/articles/657587
  4. Рекомендации родителям пo воспитанию детей "Мы идем в пятый класс". – URL: https://infourok.ru/rekomendacii-roditelyam-po-vospitaniyu-detey-mi-idem-v-pyatiy-klass-2534032.html
  5. Худаева М.Ю., Панич О.Е., Овсяникова Е.А. Особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (10). С. 343-350 ;
  6. Шарамко А.А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7 . С. 146-148.