Феномен когнитивного диссонанса в повседневных психолого-языковых реалиях
Журнал Научные высказывания

Феномен когнитивного диссонанса в повседневных психолого-языковых реалиях

В данной статье рассматривается феномен когнитивного диссонанса в повседневных психолого-языковых реалиях. Проанализирована теоретическая информация по теме, которая заключается в рассмотрении феномена с точки зрения частотности возникновения в процессе вербальной коммуникации.

когнитивный диссонанс
коммуникация
вербальное общение
языкознание
психология

В рамках быстроизменяющихся реалий современного языкового мира, в центре которых находится непосредственный носитель языка – человек, процессы, касающиеся вербальной коммуникации, затрагивают разные области науки. Индивидуум за время существования старается достичь главной цели применения знаний о языке, что заключается в хранении информации о мире, а также подразумевает ее дальнейшую передачу. В этих условиях, основополагающей базой совершенствования научных мыслей, которую подчеркивают не только отечественные, но и зарубежные ученые, является взгляд на человеческий фактор с точки зрения формальных критериев. Наиболее четко это можно наблюдать в языкознании, что вполне логично, так как для анализа языковых явлений необходимо регулярное и системное обращение к непосредственному носителю языка, способному к коммуникации.

В дальнейшем, в связи с учетом формальных критериев, возникло совершенно новое направление в науке, которое получило название «когнитология». Данное направление состоит из множества других аспектов, которые включают в себя лингвистику когнитивного характера, психолингвистику, психологию в целом, нейрофизиологию и множество других направлений.

Вполне себе очевидным фактом является то, что все люди воспринимают разного рода информацию, в большинстве случаев, через язык, так как именно он, как было сказано ранее, является вместилищем огромного количества языкового материала. В связи с этим, новое направление – когнитология, рассматривает язык, как наиболее весомый материал. Но, если рассматривать данную науку под другим ракурсом, более детально, становится очевидным тот факт, что в процессе вербальной коммуникации, а именно при передаче сообщения от одного человека другому, бывают ситуации, когда основной посыл интерпретируется разными получателями совершенно неоднозначно.

Вышеизложенная информация позволяет сделать вывод о том, что феномен когнитивного диссонанса до сих пор актуален с точки зрения психологии, лингвистики, языкознания и множества других направлений, которые касаются современных, быстроизменяющихся повседневных реалий.

Изучаемый феномен нашел свое место во многих научных трудах ученых, не только отечественных, но и зарубежных. Для начала стоит обратиться непосредственно к терминологии и изучению природы явления. Когнитивный диссонанс (далее КД) – феномен, который изначально нашел свое применение в области психологии, но по сей дей происходит и в других аспектах жизни намного чаще, чем кажется на первый взгляд, так как люди склонны его не замечать. Как было сказано ранее, люди проживают в мире, который меняется с космической скоростью. Это проявляется в том, что языковые и психологические границы между людьми стираются. Наиболее заметно это отражается в стирании культурных, возрастных, национальных рамок. Общения становится все больше, люди разных профессий сталкиваются друг с другом все чаще, что несомненно радует. Однако, количество коммуникации прямо пропорционально количеству возникающих трудностей в процессе вербального контакта.

Безусловно, язык служит человеку способом передачи и усвоения новой информации о мире. В данном смысле когнитология рассматривает язык, как область, в которой непрерывно происходят процессы, которые носят когнитивный характер. Именно в этом аспекте процессам присущи когнитивные структуры, имеющие взаимосвязанные отношения.

Данная информация позволяет нам охарактеризовать феномен КД, который заключается в том, что у двух или более индивидуумов имеется несовпадение между когнициями. Если рассматривать непосредственно вербальную коммуникацию, то в данном случае речь идет о разных мировоззрениях, различных картинах мира, непохожими культурными особенностями, разного рода мнениями, а также самими знаниям в целом. В связи с этим образуется своего рода барьер, который мешает людям понять друг друга. Иными словами, образуется диссонанс, следовательно, мозг человека провоцирует его на принятия решений и действий по достижению консонанса, то есть взаимопонимания.

Одним из первых ученых, который выявил данный феномен, исходя из появления несоответствий между двумя когнитивными элементами, двумя разными мнениями, мыслями, информацией, был Лео Фестингер.

Он утверждал, что КД является побуждающим фактором наравне с основными потребностями человека. Говоря более детально, если человек голоден, он ищет пищу для того, чтобы устранить чувство голода. Так и в случае с диссонансом. Если есть несоответствие когниций, человек будет стремиться устранить дискомфорт в процессе коммуникации, путем максимального снижения диссонанса [1, с. 320].

Ученый считал, что данное явление обусловлено тем, что существует один элемент, который отрицает другой в связи с разными причинами. Именно поэтому возникает некий дискомфорт, основанный на несоответствии. Говоря простым языком, это процесс, когда одинаковое знание о мире носит логически противоречивый характер у двух или более людей. Сама наука, изучающая феномен КД, подразумевает исследования наиболее частотных моментов возникновения данного явления, а также способы и методы его устранения.

В рамках данной теории можно сказать о том, что, при наличии ситуации, которая ведет к несовпадению между двумя или более когнициями, человек скорее преодолеет данный дискомфорт, нежели прервет процесс коммуникации.

Данный феномен был также отражен во многих трудах античных философов, среди которых были Кант, Гегель, Аристотель и Платон. Нельзя не упомянуть и работы Рикера и Лапшина, чьи научные работы по исследованию процессов накопления, усвоения и использовании индивидуум знаний носили исключительно важный характер. Также, отдельно можно выделить работы таких ученых как Выготский, Леонтьев и Веккер, чьои научные труды опирались на исследования по умственной деятельности человека с точки зрения когнитивных процессов [2, с. 170].

Феномен КД подразумевает исследование действий человека, носящих когнитивный характер в ключе мотивов поведения непосредственно через сам феномен, который является фактором мотивации.

По мнению Аронсона, существует ряд ситуаций, которые подразумевают реализацию КД. Среди них можно отразить следующие: нарушение логических связей, несоответствие культурных аспектов, несоответствие знания наиболее обобщенной информации. Аронсон в своих научных работах рассматривает данный феномен с точки зрения включенности в группы когнитивного характера. По его мнению, первая группа включает анализ человека и его внутренних конфликтов с самим собой. Среди основных причин выделяется анализ решений, которые, по мнению индивидуума, носят неверный характер. Именно это служит стартом к конфликту. Вторая группа соотносит противоречия, которые касаются непосредственного участия двух или более людей. Речь идет о различиях во мнениях, взглядах и позициях на основе культурно-социальных несоответствий [3, с. 111].

По мнению Рикера, о котором упоминалось ранее, имеется диссонанс целей коммуникации, который ведет к окончанию вербальной коммуникации в процессе нарастания конфликта из-за несоответствия когниций культурного и социального характера [4, с. 441].

Как было сказано ранее, изучаемый феномен, несмотря на то что люди склонные его не замечать, носит характер постоянного присутствия в нашей жизни. С точки зрения психологии люди зачастую воспринимают свою точку зрения как единственно верную, в связи с чем, при столкновении с противоположным мнением, имеет место быть и конфликту. С точки зрения языкознания, данный феномен также неизбежен, так как одно знание о мире может носит логически противоречивый характер. В связи с чем можно сделать вывод, что избежать КД невозможно, однако, необходимо иметь масштабный багаж психолого-языковых знаний, носящих также лингво-культурологический характер, чтобы максимально снизить его частотность.

Список литературы
  1. Фестингер, JI. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. / JI. Фестингер. - СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
  2. Бибик, О.П. Эвристический потенциал теории когнитивного диссонанса в формировании и развитии философского знания: дис. канд. филос. наук / Бибик Олег Петрович. — Магнитогорск, 2004. — 170 с.
  3. Аронсон, Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы / Э. Аронсон // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 111-126 с.
  4. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / П. Рикер. - М.: Academia-Центр, 1995. - 441 с.