СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЖИССУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ШОУ-ПРОГРАММ
Данная научная статья посвящена исследованию специфических особенностей выразительных средств режиссуры современных шоу программ. Автор рассматривает выразительные средства режиссуры шоу-программ в научном контексте и раскрывает аспекты их формирования. В работе анализируются особенности создания режиссерских решений. Актуальность научной статьи обусловлена тем, что современная экономическая система как во всем мире, так и в России, активно развивает креативные индустрии — новейшую разновидность культуры, в которой центральным элементом является творческая единица, но одновременно с этим остается высокой значимость технического прогресса и открытий. Для решения этой проблемы, изучение режиссуры шоу-программ становится необходимым как с экономической, так и с социокультурной точки зрения: для развития индустрии, подготовки профессиональных кадров и накопления творческого опыта.
Посещение шоу-программы — один из самых доступных и популярных видов досуга в современном обществе. Сочетание ориентированности на массового зрителя, множество разновидностей и разнообразие форм за счет многожанровости делает шоу-программу уникальным видом сценического искусства. В свою очередь, режиссура — неотъемлемая часть постановки любой шоу-программы. И для выявления специфики и рассмотрения ключевых функций режиссуры шоу-программ необходимо проанализировать те средства, которыми пользуется режиссер или продюсер-постановщик в процессе работы над представлением. В частности, изучим выразительные средства режиссуры шоу-программ.
Особенно важно рассмотреть именно современные шоу-программы по нескольким причинам. С одной стороны, высокий темп научно-технического прогресса, быстрота смены контента и пресыщение информацией зрителя делает необходимым создание уникальной шоу-программы, новизна которой бы привлекала массового посетителя. С другой, качество любого творческого продукта достигается по средством выбора актуальной тематики и проблематики и использования современных технологий.
Режиссура шоу-программ является самостоятельной, специфичной разновидностью режиссуры. Если рассматривать режиссуру кино, телевидения, театра — и даже театрализованных представлений и праздников, мы обнаружим множество статей, пособий, учебников. Постановка шоу-программ — относительно молодая отрасль. Лишь в начале 1990-х годов в России стала формироваться современная рыночная система, в рамках которой продюсеры, режиссеры, постановщики могли реализовывать свое творчество. И хоть за почти 30 лет было выпущено достаточно много разнообразной литературы о шоу-программах, объемной специфической теоретической базы сформировано не было.
Режиссура — один из ключевых компонентов, образующих систему постановки любого театрализованного представления, спектакля или шоу-программы. Режиссер должен обладать двумя ключевыми качествами для своей успешной деятельности: насмотренность и деятельность (как качество личности — умение и стремление человека жить активно, быть трудолюбивым и энергичным, иметь высокие идеалы и цели).
Насмотренность позволяет постановщику расширять свой инструментарий — особенно это касается работой с выразительными средствами. Чем более богатым будет «музыкальный репертуар» режиссера — тем интереснее будет звуковое наполнение его постановок. Чем больше продюсер будет просматривать работы своих коллег — тем меньше шанс наткнуться на клише и сделать представление на уже приевшуюся тему. Насмотренный постановщик умеет нестандартно использовать свои выразительные средства и выбирать креативные, инновационные решения в своих шоу-программах.
В любой работе постановщика его сверхзадачей является донесение его собственного авторского замысла. Однако это невозможно сделать без различного рода средств — организационных, правовых, технических. Но с творческой, режиссерской точки зрения основной инструментарий состоит из выразительных средств режиссуры.
Прежде чем перейти к тому, чтобы вывести сущность понятия «выразительное средство режиссуры», определим суть термина «шоу-программа», так как режиссура шоу-программ имеет ряд специфических атрибутов, отличающих ее от режиссуры кино, театра и праздников.
Слово «шоу» происходит от английского show. Большинство источников истолковывают его как представление, развлекательное действо, спектакль. Конкретно шоу-программу А. Д. Жарков понимает как «многожарновое сценическое искусство, которое объединяет разговорные жанры, танец, музыку, пение, номера с куклами, цирковые и оригинальные жанры» [2, С. 30]. В данном определении можно отметить ключевую особенность данного сценического искусства — это его разнообразие жанров внутри представления. Режиссер шоу-программы не ограничен в выборе артистов, направленности их творчества.
К. И. Олешкевич трактует современные шоу-программы как «индустрию, имеющую свои тенденции развития, находящуюся в постоянном поиске новых технологий и методов, способных соответствовать всем запросам общества» [3, С. 3]. Из данного определения следует следующая специфика шоу-программ — нацеленность на массового зрителя. Они, будучи представлениями массового характера, создаются для того, чтобы реализовать потребности человека как существа социального, духовного: удивлять, развлекать, восторгать.
Помимо направленности на массового зрителя и многожанровости, также можно выделить следующие характерные особенности шоу-программ:
- живость (т. е. оффлайн-характер), в отличие от кино;
- динамичность;
- событийность (уникальность для конкретного момента, места и контекста);
- создание положительных эмоций для зрителей;
- красочное и яркое оформление (особенно визуальное и музыкальное);
- использование малой формы (номеров) внутри общего представления;
- высокотехнологичность и современность, использование цифровых средств и медиаконтента;
- разнообразие применяемых средств (спецэффекты, разнообразные звуковые и световые эффекты и т. д.).
Все эти качества влияют на выбор тех технологий, которые продюсер-постановщик будет применять в своей шоу-программе, тех художественных материалов, которые посчитает режиссер наиболее подходящими для конкретного представления.
Благодаря выразительным средствам постановщик может «выражать свои мысли и чувства в эмоционально-образной форме».
К основным выразительным средствам режиссуры принято относить следующие:
- актерское мастерство или актерское творчество;
- мизансцена;
- атмосфера;
- темпо-ритм;
- композиция (или монтаж);
- музыка (музыкально-шумовое оформление);
- свет;
- декорации и реквизит;
- костюмы.
Актерское мастерство или искусство актера — это искусство воссоздания на сцене образа, исполнения художественного характера. Отличительной особенностью актерского ремесла является то, что его творческий является завершенным только в присутствии зрителя — в нашем случае, конкретно во время шоу-программы. В целом, для постановщика социально-культурных программ, культурно-досуговых программ и шоу-программ следует понимать, что его основной «строительный материал» — это люди, а слово, танец, пиротехника и родовые методы (иллюстрация, театрализация, монтаж, игра) — вторичны как выразительные средства, которые являются инструментами воздействия на зрителя.
Мизансцена (от франц. «mise en scène— расположение на сцене) — размещение артистов на сцене. Это пластический инструмент постановщика, который напрямую зависит от задач, поставленных перед актерами, действия, жанра конкретного номера или шоу-программы в целом. Мизансцена находится не только в пространственной, но и во временной зависимости от режиссерского замысла.
Атмосфера (от греч. «воздух, сфера») - окружающие условия, культурно-психологическая обстановка. В шоу-программе атмосферу задают не только внешние условия, но и взаимодействие артистов. Внутри этой среды происходит все действие. И так как в определенной атмосфере пребывают и актеры, и зрители, она становится связующей составляющей для их диалога, коммуникации между залом и сценой.
Темпо-ритм.
Темп (от лат. «скорость») - уровень быстроты или медленности протекания действия, та степень скорости, с которой происходит исполнение.
Ритм (от греч. «время») - определенная последовательность чередования каких-либо элементов. Ритм отображается не только в музыкально-шумовом решении, но и в том, есть ли повторяющиеся элементы в оформлении сцены, в костюмах (визуальные образы), с какой интенсивностью и скоростью протекают эмоциональные скачки у героев представления и т. д.
Композиция (от лат. составление) — выбор соотношения, последовательности и соразмерности составных частей одного целого. Формирование композиции режиссером происходит еще на этапе работы со сценарием и подбора материала. За счет перестановки определенных эпизодов можно усилить эмоциональные акценты, выделить главное в шоу-программе, сделать ее понятнее или эффектнее. Также композиция может касаться и звуковых, и визуальных выразительных элементов.
Под музыкально-шумовым оформлением стоит понимать не только включение музыкальных композиций. Грамотное использование шумов и звуков может усилить эмоциональное впечатление и детальнее воссоздать атмосферу шоу-программы.
Свет — один из наиболее важных постановочных элементов шоу-программы. Благодаря ему зритель не просто видит сцену и лица актеров — он понимает, в каком пространстве происходит действие, что испытывает герой и на какие объекты надо обратить свое внимание (сознательно или бессознательно).
Декорация (от франц. décoration - «украшение») — это архитектурное или живописное художественное оформление сцены, которое задает зрительный образ ко всей постановке. Выбор в пользу масштабных и ярких декораций является необходимым при создании шоу-программ высокого уровня.
Реквизит (от лат. «потребность») - все те предметы, которые играют на сцене, т. е. используются актерами.
Костюм — сценическая одежда актера, призванная создать или дополнить его художественный образ. Качественные костюмы также являются необходимым элементом любой шоу-программы.
Таким образом, выразительные средства режиссуры — это художественные элементы, которые составляют постановку и служат способом выражения идейного замысла. При этом необходимо учитывать, что шоу-программа как одна из разновидностей синтетических пространственно-временных искусства, является не только завершенным творческим произведением, но и средством достижения воспитательных задач.
Именно поэтому мы можем сделать вывод, что выразительные средства режиссуры в шоу-программах, в первую очередь, помогают раскрыть авторский замысел, который так или иначе несет воспитательный аспект. То есть они являются вторичными по отношению к постановочной идее, служат инструментом для воплощения шоу-программы в действительности.
- Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии / Ирина Горюнова. - Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2009. - 209 с
- Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2009. - 470 с.
- Олешкевич К. И. Теоретико-методологические основы продюсирования в шоу-бизнесе: учебное пособие / К. И. Олешкевич; Московский гос. ин-т культуры. - Казань: Бук, 2021. - 296 с.
- Опарина Н. А. Сценарно-режиссёрские основы культурно-досуговых программ: теория и методика организации зрелищного досуга: Учебник. — М.: ВЛАДОС, 2020. — 247 с.
- Тихоновская Г. С. Технология культурно-досуговых программ: учебник / Г. С. Тихоновская — Москва: Московский государственный институт культуры. 2018. - 315 с.
- Товстоногов Г. А. О профессии режиссера [Текст] / [Предисл. Б. Львова-Анохина]; Всерос. театр. о-во. - [2-е изд., доп.]. - Москва: [б. и.], 1967. - 858 с
- Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений: Учеб. пособие - Москва: МГИК, 1985. - 73 с.
- Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта [Текст]: Лекции. - Ленинград: [б. и.], 1974. - 94 с.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. - Москва: Вагриус, 2000. - 443 с
- Станиславский К.С. Работа актера над ролью [Текст] /. - Москва: Изд-во ACT, 2010. - 473 с.; 21 см.
- Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник - 2-е изд., перераб. - Москва: ГИТИС, 1992. - 432 с