Посланние Главы региона парламенту с оценкой криминальной атмосферы (по материалам Республики Дагестан)
В статье в хронологическом порядке рассматриваются оценки Главой региона криминальных проблем и путей противодействия, которые вытекают из Послания Президента Республики Дагестан, Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан.
Послание главы региона парламенту – это документ тактико – стратегического характера, где бескомпромиссно вскрываются серьезные недостатки и упущения в сфере государственного управления в различных сферах общественной жизни и одновременно на основе предложений профильных министерств, ведомств и экспертного сообщества формулируются основные направления по нейтрализации негативных явлений.
Дадим краткую картину состояния, динамики, структуры и тенденций преступности в республике.
В Дагестане за последние 30 лет наблюдались следующие закономерности совершения преступлений:
– число совершаемых преступлений колеблется в пределах от 11 223 до 18 079 в год и имеет тенденцию к росту;
– в структуре преступлений преобладают кражи, иные экономические преступления, незаконный оборот наркотиков;
– удельный вес преступлений по степени тяжести: небольшой тяжести – 37%; средней тяжести – 34%; тяжкие – 20%; особо тяжкие – 9%;
– наметилась тенденция к феминизации преступности;
– поскольку идет активная миграция населения из сел в города, весьма высока доля городских преступлений;
– наблюдался рост числа преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия.
В целом, анализируя статистические данные за длительный период, можно заключить, что динамика, структура и тенденции преступности показывают ее циклический характер: три года происходит рост преступности, а последующие три года – снижение. В основном рост преступности в республике имеет место за счет краж, преступлений экономической направленности и незаконного оборота наркотиков.
В 2011 г. в Дагестане было выявлено 195 преступлений коррупционной направленности, а в 2012 г. – уже 411, 2013 г. – 422, 2014 г. – 425, 2015 г. – 449, 2016 г.- 473. В 2017 г. было совершено 601 аналогичное преступление, из которых 213 - по фактам взяточничества[8]. В 2023 году на территории республики задокументировано 784 коррупционных преступлений, а в 2024 г. - 745[1]. За полгода 2025 г. выявлено 460 коррупционных преступлений [2].
К сожалению, эта видимая часть «коррупционного айсберга», а его подводная, скрытая, латентная часть весьма высока.
Среди привлеченных к уголовной ответственности (в порядке убывания): неработающие и не учащиеся, государственные и муниципальные служащие, несовершеннолетние.
Мы наблюдаем дагестанский феномен, когда количество наиболее активной части общества – молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, привлекается меньше к уголовной ответственности, чем возрастная группа (40-65) лет. Старшая возрастная группа совершает значительное количество преступлений коррупционной направленности. Это обстоятельство требует системного изучения, анализа, осмысления и разработки мер противодействия.
Среднестатистический криминологический портрет коррупционера в Дагестане вырисовывается следующим образом: это местный житель мужского пола (98,5%), относительно зрелого возраста – 40-60 лет, занимающий государственные и муниципальные должности, а также должностные лица с высшим образованием, совершающие, путем мошенничества, превышением и злоупотреблениями должностными полномочиями совершающие хищения в сфере экономики и экономической деятельности. Есть основание полагать, что часть из них получила свои должности не благодаря своим профессиональным деловым качествам. В результате в органах власти и управления формировались сплочённые организованные преступные группы. Некоторые из них находятся в розыске, и скрываются в ближнем и дальнем зарубежье.
Представляет практический интерес осмысление вышеприведенных и иных криминальных проблем Дагестана в Посланиях Главы РД Народному Собранию РД в ретроспективе (1988 – 2025гг.)
1988–1997 гг. Значительная часть кооперативов служила средством обращения безналичных государственных средств в наличные с целью их последующего расхищения или прикрытия для «отмывания» преступно нажитых капиталов бандитско-рэкетирскими структурами. Приватизация, проводимая ускоренными темпами, оказала влияние на рост вымогательства взяток со стороны руководителей государственных предприятий и учреждений. Проникновение криминала в экономику привело к повсеместной бесхозяйственности, росту латентности взяточничества, потере органами власти контрольных функций. Началась криминализация потребительского рынка, отмечался рост незаконного предпринимательства и уклонений граждан и физических лиц от налогов за соответствующую мзду. В сжатые сроки была проведена приватизация. Криминальные структуры старались установить контроль над различными сферами экономики. Происходило сращивание экономической и общеуголовной преступности. Шел процесс криминализации хозяйственной деятельности. Не удалось создать эффективную систему управления принадлежащей государству собственностью, контроля за использованием бюджетных средств. Продолжалась криминализация экономики, незаконное обогащение и извлечение неконтролируемых доходов. Было признано построение рыночной экономики в стране. Острой оставалась проблема коррупции в государственном аппарате.
1998 – 2007 гг. Продолжалось нецелевое использование бюджетных средств. Было подорвано доверие общества к государству. Министерства и ведомства не в полной мере выполняли возложенные на них функции по контролю за обеспечением сохранности государственной собственности и возмещению материального ущерба. Не принимались меры к привлечению должностных лиц к ответственности за преступные связи с криминальными структурами и организациями, преступными группами. Неудовлетворительной оставалась работа по выявлению укрытых налогов и других сборов, особенно наиболее крупными налогоплательщиками. В Дагестане экономическая преступность способствовала развитию общей преступности, эти деяния не получали адекватного противодействия со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Экономическая преступность пока еще оставалась одним из основных факторов, мешающих нормальному функционированию институтов государства, препятствием на пути оздоровления социально-экономической ситуации в Дагестане. Не удалось создать в республике целостную систему борьбы со злоупотреблениями и должностными преступлениями и, прежде всего, в органах государственной и муниципальной власти, правоохранительных, судебных и контролирующих органах. Борьба с коррупцией не носила целенаправленного и наступательного характера. Социальной ответственности бизнеса не удалось добиться. Необходимо было консолидировать общество в борьбе с коррупцией. Сохранялась тревожная тенденция увеличения количества тяжких и особо тяжких преступлений. Борьба с преступлениями экономической направленности оставалась малоэффективной. Не было действенной борьбы с теневой экономикой, криминальными методами конкуренции на рынке. Не сделаны выводы из критики, содержавшейся в предыдущих Посланиях, касающейся борьбы с коррупцией, клановостью, нецелевым использованием, хищением государственных и муниципальных бюджетных средств.
2008 – 2018 гг. Необходима бескомпромиссная борьба с преступностью, коррупцией, легализацией теневой экономики. Усилия судейского сообщества должны быть направлены на предотвращение коррупции в своей среде. Уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен. Коррозия публичной власти, неповоротливость аппарата управления приводит к утрате доверия граждан к государству. Надо заниматься реальной борьбой с коррупцией в Дагестане, а не торговлей должностями. Коррупция глубоко впиталась в ткань не только власти, но и общества. Чтобы динамично развиваться мы должны укреплять структуры гражданского общества.
2019 – 2025 гг. Проведена полная инвентаризация незаконно построенных жилых домов. До недавнего времени экономика республики характеризовалась высоким уровнем коррупции и административного давления, что приводило к выводу бюджетных средств через структуры, аффилированные к отдельным представителям власти. Были выявлены многочисленные нарушения, по которым более 200 человек привлечены к ответственности, из которых свыше 40 должностных лиц — к уголовной. были выявлены многочисленные нарушения, по которым более 200 человек привлечены к ответственности, из которых свыше 40 должностных лиц — к уголовной. Приняты меры по наведению порядка в системе медико-социальной экспертизы. Выявленные факты признания инвалидами лиц, не имеющих на то медицинских показаний, позволили сохранить 1 млрд. 700 млн рублей. Имея в республике все условия для лечения пациента, его направляли в медицинские организации других регионов. Таким образом, наш территориальный ФОМС оказался должником перед другими региональными фондами в объеме 1 млрд. 370 млн. рублей. Имели место случаи, когда деньги ФОМСа уходили не на лечение, а на аренду помещений для частных медицинских организаций. В республике выявлено более 400 многоквартирных жилых домов, строительство которых осуществлялось с нарушением законодательства о градостроительной деятельности [3].
Разрушение основ правового государства и общественной нравственности привело к появлению в Дагестане отчужденных от власти и общества людей, что в результате способствовало приобщению дагестанцев к терроризму, в том числе под псевдорелигиозными лозунгами. Некоторые дагестанцы стали заложниками деструктивных сил, разного рода радикальных проповедников и вербовщиков, которые и направляли неудовлетворенность людей против Российского государства, веры и культуры наших предков. Но власть и общество даже к началу 2013 года в Дагестане оставались слабыми, находясь под влиянием, а где-то и диктатом отдельных группировок, которые работали в своих корыстных интересах, потворствуя террористам и убийцам. Дагестанцы помнят, как руководство Турции и некоторых арабских стран оказывало моральную и материальную поддержку боевикам и террористам, которые тогда орудовали на нашей земле, а западники называли их не иначе, как повстанцами. Мы должны помнить, что около 80 процентов террористических актов, совершенных на территории России, произошло в нашей республике. По данным специальных органов, в Сирии и Ираке на стороне террористов воюют более 800 выходцев из Дагестана. Нам необходимо продолжить взятый курс на усиление натиска на преступность во всех сферах экономики, усилить борьбу с «теневой» экономикой, пресекать деятельность организованных преступных группировок в топливно-энергетическом комплексе, а также в сфере незаконного оборота наркотиков. Серьезной угрозой еще остается коррупция в республиканских и муниципальных органах власти, федеральных структурах по Республике Дагестан, правоохранительных и судебных органах. Часто сотрудники ФСБ, МВД, прокуратуры «кошмарят» нормальный бизнес, а «теневую» экономику обходят стороной [4].
Мы должны продолжить борьбу с теневым предпринимательством. В прошлом году зональные рабочие группы помогли поставить на налоговый учет 9,7 тысячи новых субъектов. На сегодня в реестр самовольно возведенных объектов внесено 1698 строений, из них 868 – многоквартирные дома. Необходимо активнее привлекать представителей НКО, активно участвующих в решении местных вопросов, а также инициативных граждан, имеющих свою точку зрения на актуальные проблемы, сохраняются направления, вызывающие серьезную обеспокоенность. Прежде всего, это рост преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков – на 7,4 процента, а также увеличение числа правонарушений, связанных с распространением в сети «Интернет» деструктивного контента, содержащего идеологию терроризма и экстремизма – почти в 1,7 раза. В этих условиях приоритетной задачей остается пресечение деятельности организованных преступных группировок, действующих в указанных сферах, и усиление межведомственного взаимодействия, особенно в части выявления и нейтрализации угроз в информационном пространстве [5].
В заключение стоит отметить, что органам государственной власти республики под руководством Президента РД, Главы РД, удалось, несмотря на беспрецедентные внутренние и внешние угрозы, навести конституционный порядок в регионе и обеспечить позитивное развитие.
- Информационно – аналитическая справка о результатах работы МВД по Республике Дагестан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, а также мерах по улучшению общественного доверия и поддержки со стороны граждан// https://05.xn--b1aew.xn--p1ai/document/62764404 (дата обращения 28.10.2025г.)
- Более 460 коррупционных преступлений выявлено в Дагестане за полгода// https://mkala.mk.ru/social/2025/08/09/v-dagestane-za-polgoda-vyyavili-467-korrupcionnykh-prestupleniy.html?ysclid=mhaqhu096w814437875 (дата обращения 28.10.2025г.)
- Послание Главы Республики Дагестан Народному Собранию РД// https://ilchi.info/2019/03/glav-3/ (дата обращения 30.10.2025г.)
- Послание(отчет) Главы Дагестана Народному Собранию от 1 февраля 2016года// https://chernovik.net/content/politika/poslanie-otchyot-glavy-dagestana-narodnomu-sobraniyu-respubliki-dagestan (дата обращения 30.10.2025г.)
- Послание Главы Дагестана Сергея Меликова Народному Собранию РД (29 мая 2025г.//https://nsrd.ru/regulatory/poslanie-glavy-rd/4834/ (дата обращения 29.10.2025г.)




