Формировать в обществе антикоррупционное мировоззрение или нетерпимость к коррупционному поведению
Воспитание антикоррупционного мировоззрения - это процесс формирования у детей и подростков положительного отношения к борьбе с коррупцией и развития честных ценностей. Это важно для создания общества, где люди будут действовать с честностью и ответственностью, соблюдать закон и уважать права других людей. Важно помнить, что воспитание антикоррупционного мировоззрения - это долгосрочный процесс, требующий постоянного внимания и усилий со стороны всех участников общества. Однако, благодаря совместной работе, мы можем создать будущее, где коррупция не будет препятствием для развития и процветания нашей страны. Воспитание непримиримости к коррупции - это важный аспект развития гражданского сознания и моральных ценностей в обществе. Этот процесс помогает людям различного возраста понимать негативные последствия коррупции для общества и развития страны. Воспитание непримиримости к коррупции включает в себя различные аспекты, такие как образование, воспитание, медиа и законодательство. Образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании у студентов и учащихся позитивных ценностей и уважения к закону. Преподаватели и учителя должны быть примером честности и ответственности для своих учеников. Медиа также играют важную роль в воспитании непримиримости к коррупции. Журналисты и издатели должны отстаивать свободу слова и ответственность перед общественностью, рассказывая о случаях коррупции и выступая за прозрачность и ответственность в государственных учреждениях. Законодательство и правовая система должны обеспечивать наказание для тех, кто совершает коррупционные действия. Это поможет создать атмосферу недопустимости коррупции и укрепить доверие к государственным учреждениям. Важно также учитывать, что воспитание непримиримости к коррупции не ограничивается только образовательными и законодательными мерами. Родители и учителя должны участвовать в процессе воспитания, поддерживая и развивая у детей и подростков чувство ответственности и уважения к закону. В целом, воспитание непримиримости к коррупции - это сложный процесс, требующий участия различных сторон, включая государственные учреждения, образовательные учреждения, медиа и общество в целом. Этот процесс не только помогает сражаться с коррупцией, но и способствует развитию гражданского сознания и моральных ценностей в обществе.
В Указе Президента РФ №400 от 02.07.2021г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что на современном этапе национальными интересами России является усиление борьбы с коррупцией, предупреждение, пресечение и искоренение преступлений коррупционной направленности, а также снижение коррупции в предпринимательской среде, а также международное сотрудничество в области противодействия коррупции [1, ресурс]. Вопросы искоренения коррупции вряд ли достижимы в обозримом будущем, а снизить разрушительный потенциал вполне посильная задача субъектов профилактики в содружестве с институтами гражданского общества.
Рассматриваемая проблема коррупции была предметом научных исследований и дискуссий [2, электронный ресурс].
Проф. Кабанов Н.А. проанализировал нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, отмечает правовую неопределенность дефиниции «формирование нетерпимости к коррупционному поведению» и приходит к выводу, что «…основной задачей антикоррупционной деятельности и одним из направлений, обеспечивающих ее решение, является не «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению», а формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и основанного на нем правомерного антикоррупционного поведения» [3, электронный ресурс ].
Мировоззрение – система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [4, электронный ресурс]. Такой подход, на наш взгляд, позволяет выстроить систему противодействия коррупции в широким формате. Иными словами понятие мировоззрения шире и включает в себя формирование в стране нетерпимого отношения к коррупции.
В этой связи в тезисной форме рассмотрим некоторые формы, методы, способы формирования в обществе антикоррупционного мировоззрения.
Основные принципы антикоррупционного мировоззрения включают в себя:
1. Честность и ответственность: Люди, занимающиеся политикой, экономикой и общественной жизнью, должны быть честными и ответственными в своих действиях. Они не должны использовать свое положение для личного обогащения или получения несправедливых преимуществ.
2. Прозрачность: Все процессы, связанные с принятием решений, должны быть прозрачными и доступными для общественного контроля. Это позволяет предотвратить скрытую коррупцию и обеспечить, что все действия соответствуют закону и общественным нормам.
3. Защита прав граждан: каждый гражданин имеет право на равные возможности и доступ к ресурсам, независимо от его социального статуса, расы, религии или политических взглядов. Коррупция угрожает этим правам, поэтому ее снижение является неотъемлемой частью антикоррупционного мировоззрения.
4. Сотрудничество и международное сотрудничество: антикоррупционное мировоззрение подчеркивает важность сотрудничества на международном уровне для уменьшения коррупции. Это может включать в себя обмен информацией, совместные проекты и внедрение международных стандартов и норм.
5. Предотвращение коррупции: антикоррупционное мировоззрение также подчеркивает важность профилактических мер для предотвращения коррупции. Это может включать в себя образовательные программы, системы контроля и наказания, а также создание культуры, которая не толерантна коррупции.
В целом, антикоррупционное мировоззрение является важным инструментом для создания честного и прозрачного общества, в котором каждый человек имеет равные возможности для успеха и благополучия.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются [5, электронный ресурс ]:
1) Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, которая состоит в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности государственных органов, муниципальных органов и институтов гражданского общества по предупреждению (профилактике) коррупции, борьбе с нею и минимизации (ликвидации) негативных последствий.
2) Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества, путем проведения координационных совещаний и межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов с руководителями федеральных органов исполнительной власти. Проведение совместных мероприятий правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Организация постоянно действующих рабочих групп из числа представителей субъектов взаимодействия. Межведомственный информационный обмен. Организация совместных проверок по исполнению законодательства о противодействии коррупции в конкретном органе исполнительной власти. Обучение, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и иной помощи другому субъекту сотрудничества в рассматриваемой сфере. Организация совместных семинаров, конференций, в том числе научно – практических, а также организация совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов;
3) Принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции. На формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, может быть отнесено антикоррупционное воспитание (в том числе посредством искусства), антикоррупционное просвещение, включая антикоррупционное обучение, антикоррупционную пропаганду и социальную рекламу, а также деятельность общественных организаций.
4) Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью. Достичь успехов в борьбе с коррупцией можно только путем согласованных и активных действий государственных органов и общественных объединений граждан, а также во взаимодействии с наиболее активными членами гражданского общества. Ощутимую роль в этом процессе играют Общественные советы при МВД России, общественно – наблюдательные комиссии в местах принудительного содержания, общественная палата, общественные инспекции и группы общественного контроля и иные общественные формирования социально полезной направленности.
5) Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. Целью установления антикоррупционных стандартов является обеспечение высокого уровня осуществления государственных полномочий, исключающего возможность злоупотребления государственным служащим своим положением. Значительную роль в этом играют уточнение и конкретизация регламента государственного служащего и служебного контракта, а также четкое соблюдение запретов, ограничений, требований, дозволений.
6) Унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей. Речь идет об обстоятельствах, исключающих возможность замещения должности государственной, муниципальной службы. То есть наличие этих обстоятельств, препятствует замещению должности муниципальной службы либо нахождению лица на этой должности.
7) Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Массовую оценку соблюдения права на доступ к информации о деятельности органов власти можно с уверенностью назвать низкой. Лишь 11,1% респондентов считают, что их право соблюдается полностью, 61,7% респондентов посчитали, что их право соблюдается частично; 14% считают, что их право абсолютно не соблюдается [6, c. электронный ресурc ].
8) Обеспечение независимости средств массовой информации. Согласно замерам общественного мнения, проведенным компанией «ROMIR Monitoring», больше половины россиян полагают, что в стране есть свобода слова, а вот 80% опрошенных журналистов считают иначе [7, 39]. Вместе с тем граждане, недовольные конкретными проявлениями свободы прессы, в своем большинстве считают введение цензуры целесообразным (с этим, правда, категорически не согласны свыше 60% опрошенных журналистов) [8. 45].
9) Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Почти половина россиян (47,2 %) относятся с недоверием к судам, почти 10 % относятся резко негативно к судебно-правовой системе, 32,6 % граждан более-менее относятся с доверием, и лишь 3,7 % полностью доверяют судам[9, электронный ресурс].
10)Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции. Правоохранительные органы обязаны уделять приоритетное внимание: 1)коррупции, которая обладает высокой латентностью, поэтому необходимо совершенствовать оперативно – розыскную деятельность по выявлению корруптеров в различных сферах общественной жизни; 2)обеспечить четкое взаимодействие с другими заинтересованными органами; 3)особое внимание уделять мониторингу и проверке сведений, размещенных в СМИ, социальных сетях, где воробогачи бросают вызов населению. Не лишне вспомнить, в советские времена, когда правонарушения коррупционного характера, опубликованные в печати, становились предметом тщательного рассмотрения и острого реагирования правоохранительных органов.
11)Совершенствовать порядок прохождения государственной и муниципальной службы, в том числе используя полиграф и другие высокие технологии для выявления мотивации претендентов на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы.
12)Обеспечить добросовестность, открытость, добросовестность конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Административная рента - это доходы получаемые чиновником, незаконно использующими, служебные полномочия. Так в "Мониторинге развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации", опубликованном Счетной палатой, приводится цифра — 4,3 трлн. рублей. За 9 месяцев 2016 года такая сумма была потрачена на закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Правоохранители, как уже говорилось выше, утверждают, что на административную ренту уходит в среднем порядка 20% с каждой госзакупки. 20% от 4,3 трлн. — 860 млрд. Столько бюджетных средств налогоплательщики потеряли за 9 месяцев. Делим 860 млрд. на девять, получается 96 млрд. — столько мы потеряли за 1 месяц. Умножаем на 12 месяцев, получается 1,152 трлн. Это и есть приблизительная сумма, уплывающая из бюджета страны чиновникам в течение одного года на госзакупках, которая сравнима с годовым бюджетом на всю правоохранительную систему [10. электронный ресурс ].
13) Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности. В частности, в связи с проведением специальной военной операции: возрастает наша зависимость от нефти и газа; санкции в отношении России создают напряженность в геополитике; имеют место недостатки в инвестиционной деятельности; наличествуют демографические вызовы и недостатки эффективности в государственном управлении и противодействии коррупции. Создается ощущение, что экономика опирается больше на предпринимательскую среду. Поэтому полагаем, что больше простора надо дать предпринимателям, снизив налоги и сборы, а лучше освободить полностью от налогов на два три года.
14) Совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. Разрабатываются коррупционные схемы, как наживаться на государственной собственности: передается государственное и муниципальное имущество в аренду и собственность без оплаты арендной платы и коммерческих платежей, перевод земель в иную категорию; увод коммерческих площадей в собственность приближенных лиц; хищение чиновниками муниципальных квартир и т. Д [11, электронный ресурс ].
15) Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. И отечественный, и накопленный за рубежом опыт борьбы с коррупцией государственных служащих во всех её проявлениях свидетельствует о том, что массовый характер коррупционных отношений чиновников связан в большей степени с разрешительной, лицензионной деятельностью органов государственной власти. В своей практической деятельности многие чиновники рассматривают коррупцию как непременное условие решения жизненных проблем. Причин для подобного поведения множество, и в первую очередь рост цен, значительно опережающий увеличение денежного содержания служащих бюджетной сферы. Как следствие, госслужащие в большей степени ориентированы на службу самим себе, прежде всего на удовлетворение личных нужд, а уж затем государственных и общественных интересов [12, электронный ресурс ].
16) Укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом. Международные акты, регламентирующие противодействие коррупции, не предусматривают санкций за нарушение договорённостей, игнорирование установленных рекомендаций. Хотя в случае таковых деяний могут быть задействованы санкции-стимулы, например, удар по имиджу государства на международной арене, применение к нему определённых мер другими государствами, всё же мы считаем, что в подобных международных договорах следует закрепить политические и экономические санкции за несоблюдение договорённостей [13, электронный ресурс ].
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц. В настоящее время политологи и юристы отмечают наличие конфликта в отношениях между гражданами и органами публичной власти, которое выражается в отчуждении граждан от власти, фиктивности демократии. Конфликт между обществом и властью пронизывает и сферу рассмотрения обращений граждан, поскольку общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на обращения, являются неотъемлемой составной частью огромного массива взаимоотношений между личностью и органами власти [14, электронный ресурс ].
18) Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям. Президент РФ В.В. Путин отмечает: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России» [15. электронный ресурс]. Саморегулирование — это инструмент против чиновничьего произвола и коррупции, бюрократизации российской экономики и создание основ для формирования гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
19)Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов. По данным Минфина РФ в 2022 г. в России 2,4 млн. чиновников [16, электронный ресурс]. Необходимо разработать единую методику проведения конкурсного отбора на вакантные должности государственной и муниципальной службы, привлечь независимых экспертов, оценка путем тайного голосования, совершенствовать тестовые задания, для выявления мотивации использовать полиграф.
20) Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21) Оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. Внедрение административных регламентов позволяет: 1) повысить качество и доступность государственных услуг; 2) упорядочить и конкретизировать обязательств органов исполнительной власти перед обществом; 3) снизить административные барьеры в экономике; 4) повысить доверие населения к органам государственного управления.
Учитывая указанные позиции, приведем ряд проблем, которые затрудняют формированию антикоррупционного мировоззрения.
1.Личный пример высокопоставленных лиц имеет большое значение. Социальные сети изобилуют примерами как депутаты, государственные и муниципальные служащие имеют активы, недвижимость за рубежом, их дети обучаются в зарубежных странах. Это на индивидуальном уровне у граждан порождает негативное отношение к ним и разоряет страну. Так 40 проц. россиян относятся к олигархам с раздражением, возмущением и ненавистью [17, электронный ресурс ]
2.В средствах массовой информации редко показывают лиц, которые своим профессионализмом, широким кругозором и безупречной репутацией достигли высот в различных сферах общественной жизни. Нередко сюжеты по телевидению формируют агрессию у зрителей. Нередко молодежь поступают аналогично при схожих жизненных ситуациях
3.Правоохранительные органы проявляют робость при документировании коррупционной деятельности сановных особ. Сращивание государственного аппарата, «оборотней в погонах» и организованной преступности, получило название «административное преступное бандформирование» (АПБ) [18, электронный ресурс ].
4.Стоит рассмотреть вопрос об открытой публикации расходной части бюджетов всех уровней. Важная роль прозрачности бюджета заключается в том, что она влияет на поведение государственных служащих (и иных участников правоотношений в сфере государственного и муниципального управления), заставляя их воздерживаться от неправомерного поведения.
5.Активизировать журналистские расследования. Необходимо обеспечить государственную защиту журналистам, которые освещают данную проблему. В этой связи в Республике Дагестан в результате преступных посягательств погибли 19 журналистов[19,электронный ресурс].
6.Придать импульс в деятельности институтов гражданского общества.
В список общественных объединений и иных некоммерческих организаций, основным видом деятельности которых является противодействие коррупции в Дагестане входили (по состоянию на 08.12.2012г): ДРО ООО «Комиссия по борьбе с коррупцией»; ДРОО «Содействие безопасности и борьбе с коррупцией»; Союза общественных объединений «Отечество»; ДРО ООО «Российский союз ветеранов Афганистана»; независимого профсоюза сотрудников ОВД и прокуратуры; Дагестанской региональной правозащитной организации «Равноправие и защита» [20, электронный ресурс]. В Дагестане зарегистрировано 2 тысячи 618 некоммерческих организаций, из них: общественных объединений – 1 тысяча 118, казачьих обществ – 23, религиозных организаций – 855, иных некоммерческих организаций – 560 и 62 региональных отделения политических партий. К сожалению, многие из них снизили активность против коррупции.
7.В ходе проведения антикоррупционной пропаганды использовать менталитет народа, его обычаи и традиции. «Ценности» двойной морали уже сформированы в подрастающих элитах российского общества и естественным образом ретранслируются на идущее во взрослую жизнь поколение, выросшее в эпоху коренных социальных изменений. Как отмечает политолог Н. Миронов: «…Новые времена требуют новых «строителей будущего». И современный режим их формирует, лепя по своему образу и подобию. Идеологические «ценности страны становятся и основой для формирования личностей. …Выросшая золотая молодежь, которая скоро придет (и уже приходит) к основным рычагам управления, изначально развращена, коррумпирована, с презрением относится к народу и совершенно не настроена на создание. Она никогда не знала иной социальной системы, кроме нынешней, и никогда не видела другой морали, кроме «морали» кастового общества, построенного по клановому (мафиозному) принципу. … Клановость формирует особую модель карьеризма, альфа и омега которой — абсолютная верность своему клану и умение рвать глотки конкурентам. И все это на фоне разглагольствования о социальности, народности, патриотизме…» [Миронов 2016] [21, электронный ресурс ].
8.В антикоррупционную пропаганду включать и яркую антикоррупционную рекламу. Антикоррупционная реклама — это распространение антикоррупционной информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на привлечение внимания населения к проблеме противодействия коррупции и формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения[22, электронный ресурс ]. В столице республики г. Махачкале мы видим массу баннеров, где предлагаются медицинские, образовательные и спортивные и иные услуги. Однако нет ни одного баннера или другой наглядной агитации по противодействию коррупции.
9.Расширять антикоррупционное волонтерство, проводить общественный мониторинг, социальные эксперименты и проекты. Добровольческие и волонтерские движения необходимо активнее привлекать к работе по противодействию коррупции. Такую задачу перед общественниками поставил Президент России [23, электронный ресурс ].
10. Не хватает политической воли в решительном противодействии коррупции. Степашин С.В. признал также необходимость введения независимого внешнего контроля за деятельностью органов государственной власти, которого на данный момент в России нет. И российская бюрократия ведет борьбу не на жизнь, а на смерть с любыми попытками установить подобного рода ограничители [24, электронный ресурс ].
11. Вносятся предложения о необходимости выделения комплексной правовой отрасли российского права - антикоррупционного права, которая должна выявлять, предупреждать, проводить профилактику, осуществлять уголовное и административное пресечение коррупции, системно противодействовать любым ее проявлениям [25, электронный ресурс ], что позволит упорядочить нормативно правовые акты и облегчит правоприменительную практику.
12. Формирование законодательства происходит исходя из интересов элиты, а не общества и его потребностей. Согласно статье 20 Конвенции ООН: незаконное обогащение – это ситуация, при которой расходы превышают легальные доходы [26, электронный ресурс] . К сожалению, данную статью Российская Федерация решила исключить из текста ратификации. Это - Архимедов рычаг, который позволил бы серьезно снизить коррупционный потенциал в стране.
13.Назрел вопрос о расширении на уровне уголовного законодательства возможностей граждан защитить свои права и законные интересы, в том числе и от коррупционных посягательств со стороны представителей власти. Об этом свидетельствуют силовые способы размещения мусорных полигонов вблизи населенных пунктов, и другие попытки олигархов по строительству объектов недвижимости создав неудобства для живущих вблизи жильцов, несмотря на массовые акции недовольства граждан.
14.Предпринимаемые антикоррупционные меры не приведут к искоренению коррупции, если не будет надлежащее нравственное воспитание, которая обеспечивается с раннего возраста.
15.Известный исследователь профессор В.А. Номоконов [27, электронный ресурс] отмечает, что коррупция становится политизированной, перемещаясь во властные структуры и чиновники, фактически переходят на содержание крупного бизнеса. Ставится вопрос об ответственности руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции.
16. Ограничение депутатского, судейского и других иммунитетов от уголовного преследования за совершение преступления позволит уменьшить коррупцию в этих структурах.
17. Можно рассмотреть вопрос, связанный с отказом от уголовной ответственности взяткодателей, если взятка дается за совершение должностным лицом законных действий в пользу взяткодателя или иных указанных им лиц.
18. Необходимо создание не зависимого органа в структуре МВД, которое будет выявлять коррупционеров в органах власти и управления. Внести поправки в ст. ст. 23, 35 Конституции РФ, согласно которым правоохранительные органы будут иметь право проводить любые проверки подозреваемых в коррупции лиц до возбуждения уголовного дела и без специальных разрешений.
19.Одним из методов для противодействия «клановой коррупции» возможно, стало бы создание в другом регионе РФ (например, в г. Москве) независимой кадровой комиссии, которая проводила бы конкурсный отбор на замещение вакантных должностей в республиканских и муниципальных организациях посредством средств телекоммуникации [28, электронный ресурс ]. Важнейшим направлением антикоррупционной профилактики является подготовка и отбор госслужащих со студенческой скамьи с учетом репутационного анализа.
20.Формировать в обществе нулевую терпимость к коррупции. Остро реагировать на факты низовой, деловой, электоральной, экономической, судебной, правоохранительной и иной коррупции в различных сферах общественной жизни.
Таким образом, назрела острая необходимость проводить тотальную, многовекторную, многоуровневую и системную работу по формированию антикоррупционного мировоззрения. Решить вопрос о национализации собственности олигархов, всех активов имущества, доставшего им в результате невиданного в истории цивилизаций ограблением народа, которые были созданы огромным трудом многомиллионного поколения советских людей. В результате разрушения однополярного мира неизбежно будут беспрецедентные атаки на уничтожение России. В этой ситуации нам надо использовать весь арсенал форм, методов и способов противодействия главной угрозе внутренней и внешней безопасности страны – коррупции, в противном случае негативные последствия неизбежны. В этой ситуации неотложной задачей является формирование у граждан антикоррупционного мировоззрения, особенно среди молодого поколения, поскольку их активность будет нарастать, а пассивность и не решительность органов власти способствует стагнации и разрастанию метастаза коррупции.
- Указ Президента РФ №400 от 02.07.2021г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» п.30, 45,46, п.п.13 п.47 // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1784948/ (дата обращения 07.01.2024г.)
- Данилов А.П. Факторы неэффективности антикоррупционной политики// ile:///C:/Users/user/Downloads/faktory-neeffektivnosti-antikorruptsionnoy-politiki.pdf (дата обращения 24.02.2024г.); Алишкова Н.П. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению: кото и чему учить// formirovanie-v-obschestve-neterpimosti-k-korupcionnomu-povedeniyu.pdf (дата обращения 23.02.2024г.); Овченков В.А., Першина В.К. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению как одна из мер профилактики коррупционных правонарушений// Вестник Прикамского социального института, 2021.№2 (89) с.47-51
- Кабанов П. А. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению как юридически не определенная правовая категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 1. С. 1007–1026. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.1.1007-1026
- Мировоззрение. Википедия//https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 23.02.2024 г.)
- Статья 7 ФЗ от 25.12.2008 г.№273 (в ред от 19.12.2023г.) «О противодействии коррупции»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/0654dc5f4f9627124f82c9fa4a0eb2fd24115039/?ysclid=lsyqnxf115502712697 (дата обращения 23.02.2024г.)
- Национальный доклад о доступе к информации о деятельности органов власти Российской Федерации//https://ifap.ru/library/book351.pdf (дата обращения 25.02.2024г.)
- Крупенин С.Б. Деятельность средств массовой информации и ее прекращение. М., 2003.
- Солоницин Э. Свобода слова как правовая проблема современного общества. М., 2002.
- 6 причин недоверия россиян к судебной системе. Делюсь своими наблюдениями//https://dzen.ru/a/YSxRYvspKQcWPfLB (дата обращения 26.02.2024г.)
- Раскрыты схемы триллионных откатов//https://cherkesk.bezformata.com/listnews/rentu-kommersanti-shema-3-kak/54615610/ (дата обращения 28.02.2024г.)
- Семеновская Н. Как нажиться на государственной недвижимости// https://proza.ru/2013/04/11/214?ysclid=lt5xwblay7430295421 (дата обращения 28.02.2024г.)
- Юхачев С.П. Противодействие коррупции в среде государственных служащих в России// https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-korruptsii-srede-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-rossii?ysclid=lt607rumri706894084 (дата обращения 28.02.2024г.)
- Назаренко Д.А. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия коррупции// mezhdunarodnoe-sotrudnichestvorossiyskoy-federatsii-v-sfere-protivodeystviya-korruptsii.pdf (дата обращения 28.02.2024 г.)
- Исаева Б.М. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма воздействия на публичную власть// obraschenie-grazhdan-v-organy-gosudarstvennoy-vlasti-i-mestnogo-samoupravleniya-kak-forma-vozdeystviya-na-publichnuyu-vlast.pdf (дата обращения 28.02.2024г.)
- Исаева Б.М. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма воздействия на публичнуювласть// obraschenie-grazhdan-v-organy-gosudarstvennoy-vlasti-i-mestnogo-samoupravleniya-kak-forma-vozdeystviya-na-publichnuyu-vlast.pdf (дата обращения 28.02.2024г.)
- Стало известно точное число чиновников в России//https://zab.ru/news/150727 (дата обращения 02.03.2024г.)
- Опрос:40 проц. Россиян относятся к олигархам с раздражением, возмущением и ненавистью //https://www.newkaliningrad.ru/news/community/3584645-opros-40-rossiyan-otnosyatsya-k-oligarkham-s-razdrazheniem-vozmushcheniem-i-nenavistyu.html?ysclid=lt15x6su6m289261078 (дата обращения 25.02.2024г.)
- Юнацкевич П. И., Васильев А. Б. Наведенный криминал и его жертвы из числа сотрудников органов внутренних дел // Бесплатная электронная библиотека — онлайн-материалы. URL: https://kniga.lib-i.ru (дата обращения: 09.09.2020)
- Муталибова Д. В память о дагестанских журналистах // https://mirmol.ru/novosti/v-pamjat-o-nashih-kollegah/?ysclid=lt1dos84vu829407867 (дата обращения 25.02.2024г.)
- Против коррупции // https://dagpravda.ru/obshestvo/protiv-korrupcii-2/?ysclid=lt1f4onf4r109379571 (дата обращения 25.02.20224г.)
- Романова К.С. Коррупция и российская ментальность//https://eesa-journal.com/filosofskie-nauki/korrupciya-i-rossijskaya-mentalnost/?ysclid=lt385l5fgv900982003 (дата обращения 26.02.2024г.)
- Кабанов П.А. Понятие антикоррупционной рекламы как правовой категории: региональный аспект//https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=26338&ysclid=lt38mmic8y761811523 (дата обращения 26.02.2024г.)
- Волонтерские движения надо привлекать к борьбе с коррупцией//https://vmeste-rf.tv/news/volontyerskie-dvizheniya-nado-privlekat-k-borbe-s-korruptsiey-schitayut-v-sf/?ysclid=lt3xl16d5m752205597 (дата обращения 27.02.2023г.)
- Надолго ли хватит политической воли бороться с коррупцией//https://psj.ru/nb-arhiv/tendentsii/25330-nadolgo-li-khvatit-politicheskoj-voli-borotsya-s-korruptsiej.html?ysclid=lt3yrok0vp149146710 (дата обращения 27.02.2024г.)
- Лахман А.Г. Антикоррупционное право: комплексная отрасль российского права//antikorruptsionnoe-pravo-kompleksnaya-otrasl-rossiyskogo-prava (1).pdf (дата обращения 02.03.2024г.)
- Конвенция ООН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/2563049 (дата обращения 24.02.2024г.)
- Номоконов В.А. Проблемы формирования антикоррупционной политики в России//problemy-formirovaniya-antikorruptsionnoy-politiki-v-rossii.pdf (дата обращения 24.02.2024г.)
- Коррупция в Дагестане// https://chernovik.net/content/sredniy-klass/korrupciya-v-и dagestane?ysclid=lt1fr66wpn448397092 (дата обращения 25.02. 2024г.)