ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В статье исследуются вопросы, связанные с причинами возникновения коррупционных явлений на государственной службе. Анализ данных причин позволяет выявить группу оказывающие наибольшее влияние на коррупцию в целом. В результате проведенного исследования автор приводит направления государственной политики по борьбе с коррупцией в сфере гражданской службы в России.
Современная Россия сталкивается с актуальной и серьезной проблемой коррупции, которая, несмотря на настойчивые усилия и меры, принимаемые как государственными органами, так и обществом, продолжает оказывать негативное влияние на стабильность государства. Данный социальный феномен ставит под угрозу дальнейшее развитие как в социальной, так и в экономической сферах. Увеличение случаев взяточничества и других правонарушений ведет к падению доверия к учреждениям власти и усилению недовольства существующим порядком.
В римском праве термин «corrumpere» имел общее значение, описывающее действия, направленные на повреждение, разрушение или подкуп, и применялось к неправомерным действиям в судебной практике. Это слово произошло от сочетания латинских корней «corei», обозначающего несколько участников в обязательственном отношении к одному предмету, и «rumpere», что значит ломать или отменять. В результате сформировался отдельный термин, который указывал на коллективные действия, направленные на разрушение нормального функционирования судебных процессов или управления общественными делами [1].
Нередко коррупционные явления остаются скрытыми, что усложняет их анализ и противодействие. Однако исключительно важен системный подход, который требует глубокой проработки механизмов коррупционных практик. Тщательное исследование данной проблемы в контексте государственной деятельности станет основой для разработки и внедрения действительно эффективных антикоррупционных мер [4].
Коррупция в сфере государственного управления представляет собой явление, разрушающее доверие общества к властным структурам и подрывающее принципы правового государства. Причины коррупции разнообразны, но среди основных выделены недостаточная эффективность механизмов контроля, слабая правовая культура, низкий уровень заработной платы госслужащих, их нехватка в профессиональной подготовке, а также несовершенство законодательства и непрозрачность в процессах принятия решений.
Коррупция в государственных структурах проявляется в различных формах — от получения взяток до использования служебных полномочий для личной выгоды.
Выделяя ключевые факторы, способствующие коррупции, следует отметить, что одним из основных источников данного явления является общественный кризис, который сопровождается высоким уровнем неуважения к закону, правовым нигилизмом и моральной нестабильностью.
Существуют множество подходов к классификации причин коррупции, однако их можно обобщить в четыре группы. На основании этих групп мы проанализируем основные причины коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, которые описываются в исследовательской литературе: [5]
1. Социально-экономические причины. Низкий уровень заработной платы государственных служащих вынуждают их искать дополнительные источники дохода через так называемые «откаты» и подарки. Исследования подчеркивают явление, известное как вознаграждение за предоставленные услуги;
2. Политические причины. Коррупционные практики в государственных и муниципальных органах власти могут возникать из-за отсутствия системы для обсуждения кандидатур на руководящие позиции. Когда процесс выбора и назначения руководителей не является прозрачным и открытым, создаются благоприятные условия для коррупционных схем. Без участия широкой общественности и специалистов, решения о назначениях могут основываться на личных контактах, тайных соглашениях, взятках или других нечестных методах. Когда кандидатуры на должности руководителей выбираются не по их профессиональной квалификации и достижениям, а исключительно на основе политических соображений, это может привести к ситуации, когда некомпетентные люди занимают ключевые посты. В результате может снижается эффективность работы органов власти, а возможности для коррупции возрастут;
3. Правовые причины. Учитывая изменения, внесенные в Конституцию России и федеральные законы с целью ограничения и запрета для государственных служащих, существует множество способов утаивания своих доходов. Например, некоторые могут передавать незадекларированное имущество на имя дальних родственников. По нашему мнению, эффективным способом борьбы с данной причиной может быть внесение меры наказание, как конфискация имущества;
4. Нравственные причины. Население очень редко обращается в правоохранительные органы с жалобами на вымогательство со стороны госслужащих или местных властей, опасаясь репрессий и негативных последствий для себя и своих близких. Низкие моральные нормы: если коррупционные практики активно распространены в политике или бизнесе, это ослабляет моральные устои и создает атмосферу, где коррупция становится нормой. Низкий уровень этического образования: если в образовательной системе не уделяется внимания развитию этических ценностей и навыков, люди могут не осознавать значимость этичности и действовать без моральных границ [2].
Основываясь на существующей правовой сфере, внедряются современные нормативные решения и разрабатываются инновационные стратегии. Эффективная борьба с коррупцией требует комплексного подхода, включающего не только обновление правовой базы, но и воспитание высокого правосознания среди граждан.
Несмотря на интенсивное обновление законодательной базы, одних лишь нормативных изменений недостаточно для полного искоренения коррупционных процессов. Успешное противодействие коррупции в первую очередь основывается на профилактической работе на разных уровнях социального механизма.
Основные направления государственной политики по борьбе с коррупцией в сфере гражданской службы в России могут включать в себя:
- разработку механизмов взаимодействия между правоохранительными и другими государственными структурами и общественными, парламентскими комиссиями по вопросам антикоррупционной деятельности;
- внедрение законодательных, административных и прочих мер, направленных на вовлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан в более активное участие в борьбе с коррупцией, а также на формирование в обществе негативного восприятия коррупционных действий;
- оптимизацию системы и структуры государственных институтов, создание механизмов общественного контроля над их работой;
- установление антикоррупционных стандартов, введение единой системы запретов, ограничений и разрешений, способствующих профилактике коррупции в данной сфере [3].
Активное участия институциональных структур гражданского общества, а также самих граждан, на основе создания надлежащей правовой инфраструктуры, поспособствует изменению имеющегося положения дел и адекватному формированию интегрированной системы общественного контроля. Следует отметить, что коррупция – это многогранное социальное явление, которое влечет за собой значительные угрозы для стабильности и безопасности как государства, так и общества в целом. Ее следует анализировать как криминологическое и социально-экономическое явление, обладающее сложной многоуровневой и многофункциональной природой, охватывающее широкий спектр общественно опасных действий.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии коррупции» - https://www.consultant.ru/
- Ковалева Е.О. «К вопросу о причинах и условиях совершения коррупционных правонарушений»// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей StudNet №8. ‒ 2022. – С.106-122.
- Озина А.М., Каришина И.Е. «Коррупция в органах государственной власти: проблемы, последствия, меры противодействия»// KANT №3 (36). – 2020. – С.77-82.
- Антонян Е.А., Поляков М.М. «Детерминация коррупционной преступности в России и меры противодействия ей»// Всероссийский криминологический журнал №6 (16). – 2022. – С.669-676.
- Головин А.Ю., Бугаевская Н.В. «Антикоррупционное просвещение в системе мер предупреждения коррупции на современном этапе»// Всероссийский криминологический журнал Т.16 № 3. – 2022. ‒ С.311-319.