Актуальные аспекты правового регулирования заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов
Проанализированы теоретические основы правового регулирования заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Обращено внимание на основные проблемы правового регулирования заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Предложены пути решения выявленных проблем.
Нормативную основу заключения государственных и муниципальных контрактов составляют Гражданский Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также целый ряд подзаконных актов, главным образом Постановления Правительства РФ, а также Распоряжения Правительства РФ и Приказы уполномоченных ведомств. Детализация правовых норм проходит в региональном законодательстве и муниципальных правовых актов в рамках полномочий этих субъектов правового регулирования.
Первым существенным положительным изменением, касающимся заключения контрактов следует считать нововведение, привнесённое Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон № 140-ФЗ). Это нововведение заключалось в том, что заключать контракты с единственным поставщиком на оказание коммунальных услуг, связи, на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и т. д. стало возможным без включения в документ расчёта и обоснования начальной максимальной цены контракта. Данное изменение носило исключительно положительный характер и упраздняло неадекватные для заключения вышеперечисленных категорий контрактов условия. Что касается контрактов, заключаемых с естественными монополистами, то расчёты в своих контрактах они приводят на основании законодательства, регулирующего их отрасль. Так, например, контракты на поставку тепловой энергии заключаются на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». То же самое касается заключения контрактов на оказание услуг местной телефонной связи, водоснабжения и водоотведения, поставки электрической энергии и т. д. Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О, специальные нормы права имеют приоритет перед общими, если требования их противоречат друг другу[1]. Соответственно, нормы Закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются специальными по отношению к нормам Закона о контрактной системе. Такого рода контракты заключаются по форме, установленной специальными нормами права, и понуждать такого рода контрагентов вносить обоснование начальной контрактной цены и прочие условия заказчики не вправе. Вообще на данном примере можно проследить развитие правоприменительной и судебной практики, поскольку орган власти, регулирующий контрактную систему – Министерство Финансов Российской Федерации придерживалось ранее диаметрально противоположной точки зрения.
Проводя обзор возникновения правового регулирования заключения государственных контрактов в рамках Закона о контрактной системе, нельзя не отметить одно из последних и, несомненно, важных изменений, а именно: 01.04.2021 вступил в силу Федеральный закон №249-ФЗ от 31.07.2020, который разрешает проводить электронные закупки малого объёма до 3 млн рублей по ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе. Участниками данного вида закупки могут быть как физические, так и юридические лица (кроме оффшорных компаний), которые зарегистрированы в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Минимальная цена закупки для заключения контракта не ограничена, а верхний предел — 3 млн руб. Общий лимит для таких процедур не должен превышать годовой объем госзакупок, который указан в п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Чем примечательно данное нововведение: заключение контракта по данным закупкам («мини-аукционам») проводится в специализированном агрегаторе - электронном магазине [2, с. 204].
Электронные магазины (маркеты, порталы поставщиков) - это специальные сервисы на базе электронных торговых площадок для осуществления закупок малого объёма по упрощённой схеме. Распоряжением Правительства РФ N 824-р от 28.04.2018 г. было положено начало работы данного агрегатора в Российской Федерации. И с ноября 2018 года его использование стало обязательным. Принцип работы такого портала такой же, как при объявлении обычной конкурентной закупки. Контракт заключается с исполнителем, предложившим наименьшую цену за товар (работу, услугу).
Сегодня разные регионы используют свои электронные магазины, за счёт чего последних стало достаточно много. Кроме того, работает единая площадка федерального уровня, известная как «Берёзка». Она предназначена для размещения закупок всеми федеральными заказчиками. Важно отметить, что у последних имеется возможность просто зайти на портал и выбрать необходимый товар (работу, услугу), который ранее был зарегистрирован различными поставщиками. Заказчику остаётся лишь выбрать самый выгодный вариант.
Электронный магазин более свободен в сроках, что позволяет выбирать между срочной и обычной закупкой. Если заказчику необходимо заключить срочный контракт, то путём проведения мини-аукциона заключение контракта можно осуществить за 2 дня. В то время как на обычный аукцион уходит не меньше трёх недель, если считать от публикации извещения до заключения государственного контракта с исполнителем.
Важнейшим преимуществом портала поставщиков является не только участие потенциальных исполнителей на равных условиях без учёта организационно-правовой формы, размеров компании, т.к. дополнительные требования к участникам подобного вида торгов не устанавливаются. В результате мы видим, что малый и средний бизнес получает равные права с крупными организациями, а значит, больше шансов на работу с госзаказчиками.
Сама процедура заключения контракта крайне проста. После проведения мини-аукциона заказчик выбирает победителя, предложившего наименьшую стоимость за товар (работу, услугу). Затем в проект контракта вносятся сведения победителя, названная им цена, после чего документы направляются исполнителю через портал. У исполнителя имеется возможность один раз направить протокол разногласий, и после учтённых изменений, если таковые имеются, и подписания со стороны исполнителя контракт может быть подписан заказчиком прямо в электронном магазине.
В 2020 году 19 региональных электронных магазинов прошли интеграцию с Порталом поставщиков города Москвы. В результате чего по имеющейся в открытом доступе статистике НМЦК товаров (работ, услуг) снизилась в среднем на 10 %. Кроме существенной экономии бюджетных средств, можно смело говорить о том, что данный вид торгов обеспечивает прозрачность проведения закупки, минимизируя нарушение антикоррупционного и антимонопольного законодательства, а надзорные инстанции, в случае проведения внеплановых проверок, могут проследить полный цикл заключения контракта заказчиком наравне с конкурентными процедурами с суммой НМЦК свыше 3 млн. рублей [3, с. 37].
Далее необходимо указать на не менее значимые изменения, согласно которым у заказчиков появляется возможность менять существенные условия государственных и муниципальных контрактов при закупках работ по капитальному ремонту, закупке услуг водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и прочих условиях в соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Также, анализируя развитие правовой базы, регулирующей заключение контрактов муниципальными и государственными заказчиками, следует отметить последние изменения в законодательстве. В связи с распространением коронавируса и признанием Всемирной Организацией Здравоохранения сложившейся ситуации как пандемии, был издан и вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В соответствии с его положениями:
- заказчики имеют право заключать контракты для устранения последствий коронавирусной инфекции на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
- при этом сохраняется необходимость не превышать необходимый объем закупаемой продукции, товаров и услуг, необходимых для устранения или ликвидации чрезвычайной ситуации;
- правительство страны имеет право закупать товары, работы или услуги неконкурентным способом – у единственного источника по тем основаниям, которые не предусмотрены требованиями Закона о контрактной системе.
В заключение данной части исследования хотим отметить, что нормативно-правовая база, регламентирующая заключение, исполнение и изменение государственных и муниципальных контрактов, с момента вступления в силу Закона о контрактной системе претерпела существенные, местами революционные изменения: в отдельных случаях позволяется изменять существенные условия контрактов, в том числе, однократно менять сроки строительных и ремонтных работ, существенные изменения касаются контрактов, заключённых в период пандемии COVID-19, где также условия и требования являются крайне гибкими, урегулированы вопросы заключения контрактов на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и т. д.
- Определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О [Электронный ресурс]/Легалактс. 2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-05102000-n-199-o-ob/.
- Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2021.
- Лаврова О.В. Актуальные проблемы контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // StudNet. 2020. №9. — С. 37.