Коррупция и «цветные революции»
Журнал Научные высказывания

Коррупция и «цветные революции»

В данной статье обозревается роль коррупции в совокупности причин «цветных революций». Дана сущностная характеристика «цветной революции» и выявлена её отличительная черта от революций предшествующих исторических эпох. На примере России рассмотрены причины применения зарубежными державами технологий «цветных революций». Обозначены центры и цели распространения «цветных революций». Рассмотрены принятые руководством  России меры по борьбе с коррупцией и политическим экстремизмом. На основании проведённого исследования предложены меры по борьбе с коррупцией.

«цветная революция»
геополитика
общество
оппозиция
«социальная напряжённость»
противодействие коррупции
неоколониальная политика
технологии «цветной революции»
коррупция
государство

В отечественной истории коррупция всегда являла собой одну из причин революций, бунтов, восстаний и иных негативных социально-политических явлений, она была одной из причин распада как Российской империи, так и Советского Союза. Коррупция представляет собой одну из серьёзнейших проблем, сопровождающих отечественную государственность, с ней боролись различными способами на протяжении столетий, что говорит о давности её существования. Но стоит отметить, что эта проблема не только нашего государства, она присуща всем странам и  политическим системам в разных объёмах. Коррумпированность власти зачастую приводит к «цветной революции», которая представляет собой инструмент геополитической борьбы, используемый в качестве оружия во внешнеполитическом столкновении мировых держав.

Коррупция являет собой опаснейшую внутреннюю угрозу, она напрямую подрывает авторитет власти и дискредитирует её в глазах общественности.     Коррумпированность чиновников, которые очевидно руководствуются своими интересами или интересами своей кланово-корпоративной группы, всегда воспринималась в обществе остро негативно. Граждане теряют доверие к слугам народа, с падением уровня доверия понижается и поддержка власти народом. Вследствие чего активная часть общества начинает или уходить из политического поля (бойкот выборов, сокрытие доходов, миграция в другие районы), или выражать протест (заниматься пропагандой негативного контента, призывать к акциям неповиновения, участвовать в них и вовлекать других). Это приводит к противостоянию между обществом и государством, подобная ситуация и «составляет суть такого понятия, как «социальная напряжённость», когда ожидания всего населения или значительных социальных групп на уважение их интересов разбиваются о системы игнорирования властями своих обязанностей при регулярном получении бюджетной зарплаты – денег именно тех, кто заплатил налоги и ждёт соответствующей отдачи» [1, с. 69].

«Социальная напряжённость представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее продолжительного времени» [2, с. 43].

Стоит отметить, что причиной роста социальной напряжённости  в обществе является не только коррупция во власти, но и ряд других острых социально-экономических и политических проблем. Так Президент РФ - В.В. Путин в сентябре 2021 г. (на встрече с федеральными чиновниками) и в октябре 2021 г. (на встрече с депутатами Думы нового созыва) назвал главными проблемами россиян: падение доходов населения, общее ухудшение уровня жизни, нарастающие проблемы в различных сферах, усугубляемые коррупционными деяниями. Это не случайно – рост количества проблем и несвоевременное их решение должным образом приводит к тому, что общественность начинает оказывать давление на власть. 

В свою очередь для оппозиционных властям сил фактор коррумпированности эшелонов власти играет только на руку. Оппозиция, которая может быть легальной (системной), так и нелегальной (внесистемной), использует пороки действующей политической элиты для её дискредитации. Для нагнетания и поддержания напряжённости в обществе активно используется практика выведения людей на митинги, разжигание межнациональной, межконфессиональной и межпоколенческой вражды, демонстрации и пикетирования. В демократическом обществе граждане имеют право выражать свою гражданскую позицию, тем более, что это закрепляется в конституции, однако подобные мероприятия зачастую перерастают в столкновения с силами правопорядка, что в дальнейшем приводит к открытому противостоянию с требованием «смены» власти. Как правило, именно с этого момента и начинаются «цветные революции», не важно, это всплеск молодёжного экстремизма с призывами к открытию социальных лифтов (Тунис, Ливан, Сирия и т.п.) или бунт оппозиции после проведения выборов (Украина, Армения, Киргизия и т.д.).

В России, с момента выхода из экономического и политического кризиса 90-х годов XX века и приходом к власти новых политиков проблема коррупции во власти отошла на второй план. 

На первый план вышли требующие решения проблемы геополитики. Уже в 2007 году Президент России - В.В. Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности заявил о конце однополярного мира, отметив, что Россия выступает за принцип равенства государств в международных отношениях и невозможностью навязывания какой-либо стране принципов демократии извне. В новом геополитическом противостоянии с Россией США и ЕС стали активно применять технологии «цветных революций», которые они использовали по всему миру, в том числе и на постсоветском пространстве («оранжевые революции» в Грузии, Армении, на Украине, недавние события в Беларуси и Казахстане).

«Цветные революции» берут своё начало с конца XX века, с того момента, когда США и Евросоюз начали передел Восточной Европы, после ухода оттуда СССР. «В XX в. инструменты невоенного воздействия прочно закрепились в американском внешнеполитическом арсенале. «Цветные революции» как политические технологии превратились в один из компонентов «мягкой силы» [3, с. 212].

Подобный сценарий смены власти пытались провести и в России 2011-2013 годах, активная фаза - митинги на Болотной площади в Москве, где под предлогом не признания результатов выборов и недовольством коррумпированности власти, оппозиция выводила людей на митинги и провоцировала их на прямое столкновение с силами правопорядка. Власти не допустили сценария «оранжевой революции» в столице, активно используя правоохранительные органы, подконтрольные СМИ и мобилизованных сторонников.  

«При оценке и прогнозировании развития ситуации в качестве ориентира также следует иметь в виду мнение Джина Шарпа, идеолога «цветных революций» из США, который указывает, что в основе метода борьбы ненасильственным образом лежит использование принципа законопослушности людей перед органами власти, что делает её сильной, но как только он перестаёт работать, то представители власти становятся беспомощными» [1, с. 72].

Точного понятия определению «цветная революция» на данный момент нет, однако можно попытаться вывести его из сущностной характеристики этого политического явления, оно представляет собой ненасильственную смену политической элиты, путём задействования активной части общества в массовых антиправительственных демонстрациях в интересах контрэлиты и при поддержке иностранных структур, интересы которых связаны с устранением экономических конкурентов через ликвидацию патриотического государственно-правового поля для постановки под контроль денежных и сырьевых ресурсов. Исходя из этого, можно понять, что данное политическое явление не может считаться «революцией» в силу того, что оно не приводит к коренным изменениям в обществе, это переворот, меняющий лишь одни политические силы на другие (более выгодные внешним политическим контрагентам).

Являясь инструментом в глобальной геополитической борьбе империалистических государств «цветные революции» всегда организовывались из-за рубежа и использовались в целях расширения зон политического, экономического и главное – культурного влияния на молодёжь вообще и молодых специалистов в частности, как на наиболее неустойчивые структурные элементы государства. Именно так продвигали свою неоколониальную политику державы коллективного Запада в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, Восточной Европы и Северной Африки. «Колониальную администрацию метрополии заменили контролируемые США коррумпированные группировки местных элит, пришедшие к власти и удерживающие её посредством западной финансовой, информационной, организационной, а нередко и военной помощи. Термин «колониализм» был заменён идеологически позитивным маркером «партнёрство» [4, с. 35], хотя в обиходе специалистов часто используется термин «неоконы» (от неоколониализма) и «новые кочевники» (т.е. группы наёмных менеджеров, которых направляют в качестве советников к новым элитам, пришедшим к власти в результате «цветной революции»).

Стоит отметить, что «не все общества готовы, несмотря на существующие проблемы объективного характера, прибегнуть к радикальным шагам и смене правительства. В этом контексте первостепенной задачей организаторов революции является формирование в выступающих в качестве мишени обществах необходимых сил и инфраструктур, которые могут содействовать и, в случае необходимости, проявить активное участие в революционных процессах» [5, с.20].

Осуществление данных программ возлагается на американские правительственные агентства. Создаются неправительственные организации (НПО) и некоммерческие организации (НКО), которые представляют собой группы влияния США и их союзников. Подобные организации существуют и в России, до недавнего времени они открыто проводили свою деятельность, с ними тесно контактировали внесистемные оппозиционные силы и СМИ (большинство из которых до сих пор не признают статуса «иноагент»).

Активно ведётся внедрение западных программ по развитию демократии и «гражданского общества» (фонды Сороса, Маккартура, Горбачёва, семей Клинтонов и Гейтсов), при этом развитие демократии в 90-х годах в самой России сопровождалось целенаправленным ростом имущественного расслоения населения, пропагандой индивидуализма (т.е. разобщённости, «каждый сам за себя») и огульными обвинениями в текущих проблемах советского наследия с «Кодексом строителя коммунизма», которому противопоставлялся новый кодекс – дикого капитализма с его лозунгом «всё покупается и всё продаётся».    

Для предотвращения «цветных революций» в дружественных России государствах политическое руководство нашей страны в лице Президента РФ В.В. Путина утверждает в Концепции внешней политики России то, что «Российская Федерация проводит внешнюю политику, направленную на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений на основе общепризнанных норм международного права и принципов равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств в целях обеспечения надёжной и равной безопасности каждого члена мирового сообщества».

Исходя из положений концепции, можно понять, что наша страна выступает на равных с государствами партнёрами и не пытается навязать свои политические принципы и правила. Россия взаимодействует с союзными странами в рамках СНГ, ШОС, БРИКС и других организаций, сотрудничество осуществляется не только в аспекте экономических отношений, но и военных (ОДКБ), с целью недопущения региональных кризисов, военных конфликтов и провокаций.

Важнейшим направлением защиты России от угрозы «цветной революции» является не только внешняя, но и внутренняя политика государства. Государственный аппарат вырабатывает комплексные меры, направленные на решение общественных проблем и борьбы с проявлением экстремизма и иных разрушающих государство явлений.

В свою очередь можно выделить ряд мер, которое используются сегодня властями для противодействия дестабилизирующим элементам: 1) контроль за финансовыми потоками оппозиции и СМИ; 2) выявление зарубежной агентуры и связей дипломатических миссий  иностранных государств с гражданами; 3) публичное признание организаций и СМИ агентами иностранного влияния; 4) создание отечественной системы информационной пропаганды с направлением антикоррупции и антиэкстремизма; 5) активное взаимодействие с населением по развитию органов самоуправления и систем «одного окна»; 6) координированная работа с институтами гражданского общества по вопросам контроля за местными администрациями и т.д.

Однако, корень этих проблем заключается в коррупции, которая подобно ржавчине проедает мощный скелет государства. Коррупцию подпитывают из вне, её пропагандируют в сериалах и кино, она взращена «старой элитой 90-х» в период приватизации, она проникла в органы власти и органы образования. Коррупция сама по себе, как и всякая порча, позволяет проводить скрытую от государства внутреннюю политику, но также и позволяет создавать управляемых функционеров внутри госаппарата, что ведёт не только к росту взяточничества и кумовства, но и к росту уровня преступности, молодёжному экстремизму, проникновению в страну массового нежелательного элемента.

Для предотвращения  сценария «цветных революций» требуется в том числе и проведение комплексной политики по противодействию коррупции в государственной системе, в противном случае государство не сможет эффективно решать внешнеполитические и внутриполитические проблемы и задачи.

Для эффективной и планомерной борьбы с коррупцией Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Ставятся определённые задачи и обязанности правоохранительным органам, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Нормативной основой для борьбы с коррупцией стало принятие  Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ, который заключает в себе принципы, способы и меры по борьбе с коррупцией.

Как стратегическая задача искоренение коррупции было отмечено в указе Президента РФ  от 02.07.2021 г. № 400  "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации": «На фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растёт потребность общества в повышении эффективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества, в проведении не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с государственным участием».   

Таким образом необходимо выделить ряд новых мер, которые следует принять для улучшения эффективности борьбы с коррупцией: 1) ввод принципа выборности судей и фактическая реализация принципа независимости судебной системы; 2) возврат к принципу меритократии (приём чиновников на работу на конкурсной основе); 3) закрепление принципа сменяемости в кадровой политике; 4) абсолютный государственный контроль и учёт доходов и расходов чиновников. Немаловажной работой является и формирование правосознания, как отмечает Президент России: «Ключевой задачей остаётся формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи – и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье. Нужно всегда об этом помнить» [6].

Выражаю особую благодарность моему научному руководителю Шабанову Льву Викторовичу, профессору кафедры гуманитарных, социально-экономических дисциплин, русского и иностранных языков, доктору философских наук, кандидату психологических наук, за значимые замечания и важнейшие советы при проведении анализа и оформления данной статьи.

Список литературы
  1. Гринько Сергей Дмитриевич КОРРУПЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРИЧИН "ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ" // Право: история и современность. 2021. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-i-sotsialnaya-napryazhennost-v-sisteme-prichin-tsvetnyh-revolyutsiy (дата обращения: 12.10.2021).
  2. Кудрявцев В. Н. Юридическая конфликтология. М.: РАН ЦКИ, 1995. 316 с.y
  3. Коновалов Иван Николаевич «Цветные революции» как технологии смены правящих режимов // Вестник СГЮА. 2016. №1 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetnye-revolyutsii-kak-tehnologii-smeny-pravyaschih-rezhimov (дата обращения: 15.10.2021).azhennost-v-sisteme-prichin-tsvetnyh-revolyutsiy (дата обращения: 12.10.2021). 
  4. Латыпов Рустем Фаридович, Салахутдинова Риля Ринатовна, Ишмуратов Миннираис Миннигалиевич Компрадорская интеллигенция как инструмент неоколониальной политики Запада в странах периферийного и полупериферийного капитализма // Власть. 2015. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompradorskaya-intelligentsiya-kak-instrument-neokolonialnoy-politiki-zapada-v-stranah-periferiynogo-i-poluperiferiynogo-kapitalizma (дата обращения: 15.10.2021).
  5. Гагик Тертеров «Цветные революции» // 21-й век. 2016. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetnye-revolyutsii (дата обращения: 30.12.2021).
  6. Выступление В.В. Путина на заседании совета противодействия коррупции 26.01.2016 г. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/51207  (дата обращения: 30.12.2021).