Правовое регулирование дистрибьюторских отношений
Журнал Научные высказывания

Правовое регулирование дистрибьюторских отношений

Проанализировано правовое регулирование дистрибьюторских отношений. Обращено внимание на проблемы  правового регулирования дистрибьюторских отношений. Предложены пути решения выявленных проблем.

международные дистрибьюторские правоотношения
дистрибьюторский договор
дистрибьюторская деятельность

Невзирая на то, что дистрибьюторский договор и дистрибьюторская деятельность в целом на легальном уровне в России не урегулированы, эти правоотношения не входят в противоречие с законодательством, поскольку в силу ч. 2 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации  стороны вправе заключить непоименованный договор.

Стоит отметить, что проблема отсутствия законодательного урегулирования дистрибьюторских правоотношений существует не только в России, но и в большинстве стран, включая Великобританию, США, Францию, Нидерланды, Германию, где правовое регулирование строится в соответствии с общими нормами обязательственного и договорного права. В некоторых странах защита дистрибьюторов осуществляется судебной практикой путем применения к ним по аналогии правил об агентах либо путем применения общих принципов законодательства. [1, с. 137]

Отсутствие в национальном праве особого правового регулирования, сложный предмет анализируемого договора и специфические условия, изменяемые по воле сторон дистрибьюторских отношений, вызывают трудности его квалификации и применения в практической деятельности субъектов гражданских правоотношений, правовую неопределенность. Правовая же неопределенность привносит во взаимоотношения субъектов элемент нестабильности.

Несмотря на широкое распространение рассматриваемого договора, в странах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) указанный договор не имеет специальной правовой регламентации. Международные соглашения, посвященные указанному договору, в настоящее время также отсутствуют.

Как справедливо отмечает Стригунова Д.П. «основными источниками нормативного регулирования международных дистрибьюторских правоотношений выступают источники lex mercatoria, т.е. средства негосударственного регулирования». [2, с. 12]

В 1988 г. Международной торговой палатой (далее – МТП) было принято Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (далее – Руководство МТП), а в 1993 г. – Типовой дистрибьюторский контракт МТП (далее – Типовой контракт).

В Руководстве МТП основной акцент сделан на организации продаж (притом, что Руководство не раскрывает ее содержания), в Типовом контракте – на исключительном праве дистрибьютора на размещение товаров на определенной территории. В целом указанные документы не содержат четких ориентиров относительно предмета рассматриваемых правоотношений и не позволяют однозначно определить его правовую природу, хотя и предполагают, что указанный договор связан с «организацией продаж» и «размещением» товаров.

Модельные правила ЕЧП исходят из широкого понимания предмета дистрибьюторского договора, включая в него помимо организационных отношений по поставке собственно сами отношения по поставке (ст. IV.E.-5:101).

В Типовом контракте предложены два варианта выбора права, применимого к рассматриваемому договору. Согласно одному из них возникающие из данного договора вопросы, которые нельзя разрешить в явно выраженной либо подразумеваемой форме, с использованием положений, содержащихся в самом контракте, регулируют: а) общепризнанные в международной торговле принципы права, применимые к международным дистрибьюторским контрактам; б) соответствующие торговые обычаи и в) Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА. Альтернативный вариант – избрание национального права какой-либо страны в качестве применимого права. При этом согласно п. 24.2 Типового контракта надлежит учитывать нормы права государства места нахождения коммерческого предприятия дистрибьютора, регулирующие соответствующие отношения, даже в случае, если к контракту применимо иностранное право. Подобные положения о подлежащем применению праве в Модельных правилах ЕЧП не содержатся.

Следует констатировать, что глава «Дистрибуция» Модельных правил ЕЧП посвящена только особенностям правового регулирования анализируемых правоотношений, а это значит, что все иные вопросы, которые связаны с заключением и исполнением рассматриваемых договоров, следует решать, руководствуясь общими нормами такого документа. Модельные правила ЕЧП, предлагая дефиниции 3-х разновидностей анализируемых договоров, регулируют, по сути, лишь две из них, практически оставляя за рамками внимания исключительный договор о закупках. Не регламентируются Модельными правилами ЕЧП вопросы, которые связаны с предоставлением дистрибьютору поставщиком прав на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки).

В литературе ставится вопрос о возможности применения норм Венской конвенции 1980 г. к бартерным договорам и договорам по встречной поставке, дистрибьюторскому договору, агентским соглашениям и договорам франчайзинга. По мнению М.Г. Розенберга и В.А. Канашевского, Венская конвенция 1980 г. не имела в виду охватить и товарообменные операции. [3, с. 242]

В отношении дистрибьюторских правоотношений преобладающей в доктрине является точка зрения, согласно которой они не входят в сферу применения Венской конвенции. Представляется, что сам дистрибьюторский договор не подпадает под регулирование нормами Конвенции, однако договоры поставки, заключаемые в рамках дистрибьюторских правоотношений, могут регулироваться ее нормами. Подобное мнение было высказано в Обзоре ЮНСИТРАЛ по применению Венской конвенции 1980 г.

Таким образом, дистрибьюторские правоотношения специфичны в своем правовом регулировании. Выше указанно, что данные правоотношения не урегулированы на уровне российского гражданского законодательства, и единственным актом, регламентирующим подобного рода договорные отношения, является Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Следует отметить, что Типовой дистрибьюторский контракт носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом. Однако, ввиду отсутствия нормативного регулирования данной договорной конструкции именно Типовой дистрибьюторский контракт является основой, на которой базируются долгосрочные отношения, а товары распространяются под товарным знаком поставщика.

Из Руководства и Типового контракта МТП следует, что данные документы применяются к международным дистрибьюторским договорам, в силу чего они не предназначаются для регулирования внутренних договоров с таким же наименованием в принципе. Анализируя Модельные правила ЕЧП, считаем необходимым отметить, что они предназначаются для регулирования анализируемых правоотношений, которые заключаются в странах Евросоюза. Вместе с тем, во введении к Руководству отмечается, что оно применимо к дистрибьюторским соглашениям, по которым продавцом организуется сбыт товаров производителя на определенной территории.

В научной литературе существует несколько различных подходов к квалификации дистрибьюторского договора. Их можно разделить на две основных точки зрения: часть авторов считает исследуемый договор поименованным в гражданском законодательстве России, другая же часть полагает, что указанный договор является непоименованным.

В свою очередь по вопросу правовой квалификации дистрибьюторского договора в качестве поименованного в ГК РФ так же можно встретить различные точки зрения. В частности, он может рассматриваться как договор: а) агентский; б) поставки; в) возмездного оказания услуг; г) коммерческой концессии. [4, с. 222]

Отечественная правовая доктрина, опираясь на принципы свободы договора, направляет правоприменителя по пути применения к дистрибьюторским правоотношениям главным образом общих норм гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках.

На сегодняшний день дистрибьюторский договор является договором непоименованным в Гражданском кодексе Российской Федерации (а именно, в части второй ГК РФ) и не урегулированным специальным законодательством.

Существование доктринального определения дистрибьюторского договора, наличие типового дистрибьюторского контракта, разработанного Международной Торговой Палатой, а также его отличительные условия фактически не решают проблемы квалификации дистрибьюторских отношений в Российской Федерации.

Учитывая вышесказанное, представляется, что применение к дистрибьюторскому договору общих положений гражданского законодательства об обязательствах и договорах не отвечает существу данного договора и, вне всякого сомнения, не является достаточным для разрешения всех споров, возникающих в связи с заключением дистрибьюторского договора.

Как справедливо отмечает Доронкина В.Ю. «специфика дистрибьюторского договора состоит в том, что он может содержать не только ключевую обязанность дистрибьютора реализовывать товар, полученный от принципала, но и включать в себя отдельные элементы договоров, поименованных в гражданском законодательстве. Дистрибьюторский договор может включать в себя элементы договора поставки, договора хранения, договора возмездного оказания услуг (в дистрибьюторском договоре могут предусматриваться услуги, оказываемые одной из сторон, в том числе по сервисному и гарантийному обслуживанию третьих лиц), агентского договора (в части выполнения каких-либо отдельных поручений принципала) и других. При столь обширном количестве составных элементов, ошибочным представляется квалификация дистрибьюторского договора в качестве смешанного, поскольку интерес принципала в заключении дистрибьюторского договора состоит в получении от дистрибьютора исполнения совокупности обязанностей, а именно: по одному дистрибьюторскому договору принципал получает и оказание услуг, и реализацию товаров, и не исключено, охрану того или иного объекта (склада, где хранятся запасы товаров), и выполнение дистрибьютором отдельных разовых поручений». [5, с. 107]

Таким образом, при квалификации дистрибьюторского договора в качестве смешанного велик риск того, что такой договор будет признан незаключенным, поскольку как-правило стороны не согласовывают в его тексте все существенные условия договоров, элементы которых согласно судебной практике могут в нем присутствовать. Аналогичного мнения придерживается и Андреева С.А. [6, с. 16-20]

Самостоятельность дистрибьюторского договора дополнительно обосновывается тем, что в случае его заключения принципал в аспекте получения прибыли не связан действиями дистрибьютора по договору, в отличии от агентского договора.

Как отмечает Доронькина В.Ю. «приведенная позиция о самостоятельном характере дистрибьюторского договора вполне возможна теоретически, но в правоприменительной практике будет вызывать трудности до тех пор, пока отношения из дистрибьюторского договора не подвергнутся урегулированию в той же степени детализации, как и иные основные договорные типы: поставки, аренды, подряда, оказания услуг и так далее». [5, с. 109]

Таким образом, в случае возникновения спора, вытекающего из дистрибьюторского договора, судам необходимо применить норму закона с целью разрешения спора. Поэтому совершенно обоснованно предложение Бычкова А.И. [7, с. 97] и ряда других исследователей о необходимости нормативного закрепления дистрибьюторских отношений в гражданском законодательстве России. Одним из предложений настоящего исследования является принятие Федерального закона «Об основах дистрибьюторской деятельности в Российской Федерации». Альтернативой принятию отдельного федерального закона служит внесение в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации изменений в виде норм, регулирующих дистрибьюторский договор, определяющих предмет и существенные условия, а также ответственность сторон.

Нельзя не согласиться с позицией Доронькиной В.Ю. о том, что при наличии в российской правоприменительной практике федеральных законов, посвященных конкретным договорам: Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и других – доводы об избыточном нормативным регулировании путем выделения каждого непоименованного в гражданском законодательстве договора в отдельный законодательный акт – опровергается наличием и успешным применением указанных федеральных законов, вся специфика которых не могла быть детализирована в Гражданском кодексе Российской Федерации. [5, с. 115]

Таким образом, в силу сочетания в дистрибьюторском договоре совокупности различных обязанностей, его непоименованного характера и отсутствия в нем признаков смешанного, потребностям правоприменительной практики будет отвечать принятие специального Федерального закона, в котором будут раскрыты дефиниция исследуемого договора и специфика исполнения дистрибьюторского договора,  либо внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в виде отдельной главы, также регулирующей особенности дистрибьюторского договора. Принятие предлагаемых изменений позволит включить дистрибьюторский договор в российское законодательство и позволит исключить неопределенность в его правоприменении.

Список литературы
  1. Стригунова Д.П. Проблемы правового регулирования международного дистрибьюторского договора // Современное право. 2019.
  2. Стригунова Д.П. О содержании международного дистрибьюторского договора и унификации его нормативного регулирования в рамках ЕАЭС // Юрист. 2017. № 13.
  3. Канашевский В.А. Международные сделки: правовое регулирование. - М.: Междунар. отношения, 2022.
  4. Пшеничникова Е.С. Дистрибьюторский договор: проблемы правовой квалификации // Материалы 54-й Междунар. науч. студенческой конф. МНСК-2016: Государство и право. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2016.
  5. Доронькина В.Ю. Имплементация дистрибьюторского договора в российское право: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2020.
  6. Андреева С.А. Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций // Конкурентное право. 2023. N 3.
  7. Бычков А.И. Дистрибьюторский договор // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. №9.
международный научный журнал

Научные высказывания #68

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 12 декабря по 27 декабря
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
10 января