О некоторых причинах коррупционного поведения (по материалам Республики Дагестан)
Коррупция - это сложный и многогранный феномен, который имеет множество причин, объясняющих появление коррупционного поведения у людей. Некоторые из основных причин коррупционного поведения включают в себя: экономические факторы: в странах с низким уровнем экономического развития, высоким уровнем бедности и недостатком ресурсов, коррупция может быть одним из способов выживания и достижения материального благополучия. Люди могут прибегать к коррупционным действиям, чтобы обеспечить себя и своих близких необходимыми товарами и услугами. Социальные факторы: в некоторых обществах коррупция может быть распространенным явлением, и люди могут воспринимать ее как нормальную часть жизни. В таких случаях, коррупционное поведение может быть обусловлено социальными нормами и ожиданиями, а также культурными ценностями. Организационные факторы: в некоторых организациях и государственных структурах, коррупция может быть систематически поощряема или просто не пресекаться. В таких случаях, сотрудники могут прибегать к коррупционным действиях, чтобы достичь своих целей и обеспечить свое финансовое благополучие. Личностные факторы: некоторые люди могут быть более предрасположены к коррупционному поведению из-за своих личностных характеристик, таких как низкая моральная ответственность, высокая жажда власти или желание получить материальные выгоды. Системные факторы: в некоторых странах и обществах, коррупция может быть результатом недостаточной эффективности и прозрачности государственных институтов, а также отсутствия независимых контрольных механизмов. В таких случаях, коррупционное поведение можно рассматривать как реакцию на недостатки системы. Региональные факторы: в депрессивных регионах безработица, клановая властная вертикаль и их борьба за доступ к бюджетным средствам, низкий уровень социально – экономического развития, продажа должностей, имитация борьбы с коррупцией, наличие в историческом прошлом Дагестана компенсационных соглашений (можно откупиться за преступление), подвигает отдельных должностных лиц к совершению преступлений коррупционной направленности. Методологической основой исследования является теория многослойной преступности проф. Шестакова Д.А., анализ уголовных дел коррупционной направленности, а также информация СМИ по данной теме. В целом, коррупционное поведение является сложным и многофакторным явлением, которое может быть обусловлено различными причинами. Для борьбы с коррупцией необходимо учитывать все эти факторы и принимать комплексные меры по их устранению.
В настоящее время одной из главных угроз внутренней и вешней безопасности России – коррупция, которая охватила многие сферы жизни общества.
Коррупция – основная проблема нашей страны.
В 2022г. чиновники наворовали на общую сумму 250 млрд. рублей. Также были изъяты 8 тыс. объектов недвижимости. Уволено 500 чиновников [1,электронный ресурс]
В Указе Президента РФ №400 от 02.07.2021г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что на современном этапе национальными интересами России является усиление борьбы с коррупцией, предупреждение, пресечение и искоренение преступлений коррупционной направленности, а также снижение коррупции в предпринимательской среде, а также международное сотрудничество в области противодействия коррупции [2, ресурс].
В действующем УК РФ более 60 составов преступлений коррупционной направленности.
Как известно, в 1990 – 2000г. нам был навязан Западом стереотип жизни – бесконечного потребления и привело к коррупции (политической, экономической, бытовой) [3, c.6].
Изучение причинного комплекса коррупционного поведения на уровне субъекта Федерации позволяет в полной мере раскрыть схемы, особенности региональной коррупции, которая позволит обозначить меры противодействия в рамках Региональных программ противодействия коррупции.
В Республике Дагестан за 10 лет поменяли 4-х руководителей республики. В последние годы более 700 чиновников наказаны за коррупцию [4, электронный ресурс].
Выявлены многочисленные факты предоставления государственными и муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также нарушения, связанные с непринятием необходимых мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
С одной стороны это свидетельствует об активизации правоохранительных органов. С другой - возникает вопрос «Почему раньше не выявлялись факты коррупции?»
В выявлении первых признаков коррупционных проявлений, упреждающего антикоррупционного воздействия и самоочищения республики не хватает всенародной поддержки и гражданской активности. Эта проблема нуждается в научном анализе и практической реализации
Условиями коррупционных проявлений являются: укоренение в общественном сознании стереотипа «Деньги решают все», не четкие полномочия, алчность чиновников, недостаток всеобъемлющего контроля.
Коррупция в общественном сознании порождает озлобление населения, подвигает к социальному протесту, несанкционированным митингам, шествиям, пикетам и способствует совершению преступлений против общественной безопасности.
Факторы, способствующие коррупции: маниакальная корысть, без духовность, экономическая целесообразность и стремление к красивой жизни любой ценой, которая зачастую подогревается и средствами массовой информации. При этом по ТВ вообще не показывают лиц, которые своим профессионализмом, широкой эрудицией и безупречной репутацией достигли, высот в экономике, предпринимательстве и политике
Наиболее пораженной коррупцией сфера земельных отношений, строительства, ЖКХ, здравоохранение.
Бывший глава Дагестана Васильев отметил, что в республике системная и годами формирующаяся коррупция и его основная задача была борьба с коррупцией. В 2018г. развернулась беспрецедентная компания по борьбе с коррупцией. Для проведения зачистки в регион прибыли 39 прокуроров из субъектов Федерации. Арестовано 60 руководителей высокого ранга [5, электронный ресурс].
Внутридагестанская государственно-олигархическая коррупция прорастает связями и на федеральный уровень, о чем свидетельствуют прецеденты привлечения к уголовной ответственности членов правительства, ряда должностных лиц, в том числе наделенных депутатскими полномочиями. Коррупционные нити, идущие из Дагестана, напрямую связывают республику со многими федеральными структурами [6, электронный ресурс].
Коррупционное поведение — это различные виды социально неодобряемых видов поведения отдельных групп населения, направленные на получение личной выгоды.
Среднестатистический криминологический портрет коррупционера в Дагестане вырисовывается следующим образом: это местный житель мужского пола (98,5%), относительно зрелого возраста – 40-60 лет, с высшим образованием; преуспевающее, состоящее в браке, не злоупотребляет спиртными напитками и наркотиками. Он готов дать взятку за назначение на государственную или муниципальную должность и общее покровительство на службе; самодостаточен, обладает лидерскими качествами, амбициозен, корыстен, склонен к риску, в целях обеспечить материальное преуспевание себе и своим близким, нередко обуреваем духом материального соперничества. Он занимает государственные и муниципальные должности, совершает преимущественно преступления в сфере экономики и экономической деятельности [7, c/35].
Таким образом, анализ уголовных дел и публикаций по преступлениям коррупционной направленности показывают, что лица, назначенные на высокие должности, в короткие сроки совершают откровенно опрометчивые, безрассудные деяния, не страшась уголовного наказания. Наступившие последствия, дают с достаточной долей вероятности, основание предполагать, что назначение их проводилось, игнорируя деловые и личные качества не бескорыстно.
Касаясь мер противодействия коррупции, следует отметить ряд предложений.
- Особую популярность в научных кругах получила модель «Электронные весы правосудия», предложенная проф. Х.Д. Аликперовым, которая, на наш взгляд, может снизить коррупцию. Эта модель представляет собой компьютерную программу, помогающую судье в выборе наиболее оптимальной меры уголовного наказания, и снижает судебное усмотрение [8, c. 13-22].
- Проводить антикоррупционный мониторинг с акцентом на выявление причин и условий совершения коррупционных преступления, а также используемых чиновниками схем коррупции.
- Ввести психологическое тестирование, а также использовать полиграф при назначении государственных служащих с целью изучения их предрасположенности к коррупции [9, 245-264].
- Вовлечь население, студентов, волонтеров, молодёжь, журналистов и институты гражданского общества в реализацию региональной антикоррупционной политики.
- Внести в УК РФ статью о незаконном обогащении.
- Реальное сокращение государственных и муниципальных служащих, чиновников разного уровня, может снизить коррупцию.(18 млн. бюрократов в РФ).
- Провести в республике системное исследование клановой коррупции и разработать меры противодействия. Засилье в органах власти и управления кланов – очевидный факт.
- Законодатели вносили предложения, обязать родственников чиновников – взяточников отчитываться, о своем имуществе, а также лишить пенсии по выслуге лет госслужащих, осужденных за взяточничество во время госслужбы.
- В Правительстве РФ были подготовлены поправки, согласно которым госслужащим, которые заявили о взятке, гарантировалась не только вознаграждение, но и конфиденциальность, защиты и сохранение рабочего места. Если информация оказалась правдивой, то заявителю подлежало выплатить вознаграждение в размере 5-15% от суммы предотвращенного ущерба. Максимальная сумма, на которую может рассчитывать чиновник – 3 млн. рублей.
- Обязать Правительство РД публиковать ежемесячно финансовые сводки о расходовании бюджетных средств, в том числе по закупкам [10, c.23-30].
- Ввести должность Парламентского уполномоченного по проверке частных лиц и организаций, получающих средства из бюджета с наделением его соответствующим иммунитетом.
- Почему бы при ранних признаках коррупционных проявлений, опубликованных в социальных сетях, изложенных в обращениях граждан, не пригласить конкретного государственного или муниципального служащего на беседу в совещательные и консультативные органы при Главе и Правительстве Республики Дагестан, что способствовало бы ранней профилактике коррупции.
Касаясь, зарубежного опыта противодействия коррупции, следует отметить.
В Сингапуре были использованы три принципа в антикоррупционной деятельности: 1) «докажи, что купил имущество не на взятки». Презумпция невиновности для чиновников была отменена; 2)создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, контроль осуществляли общественные организации из представителей интеллигенции и бизнеса; 3)людям и журналистам предоставили возможность сообщать о взяточниках, жертвы коррупции оставались вне преследования, главное – политическая воля и желание очистить страну от коррупции.
В США нет иммунитетов для должностных лиц.
В Германии создали «Новую мораль» в экономике и политике, конфискованная незаконная собственность превращают в общественное благо, восстанавливают социальную справедливость, не изолируя преступника.
В Японии реально работает подотчетность власти перед населением, ведется реестр лиц, против которых вдвинуты обвинения в коррупции или причастности к организованной преступности.
Опыт борьбы с коррупцией в Китае показывает, что, широкая огласка в СМИ дает положительные результаты. Вся антикоррупционная компания в Китае решает две задачи: Довести до всех чиновников, что может «не пронести», и именно они могут стать следующими в списке расстрелянных. Вернуть в обществе доверие к власти.
Итальянцы первыми в Европе стали использовать институт гражданской конфискации для изъятия различных активов, нажитых преступным путем, вне уголовного судопроизводства или параллельно с ним
В Финляндии люди, которые обогатились баснословно сомнительным путём, вызывает ненависть, презрение населения, и остаются не рукопожатными.
Таким образом, зарубежные государства достигли существенных успехов в борьбе с коррупцией эволюционным путем. Нам нельзя копировать чужой опыт без учета наших особенностей и менталитета народа. В этой связи есть определенный опыт избавления от поборов и взяток в учебном заведении. В частности в Дагестанском государственном университете народного хозяйства удалось решить эту проблему благодаря умелому подбору и расстановке кадров профессорско – преподавательского состава. Все зависит от личности руководителя, его профессионализма, широкого кругозора и безупречной репутации. Сейчас приемлем Сталинский принцип: «Кадры решают всё!».
- Порядком наворовали – Генпрокурор Краснов доложил о коррупции в «верхах»// https://dzen.ru/video/watch/64d0d610842e0d4a2f97d95d?f=d2d (дата обращения 07.01.2024г.)
- Указ Президента РФ №400 от 02.07.2021г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» п.30, 45,46, п.п.13 п.47 // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1784948/ (дата обращения 07.01.2024г.
- Бесхолов С.С., Сидорова Е.З. Социальные последствия вестернизации отечественного образования и первоочередные задачи по его суверенизации//Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт- 2023 года /под. общ. ред. Дикаева С. У. – «Печатный Цех», 2023.С.
- Свыше 700 чиновников в Дагестане наказаны за коррупцию//АиФДагестанhttps://dag.aif.ru/incidents/svyshe_700_chinovnikov_v_dagestane_nakazany_za_korrupciyu (дата обращения 07.01.2024г.)
- Экс-Глава Дагестана В. Васильев рассказал о причинах коррупции в Дагестане//https://yandex.ru/video/preview/9883829206128345114 (дата обращения 07.01.2024г.
- Федеральные предпосылки дагестанской коррупции [Электронный ресурс]. URL: https://pasmi.ru/archive/204518 (дата обращения: 20.02.2023)
- Гаджиев Д. М. О коррупционных уровнях в Республике Дагестан // Самоуправление. 2018. № 1(110).
- Аликперов Х.Д. Электронная система определения оптимальной меры наказания (постановка проблемы) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 4 (51). С. 13-2
- Гаджиев Д. М. Клановая коррупция Республики Дагестан // Инновационное развитие: ключевые проблемы и направления их решения (сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Таганрог, 18 января 2023 г.). Стерлитамак: АМИ, 2023
- Гаджиев Д. М. О предупреждении коррупции в Республике Дагестан // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2(53).