Оценка деятельности и проблемы улучшения деятельности правоохранительных органов Республики Дагестан по предупреждению преступлений
Журнал Научные высказывания

Оценка деятельности и проблемы улучшения деятельности правоохранительных органов Республики Дагестан по предупреждению преступлений

Оценка деятельности правоохранительных органов и их попытки улучшить предупреждение преступлений является важной задачей для обеспечения безопасности общества. В этом анализе мы рассмотрим основные аспекты деятельности правоохранительных органов и их возможности для улучшения предупреждения преступлений. Сначала стоит отметить, что правоохранительные органы имеют широкий спектр задач, включая предупреждение преступлений, расследование преступлений, а также обеспечение правопорядка и общественной безопасности. Для выполнения этих задач они используют различные методы и инструменты, такие как патрулирование, оперативно-розыскная деятельность, анализ криминалистических данных и другие. Однако, несмотря на значительные усилия, правоохранительные органы сталкиваются с рядом проблем, которые затрудняют их возможности по предупреждению преступлений. Во-первых, недостаток ресурсов и финансирования может ограничивать их возможности для эффективного выполнения задач. Во-вторых, изменение характера преступности и появление новых видов преступлений, таких как киберпреступность, также создают новые вызовы для правоохранительных органов. Для улучшения предупреждения преступлений правоохранительные органы могут применять различные стратегии и методы. Во-первых, они могут улучшить свою оперативно-розыскную деятельность, используя современные технологии и методы анализа данных. Во-вторых, они могут сотрудничать с другими государственными и неправительственными организациями, а также с общественностью, для получения дополнительной информации и поддержки в предупреждении преступлений. В целом, оценка деятельности правоохранительных органов и их возможностей для улучшения предупреждения преступлений требует комплексного подхода, который учитывает различные аспекты их деятельности и возможности для улучшения. Это включает в себя не только улучшение оперативно-розыскной деятельности и сотрудничество с другими организациями, но и решение проблем с ресурсами и финансированием, а также адаптацию к изменению характера преступности.

региональные особенности
латентность преступлений
преступность
недостатки правоприменительной деятельности
укрытие преступлений
общественное мнение

В предупреждении преступности исключительное значение имеют комплексный анализ отдельных видов преступлений и разработка соответствующих мер противодействия. В криминологической доктрине этому уделяется существенное внимание [1, c.26-28; 3-11], однако в рамках данного параграфа рассмотрим региональные особенности этих процессов.

Единое мнение о содержании уголовно-правовой политики и доле в ней направлений, учитывающих региональные особенности состояния преступности, в кругу исследователей не сложилось [2, c.14-20; 21; 34]. В этой связи представляется интересным обратиться к недостаткам в правоприменительной деятельности, снижающим эффективность противодействия преступности. 

Так, анализ состояния похищения людей в Дагестане за длительный период времени позволил прийти к следующим выводам. Работа УБОП МВД РД в части сбора, накопления, систематизации и анализа информации по похищениям людей находится на низком уровне, что не способствует совершенствованию организации деятельности ОВД по борьбе с данным видом преступности. В целях повышения эффективности борьбы с похищениями людей, освобождения незаконно удерживаемых граждан было признано целесообразным: поднять уровень профессионализма сотрудников, привить им навыки анализа не только оперативной, но и экономической, политической, криминологической и иной информации; принять соглашение о координации, взаимодействии и взаимопомощи силовых и других структур РД в ситуациях, связанных с похищением людей; практиковать проведение совместных совещаний с участием сотрудников прокуратуры, следствия и оперативных работников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью, посвященных проблемам расследования преступлений, связанных с похищением людей; создать банк данных о преступниках, занимающихся похищением людей, и разработать систему контроля за их поведением с использованием гласных и негласных возможностей; разработать и использовать в расследовании похищений локальные и межрегиональные компьютерные системы для сбора, обработки и хранения оперативно-розыскной и следственной информации; организовать и проводить командно-штабные и комплексные оперативные учения для практической отработки вариантов освобождения похищенных людей в различных ситуациях; подготовить совместно с УБОП и распространять в печати памятки-рекомендации гражданам о правилах поведения, помогающих избежать похищения; использовать в системе предупреждения похищений человека возможности средств массовой информации, как для просвещения граждан, так и для оповещения их об эффективности результатов правоохранительной деятельности на данном направлении; довести обеспеченность подразделений, занимающихся функционально выявлением, раскрытием похищений людей и их освобождением, материально-техническими, специальными средствами, вооружением и средствами связи до норм положенности.

Предупреждение преступности несовершеннолетних – это резерв, взявшись за который можно в перспективе установить контроль над преступностью. Одним из путей решения этой проблемы является создание ювенальной юстиции. В Петербурге ювенальная юстиция действовала и хорошо себя зарекомендовала [3, c.24-25]. Малолетнего правонарушителя сопровождает ювенолог-специалист, разбирающийся в нюансах законов для подростка. Ювенолог, как правило, не только добивается для своего подопечного отсрочки наказания, но и в дальнейшем участвует в процессе его социализации. Образование специализированных ювенальных судов должно стать следующей ступенью в процессе гуманизации российского общества.

Повышение престижа правоохранительной деятельности, укрепление доверия людей к лицам и институтам, ее осуществляющим, становятся сегодня одной из важнейших государственных задач. Средствам массовой информации придается большое значение в профилактике преступности.

Известный социолог Э. Ноэль-Нойманн считает, что в обществе существуют два основных источника, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение человека за ситуацией, улавливание, одобряются ли окружающими те или иные действия, явления, заявления и т.п. Второй и наиболее действенный – это СМИ и так называемый «дух времени», который они порождают

Президент РФ имел много вопросов к качеству ведомственной статистики. Он подчеркнул, что существует прямая фальсификация отчетности, в том числе и в системе МВД РФ.

В Послании Председателя Государственного Совета республики отмечалось, что «не искоренены еще порочные факты укрытия преступлений от учета. Такое положение подрывает законность и доверие населения к правоохранительной системе…».

Конституция РФ (ст.52) предоставляет доступ к правосудию, первоначальной стадией которого является регистрация и учет заявлений и сообщений о преступлениях.

Любое совершенное преступление может быть известно и неизвестно правоохранительным органам. В первом случае это влечет его официальную регистрацию, то есть оно попадает в сферу уголовной юрисдикции и деяние получает уголовно-правовую оценку, а лицо, его совершившее, претерпевает меры государственно-правового принуждения. Во втором случае преступление совершено, но о нем не известно правоохранительным органам и общественно опасное деяние не попадает в сферу уголовной юрисдикции. Иными словами, налицо естественная латентность преступности [4, c.237-250]. Таким образом, правосудие начинается не с совершения преступления, а с его регистрации.

Практическая потребность в реальных показателях преступности обусловлена тем, что это позволяет определить основные тенденции, прогнозировать и корректировать некоторые направления противодействия преступности, выявлять проблемы, требующие законодательного регулирования. Наконец, надо установить в Республиканской программе по предупреждению преступности конкретные и действенные меры по её нейтрализации.

Нас интересуют случаи, когда совершено преступление, потерпевшие обращаются в правоохранительные органы и последние отказывают им в приеме заявлений о совершенных преступлениях по надуманным мотивам, а если и принимают заявление и возбуждают уголовное дело, то в последующем оно необоснованно прекращается за отсутствием в деянии состава преступления или события преступления. Таким образом, правоохранительные органы в угоду сиюминутным ведомственным интересам умышленно создают искусственную латентность преступности, а массив отказных материалов скрывает значительное число преступлений.

Только в 1994 г. было выявлено 124 преступления, которые были укрыты от учета путем незаконного отказа в возбуждении уголовных дел. Прокуратурой Дагестана внесено 50 представлений о наказании виновных должностных лиц, работавших в МВД РД, возбужден ряд уголовных дел в отношении виновных должностных лиц Буйнакского РОВД, Кизилюртовского ОВД, Советского РОВД г. Махачкалы. За 2003 г. органами прокуратуры республики выявлено более 1400 укрытых от учета преступлений против 516 за 2002 г. , а  в 2004 г. поставлено на учет 1083 укрытых преступлений При этом к дисциплинарной ответственности привлечено 462 сотрудника органов внутренних дел. По фактам грубых нарушений закона возбуждено 15 уголовных дел. О приблизительных масштабах укрытия преступлений может свидетельствовать следующий пример. В 2002 г. с травмами, в том числе криминальными, отравлениями и некоторыми другими последствиями воздействия внешних причин доставлено в больницы республики 164 тыс. 400 человек, а зарегистрировано умышленных причинений вреда здоровью различной степени, в том числе со смертельным исходом, – 344 преступления. Сопоставление этих данных наводит на серьезные размышления. Это один из простейших способов выявления латентности преступлений.

К сожалению, оценка деятельности органов внутренних дел по итогам оперативно-служебной деятельности дается преимущественно на основе чисто статистических показателей (рост, снижение, процент раскрываемости). В последующем приоритеты менялись. В бытность министром МВД Б. Грызлова оценка деятельности органов внутренних дел давалась по результатам изучения общественного мнения. Штабы МВД субъектов Федерации обязаны были раз в полугодие осуществлять опрос граждан по специальной анкете. Результаты тщательно анализировались и соответственно подлежали корректировке силы и средства органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений.

Таким образом, в каждом горрайоргане можно иметь представление о полноте учета преступлений, изучая общественное мнение, используя различные методы, формы и способы выявления латентной преступности.

Высокий уровень латентности отмечается среди краж. На федеральном уровне каждое второе заявление, содержащее явные признаки кражи, органами внутренних дел не регистрировалось. Если в Дагестане в 1989 г. было зарегистрировано 4706 краж, 1991 г. – 7041, то в дальнейшем идет плавное снижение, которое в 2004 г. достигло показателя 2919. Это тенденция косвенно свидетельствует о значительной латентности рассматриваемых преступлений [5, c.117-126]. Выборочные проверки отказных материалов в отдельных районах республики показали, что огнестрельные ранения в последующем «становятся» укусами собак, а телесные повреждения в ходе драк объясняются следующим образом: «шел, поскользнулся, упал и порезал руку о камень».

В республике в последнее десятилетие распространены такие факты, когда по оплошности следственного аппарата и судов некоторые лица, совершившие тяжкие преступления, путем обмана и симуляции, ввиду попустительства экспертов-психиатров добиваются признания состояния невменяемости в момент совершения преступления и уклоняются от уголовной ответственности и наказания. Произведенной прокуратурой республики проверкой выявлено более 60 таких случаев.

Необходимо обратить внимание, что в сельской местности отмечается высокая латентность преступности [6, c.112-117]. При совершении в основном краж имущества, скота потерпевший из-за тухумно-родственных связей не сообщает о совершенном преступлении в органы внутренних дел. Преступник, чувствуя безнаказанность, как правило, совершает вновь преступление [7, c.741-747]. Таким образом, в данном случае, как правило, не заявленные преступления способствуют рецидиву преступлений.

Как отмечалось ранее, в СССР и России, к сожалению, никогда не было надежных показателей о состоянии преступности и борьбе с ней [8, c.4-10]. Это было связано с тем, что политическое руководство страны требовало от правоохранительных органов искоренения антиобщественных явлений. Реакция МВД выражалась в «управлении» регистрацией преступлений, направленно выборочной регистрации преступлений, формировалась своя апробированная методика «снижения преступности». Таким образом, наличие реальной и достоверной статистики преступности позволяет правильно выстроить тактику и стратегию борьбы с уголовной преступностью и добиться разрушающего воздействия на нее. Следует иметь в виду, что полнота регистрации совершенных преступлений зависит не только от органов внутренних дел, но и от органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждан, непосредственно подвергшихся преступным посягательствам [9, c.23-26].

Органы государственной власти и местного самоуправления вправе создавать постоянные и консультативные органы для изучения и выработки мер предупреждения преступности. Сегодня между ними «больше нестыковок, чем взаимодействия и согласованности» [10, c.19-33], тогда как в действительности имеется потребность не только осуществления мониторинга криминологически значимой информации, но и имплементации его результатов в профилактическую деятельность правоохранительных органов.

При анализе особенностей профилактической деятельности правоохранительных органов нами выявлены критерии ее оценки и разработан ряд предложений, часть из которых в рамках настоящего исследования внедрена в их повседневную деятельность.

Улучшение деятельности правоохранительных органов видится в сосредоточении усилий правоохранительных органов в следующих направлениях.

1. Принять законодательные меры по повышению социального и материального положения сотрудников органов внутренних дел, поскольку основная тяжесть по предупреждению преступности ложится на них.

2. Как показывает практика, реализацией республиканских программ по борьбе с преступностью большей частью занимаются органы внутренних дел, а спрос с других субъектов профилактики снижен со стороны законодательных и исполнительных органов власти.

3. Широко использовать в правовоспитательной работе возможности СМИ, позитивные обычаи и традиции Дагестана.

4. Главным эффективным средством предупреждения преступности несовершеннолетних нам видится в активизации субъектов предупреждения преступности, определенных Федеральным законом РФ от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Об этом свидетельствует и опрос, проведенный в Кизилюртовской воспитательной колонии Республики Дагестан.

5. В системе служебной подготовки сотрудников ведущих служб МВД внимание сосредоточить на углубленной специализации. Использовать в этой работе обобщение уголовных дел, а также материалы, связанные с успешной реализацией дел оперативного учета по преступлениям, получившим большой общественный резонанс.

6. В целях искоренения фактов укрытия преступлений от учета необходимо сосредоточить усилия органов власти и управления на следующих направлениях:

  • штабам органов внутренних дел совместно с общественными объединениями правоохранительной направленности, другими институтами гражданского общества проводить анонимный социологический опрос по специальной анкете. Результаты опроса предавать широкой гласности, публикуя их на страницах городских и районных газет с подробными комментариями руководителей правоохранительных органов районного и городского звена, акцентируя внимание на повышении правовой активности граждан в борьбе с преступностью;
  • необходимо принять меры к ограничению деятельности саун, развлекательных центров, дискотек, где происходит сбыт наркотиков.
  • необходимость усиления административного надзора и контроля за ранее судимыми очевидна, поскольку они составляют костяк НВФ, террористов и других лиц, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления против личности;
  • главам администраций сельских поселений, в предгорной и горной части Дагестана, следует своевременно сообщать в органы полиции и прокуратуру обо всех чрезвычайных происшествиях, совершенных на территории села, поскольку из-за тухумно – родственных связей многие происшествия остаются латентными;
  • рекомендовать Управлению МВД по РД и прокуратуре РД ежемесячно проводить совместные проверки, связанные с соблюдением учетно-регистрационной дисциплины в горрайорганах внутренних дел республики;
  • предложить Уполномоченному по правам человека в РД осуществлять мониторинг состояния защиты прав и свобод граждан применительно к доступу к правосудию, обеспечению эффективного реагирования на заявления и сообщения граждан о совершенных в отношении них преступных посягательств. Кроме того, инициировать внесение законопроектов по вопросам своего ведения в Народное Собрание РД, как субъекта законодательной инициативы.
 
Список литературы
  1. Васильев Э.А., Прокофьева Т.В., Болт Ю.А. Современная экономическая преступность: состояние и структура. М.: Юрлитинформ, 2022. С. 4-8; Седнев В.В. Моделирование криминологической обстановки. М., Юрлитинформ, 2020. С. 26-28; Шалагин А.Е. Криминология и предупреждение преступлений. М.: Юрлитинформ, 2021. С. 3-11.
  2. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 14-20; Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 21; Бородин С.В. Борьба с преступностью. Теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990. С. 34.
  3. Семенькова А.И. Междисциплинарный подход в практике работы ювенолога // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2020. № 4. С. 24-25.
  4. Арзамасов В.Ю. Латентная преступность: понятие, негомогенная природа, превентивные меры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2022. № 1. С. 237-250.
  5. Афанасьев В.А., Леушина Т.В., Романов С.Р. Обобщающие показатели в структуре российской преступности // Вестник НГУЭУ. 2020. № 2. С. 117-126.
  6. Некрасов А.П. Вновь к вопросу о латентной (скрытой) преступности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 3. С. 112-117.
  7. Пархоменко Д.А., Бычков А.В. Лицо, впервые совершившее преступление, в данных статистики Вакуленко Н.А. Система показателей преступности и их отражение в уголовной статистике. Ростов: Азов-принт, 2021. С. 5; Гаврилов Б.Я. О реальности уголовно-правовой статистики о преступности // Вестник Института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 6. С. 4-10.
  8. Гаджиев Д. М. О деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью (по материалам Докузпаринского района и г. Южно-Сухокумска) // Народы Дагестана. 2002. № 1. С.23-26
  9. Карагодин В.Н. Научный характер и практическая реализация рекомендаций по борьбе с преступностью // Lex Russica. 2016. № 4. С. 19-33.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября