Морально-нравственные качества личности как основа профессионального роста сотрудника Минюста России и ФСИН России
Журнал Научные высказывания

Морально-нравственные качества личности как основа профессионального роста сотрудника Минюста России и ФСИН России

Актуальность данной работы выражена в снижении морально-нравственных качеств у сотрудников уголовно-исполнительной системы в связи с чем растёт уровень преступности среди сотрудников и снижается уровень добросовестного отношения к служебным обязанностям. Была проанализирована связь морально-нравственных качеств с профессиональным ростом сотрудников, а также выделены факторы, которые напрямую влияют на профессиональный рост. Сформулированы основные проблемы актуальные на данном этапе развития общества и уголовно-исполнительной системы и предложены основные пути решения.

общество
сотрудники
уголовно-исполнительная система
морально-нравственные качества
правила
руководство
преступность

Сотрудники правоохранительных органов должны представлять собой пример морально-нравственного развития и непосредственно соблюдать правила этики, которые предусмотрены для них. Морально-нравственные качества личности играют важнейшую роль на службе так как исходя из них строится представление о сотруднике, а значит и отношение к нему. Соответственно существует непосредственная связь морально-нравственных качеств и профессионального роста сотрудников [1, с. 41].

Изначально следует дать определение морально-нравственных качеств, а для этого изучить мораль и нравственность как отдельные понятия. Так допустим под моралью понимается ряд правил, принятых обществом и влияющих на поведение человека в положительную сторону по отношению к окружающим. Нравственность в свою же очередь представляет моральное качество, которым пользуется человек при совершении того или иного действия. Соответственно нравственность более узкое понятие чем мораль, но в данном контексте мы под морально-нравственными качествами понимаем определённые правила общения, поведения и отношения к другим. Из этого следует что человек с развитыми морально-нравственными качествами чаще воспринимается как доброжелательный, исполнительный и прост во взаимодействии с другими. Учитывая тот факт, что служба это сплошное взаимодействия между субъектами, то определённо можно сделать вывод о влияние морально-нравственных качеств на профессиональный рост.

Под профессиональным ростом принято понимать повышение знаний в рамках той или иной специальности. Факторы, которые влияют на профессиональный рост выглядят следующим образом:

1) повышение квалификации за счёт образования;

2) общий интерес к исполнению служебных обязанностей;

3) процесс взаимодействия с лицами, которые имеют опыт в той или иной профессии;

4) практический опыт работы;

5) всестороннее развитие личности;

6) морально-нравственные качества личности [2, с. 119].

В данной классификации можно сказать, что профессиональный рост сотрудников зависит непосредственно от использования данных факторов в совокупности. Но в рамках нашей темы морально-нравственные качества влияют на все вышеперечисленные качества.

Морально-нравственные качества имеют прямую связь с взаимодействием сотрудников между собой, а соответственно и повышается уровень передачи опыта с тем сотрудником у кого моральные качества на достаточно высоком уровне.

Моральные качества так же влияют на законность в исполнении служебных обязанностей. Нельзя упускать тот момент что существует преступность со стороны сотрудников что в принципе является противоположным явлением профессиональному росту. А сотрудник, который обладает высоким уровнем морально-нравственных качеств не будет готов совершить преступление, что положительно сказывается на тенденции развития уголовно-исполнительной системы [3, с. 34].

Таким образом мы приходим ко мнению что высокий уровень морально-нравственных качеств снижает уровень преступности среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, тем самым оказывая положительное влияние на профессиональный рост.

Так же следует рассмотреть морально-нравственные качества со стороны добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей. Так допустим сотрудники с высоким уровнем развития моральных качеств более ответственно исполняют служебные обязанности что соответственно не допускает возможности совершения противоправных действий со стороны осужденных, за такую работу сотрудники уголовно-исполнительной системы поощряются со стороны руководства учреждения [4, с. 44].

Так же данного рода поощрения влияют на мотивацию сотрудников и формируют у них добросовестное отношение к своим обязанностям. То есть в данном случае это некая цепочка взаимосвязанных явлений началом которой является морально-нравственные качества сотрудников.

По мимо влияния морально нравственных качеств сотрудников на профессиональный рост необходимо рассмотреть проблемы, существующие по данной теме [5, с. 58].

Так допустим существует проблем слабого воспитания морально-нравственных качеств как в обществе, так и на службе. Это выражается в отсутствии чёткого определения морали в обществе и в службе, а также низком уровне работы по воспитанию у сотрудников уголовно-исполнительной системы морально нравственных качеств.

Рассматривая первую проблему необходимо подчеркнуть, что общество формирует мораль, а на данном этапе развития общества мораль формируется по средствам массовой информации за счёт интернета и телевидения. Так как сотрудники уголовно-исполнительной системы являются гражданами соответственно и морально-нравственные качества будут на уровне общества за исключение крайних случаев хорошего воспитания [6, с. 276].

То есть общество формирует мораль в том числе у сотрудников уголовно-исполнительной системы и государство должно быть заинтересовано в повышение моральных качеств у общества как минимум для снижения уровня преступности, так как мораль и преступность тесно взаимосвязанные элементы.

Таким образом со стороны государства должно проходить более качественный мониторинг телевизионных программ, которые так или иначе могут повлиять на разобщения людей и снижения морали в обществе. Контролировать ресурсы, в интернете которые так же влияют на снижение морали.

То есть контроль государства в формировании морали должен присутствовать в большем значении чем в нынешнее время, чтобы не допустить разобщения граждан и снижения уровня морали в том числе у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Следующая проблема — это низкий уровень работы с личным составом с целью повышения морально-нравственных качеств. В данном случае речь идёт о руководителях и непосредственно данный вид работы должны организовывать они. Слабая работа в данном направлении может приводить к снижению культа личности сотрудников уголовно-исполнительной системы, что так же повлияет негативно на авторитет уголовно-исполнительной системы.

В данном направление следует организовывать работу, которая не будет оказывать дополнительную нагрузку на сотрудников иначе будет низкий уровень восприятия. Такая работа должна проводится постоянно и не в коем случае не путём собраний для зачитывания лекций, так как такой способ работы на данный момент не окажет достаточного влияния. Работа такого характера будет положительно отражаться если будет организована во время исполнения служебных обязанностей, не отвлекая сотрудника от них [7, с. 29].

Так же необходимо организовать работу с личным составом о влиянии моральных качеств на профессиональных рост сотрудников с практическими примерами, для поднятия мотивации сотрудников.

В научной литературе так же отражают важность физической подготовки для формирования морально-нравственных качеств, данное мнение абсолютно оправдано так как формирование физических качеств у сотрудников улучшает их осознанность, что и приводит к выводу повышения морально нравственных качеств [8, с. 23].

Таким образом мы отразили понятие морали и нравственности, а также профессионального роста, рассмотрели факторы, влияющие на профессиональный рост и значение морально-нравственных качеств для этого явления. Изучили связь межу морально-нравственными качествами и уровня преступности, сформулировали существующие проблемы морали на данном этапе развития общества.

А также проанализировали за счёт каких средств формируется мораль на данном этапе развития. Предложили действенные способы, например, больше уделять значению морали со стороны государства в интернете и на телевиденье, посредством контроля.

В ходе исследования, мы выявили низкий уровень работы с личным составом по воспитанию моральных качестве в связи с чем предложили уделять большее внимание со стороны руководства на данную проблему и организовывать работу повседневно исключая лекции из способов воспитания морально-нравственных качеств.

Список литературы
  1. Прокурова С. В. Нравственные ценности – основа морального облика сотрудника ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2020. –№6. – С. 41-43.
  2. Упоров, А. Г. Применение профессионально-ориентированных образовательных технологий обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России / А. Г. Упоров, Н. Н. Ивашко // Вестник Кузбасского института. – 2012. – № 4(12). – С. 118-121.
  3. Никоноров Е.А., Вохонцева Н.С. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №2. –34-36.
  4. Упоров, А. Г. Сотрудничество Минюста России и ФСИН России с институтами гражданского общества / А. Г. Упоров, О. В. Драгун // Правопорядок: история, теория, практика. – 2022. – № 3(34). – С. 44-49.
  5. Тихомиров, С.Н. Когнитивный компетентностный, личностно-ориентированный и номадологический подходы к системе контроля и оценивания профессиональной подготовки специалиста в образовательной организации / С.Н. Тихомиров // Научные исследования и образование. –2018. – № 1. – С. 58–62
  6. Падеро, Н.В. Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования : дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Падеро. Новокузнецк, 2004. – 276 с.
  7. Боева О.М. К вопросу о духовно-нравственных истоках службы в органах внутренних дел // Труды академии управления МВД России. – 2021. – №3 (23). – С. 29-31.
  8. Славко А. Л., Пужаев В. В. Формирование Морально нравственных качеств в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка» // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – №2. – С.23-24.
международный научный журнал

Научные высказывания #57

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 17 мая по 31 мая
Осталось 10 дней до окончания
Размещение электронной версии
14 июня
Рассылка печатных экземпляров
21 июня