ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены основные формы, методы и особенности современных педагогических подходов и технологий, которые применяются при проведении занятий, посвященных гражданскому-правовому воспитанию. Автором сделан вывод о необходимости комплексного подхода при воспитании гражданско-правового сознанию у студентов.
В настоящее время в российском обществе активизировалась работа по гражданско-правовому воспитанию учащихся. Стало очевидным, что необходимо растить и развивать гражданскую позицию у подрастающего поколения: понимание духовно-нравственных ценностей, уважение к историческому и культурному наследию своей страны. Воспитывая патриотов, деловых, инициативных, проактивных людей, мы строим здоровое общество и сильную страну. Это задача каждого педагога в нелегком деле воспитания подрастающего поколения.
Современная наука трактует гражданско-правовое воспитание как специфическую область воспитательно-образовательной работы, которая включает в себя воздействие семьи, государственных, образовательных и других структур гражданского общества на индивида с целью формирования у него гражданственности как системы личностно и профессионально важных ценностей. [2]
В отечественном образовании сегодня основными являются следующие формы гражданского образования:
- предметно-тематическая (это учебные курсы «Гражданское образование», «Граждановедение», «Правовая грамотность», «Политика и право» и др.);
- надпредметная или ценностная (педагогические стратегии, приемы и методы, с помощью которых преподаватель транслирует гражданско-демократические ценности);
- институциональная (моделирование жизни на факультете, в группах по сценариям гражданского образования);
- проектная (участие студентов в разработке в решении общественных проблем своего города или района).
Правовое воспитание осуществляется через средства правового воспитания. Это различные формы, виды деятельности, методы, ресурсы, используемые педагогом в процессе воспитания для достижения поставленных целей и задач. К средствам гражданско-правового воспитания можно отнести журналы, газеты, кино, ТВ-передачи, НПА, научно-популярная и художественная литература; из устных — это лекции, семинары, беседы.
Если переходить к методам гражданско-правового воспитания, то под ними следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач [48].
К традиционным методам, применяемым в процессе воспитания, в том числе и гражданско-правового, относятся:
1. Поощрение — метод стимулирования путем высокой оценки.
2. Убеждение — способ воздействия на человека с целью убедить, то есть изменить его мнение в соответствии с нашим.
3. Принуждение как метод воздействия на волю воспитуемого.
4. Метод примера — систематическое влияние на сознание учащегося путем демонстрирования положительного поведения.
5. Соревнование — создание условий конкуренции и равнения на лидера.
6. Наблюдение — метод фиксации результатов влияния воспитания.
Сегодня особая роль в решении задач гражданско-правового воспитания принадлежит современным педагогическим технологиям и методикам [14]. К ним можно отнести:
-Круглый стол (дискуссия, дебаты). Популярна методика под названием «Дебаты Карла Поппера» — образовательные дебаты для начинающих;
-Брейнсторминг, или мозговой штурм — образовательная методика коллективного поиска решений;
-Деловые и ролевые игры — разновидность педагогических игровых методик;
-Кейс-стади — ситуационный анализ, при котором происходит разбор конкретной ситуации;
-Мастер-классы — форма передачи опыта от педагога к ученикам;
-Технология «образовательный квест — поэтапное решение образовательной задачи по определенному сюжету;
-Дистанционные образовательные технологии и сервисы;
-Научно-исследовательские работы [1, c.135].
Данные методы следует учитывать и применять в комплексной воспитательной работе по вопросам правового воспитания со студентами .
Таким образом, гражданско-правовое воспитание студентов —это комплекс систематических и направленных действий и мероприятий по формированию у учащихся высокого уровня патриотического сознания, чувства преданности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны [3]. Нельзя выделить какую-то одну педагогическую технологию для развития гражданско-правового сознания современной молодежи, необходим комплексный подход. Государство активно способствует развитию этого процесса в образовательной системе на разных уровнях.
- Байгентов Б.Б. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Педагогическая наука и практика. 2020. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-grazhdansko-pravovogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-studentov (дата обращения: 27.12.2023).
- Ганаева, Е. Э. Проблемы правового воспитания современного студента / Е. Э. Ганаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14431/ (дата обращения: 26.12023).
- Чиркунова, А. Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / А. Е. Чиркунова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 706-709. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14351/ (дата обращения: 26.12.2023).