ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Журнал Научные высказывания

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование лингвострановедческого  аспекта на занятиях повышает познавательную активность обучаемых, способствует более быстрому формированию их коммуникативных навыков и умений, формирует положительную мотивацию обучаемых, стимулирует их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу над иностранным языком. Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности обучаемых в тесной взаимосвязи с преподаванием культуры носителей языка.

лингвострановедческие методики
мотивация
лингвострановедение
квиз
лингвострановедческий аспект
общекультурный уровень обучающихся

Россия развивается и с  каждым годом выходит на более высокие уровни развития. Происходит налаживание международных контактов с разными странами мира, поэтому возрастает интерес и потребность в изучении иностранных языков. На современном этапе развития общества популярным становится изучение не только иностранного языка, но и культуры говорящих на нем стран. Лингвострановедение является неотъемлемым  аспектом современной программы по английскому языку.  

«Аспект методики преподавания иностранного языка, в котором исследуются проблемы ознакомления изучающих язык с новой для них культурой, называется лингвострановедением» [Томахин 2019:22-27].

При изучении культуры страны, пополняется словарный запас обучающегося, улучшаются его навыки устной речи, повышается мотивация к дальнейшему изучению языка.

«Лингвострановедение — это дидактический аналог социолингвистики, развивающий идею о необходимости слияния обучения иностранному языку как совокупности форм выражения с изучением общественной и культурной жизни носителей языка. Лингвострановедение служит интересам обучения иностранному языку» [Верещагин, Костомаров 2020]

При обучении в программный материал по английскому языку  включаются страноведческие сведения из географии, истории, социальной и культурной жизни народов.    Эти сведения отражаются в текстах для аудирования и чтения.

В государственном стандарте уровня обученности по иностранному языку отмечается: «… формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и со страноведческими знаниями. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах». [Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку // Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]].

Изучение иностранного языка охватывает не только лексику, стилистику и грамматику, но и традиции, обычаи,  социальную жизнь народов, их историю.

С.Г. Тер-Минасова отмечает, что  «необходимость основательного изучения особенностей мира (не языка, а мира) носителей языка, отличительных признаков их культурной жизни, национальных особенностей, так как употребление слов в процессе коммуникации и само общение на иностранном языке во многом зависит от знания отличительных черт социальной и культурной жизни страны изучаемого языка». [Тер-Минасова 2021]

Наши представления о других народах и странах формируются на основе стереотипов. Эти  стереотипы могут быть отражены через ключевые слова и понятия. Через них языковая картина мира отражает его культурную картину.

В понятие культуры при отборе текстов должны включаться следующие аспекты:

1. География изучаемой страны (Thames -is the longest river in the UK.  The Loch-Ness lake-is a famous lake in Scotland. Dublin is a capital of Northern Ireland, west country of the United Kingdom).
2.
Обычаи, традиции  народов .( There are many customs and some of them are very old. There is, for example, the Marble Championship, where the British Champion is crowned; he wins a silver cup known among folk dancers as Morris Dancing. Morris Dancing is an event where people, worn in beautiful clothes with ribbons and bells, dance with handkerchiefs or big sticks in their hands, while traditional music- sounds). 
3. Выдающиеся люди . (There are many outstanding people in Great Britain. Isaac Newton discovered the law of motion and the universal law of gravitation. Charles Darwin created a new theory of evolution. ) 
4. Система образования. (About one-third of primary and secondary schools in England are administered by Anglican or Roman Catholic voluntary organizations. All British universities enjoy complete academic freedom. There are seventy nine universities, Oxford and Cambridge being the oldest of them. Over 90% of students receive awards covering tuition fees and maintenance.). 
5. Живопись, архитектура, скульптура. (Speaking about architecture, most English cities were formed during the Roman era, which is clearly seen in many ancient constructions. One of such sights is the Hadrian’s Wall on the border with Scotland). 
6. Музыка .(In London The Royal Opera House, Covent Garden, maintains a high standard and draws large audiences. Opera is also performed at Sadler's Wells Theatre.)
7. Проза, поэзия, фольклор. (One of the best known English playwrights was William Shakespeare. Sir Walter Scott wrote the first examples of historical novel. Lewis Carroll became famous when he published "Alice's Adventures in Wonderland".) 
8. Кино, театр, СМИ, ТВ. (Nowadays British cinematography produces films, TV plays, serials and documentaries. But young talented film writers, actors and producers unite their efforts to produce really good British films, like "Room at the Top", "Look Back in Anger").

При изучении страноведческой информации удобно использовать квизы.

«Квиз (Quiz) - это универсальная форма при работе со страноведческим и лингвострановедческим материалом. Квиз представляет собой тест, основанный на принципе выбора ответа из ряда предложенных вариантов (multiple choice). Универсальность квиза в том, что он применяется на разных этапах работы как над темой отдельного урока, так и при завершении работы над микроциклом (Unit) учебника» [Викторовский, Викторовская 2021:10-12].

На уроках чаще всего мы использовали тестовые вопросы, охватывающие различные лингвострановедческие знания:

1.Who discovered America? 
а) Christopher Columbus .b) George Washington. с) The pilgrims .d) John Glenn. е) Abraham Lincoln.

2.What is the symbol of England?

a) the thistle b) the daffodil c) the red rose

3. What is the head of the state of Great Britain?

а)the Parliament b) the Queen c) the Prime Minister

Данные  тесты можно применять не только на уроках английского языка, но и проводить комбинированные уроки в совокупности английский язык + география, английский язык + история, английский язык + искусство. Повышая тем самым мотивацию к изучению не только английского языка, но и остальных учебных предметов.

При проведении такого теста во время педагогической практики в 10 классе нами были определены следующие результаты:  57% обучающихся не знакомы с символами англоязычных стран,  18% имеют проблемы с государственным устройством стран, 10%  затрудняются с выбором американских и английских национальных праздников и только 15 % обучающихся из класса набрали максимальный балл  по страноведческому  тесту. Это еще раз подтверждает значимость применения различных методик по повышению лингвострановедческих знаний обучающихся.

Различные таблицы по страноведческим темам упрощают восприятие новой информации.

Например, при изучении темы Великобритания можно в таблице указать основные опорные слова.

1.Queen

2.W.Shakspeare

London

Literature

Big Ben

Jerome K. Jerome

Buckingham Palace

W. Scott

Thames

L. Carroll

Далее происходит выбор ключевого опорного слова и выполняется схема:

 

Схема 1.

             

Схема 2.

            

Выполняя эти схемы, обучающиеся могут дополнять каждое опорное слово своими уже полученными  знаниями о нем.

При работе с данными схемами у обучающихся происходит процесс запоминания как на основе слуховой, так и зрительной памяти. В качестве домашнего задания может быть задана самостоятельная подготовка такой схемы или таблицы. Чем больше обучающийся самостоятельно работает с таблицами, материалом учебника и иной литературой, тем лучше происходит процесс запоминания страноведческого материала.

Основной целью вышеперечисленных методик и способов объяснения или закрепления полученного материала является повышение мотивации, интереса к изучению  английского языка, упрощение восприятия новой информации.  Развивается кругозор обучающихся, их  мировоззрение и общекультурный уровень.

Лингвострановедение - это очень увлекательная часть в преподавании любого иностранного языка, так как изучение культуры, обычаев, традиции, географии, достопримечательностей и других объектов страны играют немаловажную роль в воспитании гармонично и всесторонне развитой личности. Ведь в современном обществе кто владеет информацией, тот владеет миром!

Список литературы
  1. Томахин, Г. Д. Лингвострановедение. Что это такое? //Иностранные языки в школе, 2019, #6, стр.22-27.
  2. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Язык и культура. – М: Индрик, 2020.-1038с.
  3. Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку // Российскийобщеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru (дата обращения : 10.02.2024г.).
  4. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2021.-624с.
  5. Викторовский, В. Г., Викторовская, С. К. Использование страноведческой и лингвострановедческой информации на занятиях иностранного языка // Вестник ХНАДУ. 2021, №36,стр.10-12.