Актуальные проблемы работы со скрытой детской одарённостью в условиях школьной микросреды
Статья посвящена анализу актуальных проблем выявления скрытой детской одарённости учащихся в условиях микросреды. Показано, что учителя оценивают ученика как явно одарённого, когда у него проявляется определённое соотношение способностей и характеристик, которое становится заметным и может быть наблюдаемым в виде комплекса признаков. Предполагается, что это является неверным для ранней диагностики скрытой одарённости учащегося. Данная гипотеза проверяется при помощи исследования, основанного на методах шкал Дж.Рензулли (в адаптации Л.В. Поповой), а также методики оценки общей одарённости, разработанной А.И. Савенковым, которая использовалась в дополнение к комплекту диагностических инструментов.
В последние несколько десятилетий вопросу детской одарённости уделяется значительное внимание как в отечественном, так и в международном научном сообществе. Это объясняется той важной ролью, которую одарённые люди сыграли в развитии цивилизации. Неслучайно многие страны считают одарённых людей ценным достоянием своей нации, поскольку они способны решать сложные проблемы, препятствующие прогрессу общества. Это особенно актуально, когда речь идёт о преодолении кризисов различного рода, таких как экономический, социальный, экологический и духовный кризисы.
Понятие одарённости появилось в психолого-педагогической литературе ещё в 1800-х годах, когда философ Дж.Ст.Милль писал о важности выявления и воспитания одарённых людей. Однако только в начале 1900-х годов исследователи начали разрабатывать формальные показатели интеллекта, такие как шкала интеллекта Стэнфорда-Бине, что позволило более систематически изучать одарённость у детей. [5]
Термин «одарённый» ребёнок был впервые использован психологом Л.М.Терманом в начале 1900-х годов. Л.М. Терман определил «одарённость» как обладание способностями, значительно превышающими средние показатели для своего возраста, при этом подразумевается, что эти способности являются врождёнными и устойчивыми.
Результаты изучения феномена детской одарённости нашли своё отражение в работах отечественных и зарубежных деятелей науки. Одним из таких учёных является Д.Б. Богоявленская. Согласно этому автору, детская одарённость – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности» [3, с. 47]. Это определение выделяет важность как способностей, так и потенциала, подчёркивая, что одарённость – это не только текущие результаты, но и потенциал для будущего развития.
Д.Б. Богоявленская также писала о важности выявления и воспитания одарённых детей, утверждая, что без соответствующей поддержки и возможностей эти дети могут не раскрыть свой потенциал. Она выступала за специализированные образовательные программы и учебные планы, разработанные с учётом уникальных потребностей одарённых детей, а также за разработку специальных методов оценки и идентификации. Данный вопрос актуален и сегодня, когда федеральное законодательство в сфере образования выделяет в качестве одного из ряда актуальных и приоритетных направлений «развитие готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию»[8], образовательный процесс ориентирован на формирование творческой, разносторонне развитой личности. Данная необходимость приводит учителей к поиску новых, наиболее эффективных средств и методов организации образовательной деятельности, которые способствуют раскрытию потенциала учащихся. Большую проблему представляет вопрос развития скрытой детской одарённости в условиях школьной микросреды. Одарённость часто бывает скрытой, а по объёму значительно превосходит известную группу одарённых детей. Являясь не выявленной или случайно не проявленной, эта явно не видимая часть одарённости гаснет так и не раскрывшись. Таким образом, выявление одарённости у детей, а также система работы с ними является на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой. Следовательно, ученики, наделённые скрытой одарённостью требуют повышенного внимания, а также поиска неординарных, креативных и инновационных методов обучения в школе. Действительно важной остаётся проблема подготовки педагогических кадров для работы с одарёнными детьми.
К сожалению, современная система образования в большей степени ориентирована на работу только с коллективом учащихся и личностно-ориентированный подход не всегда реализуется в полной мере учителем из-за нехватки времени. Даже сам формат урока, с его традиционной структурой из пяти элементов (введение → опрос → объяснение нового материала → закрепление → домашнее задание), способствует уравниванию детей и сводит их к "среднестатистическому" уровню. Это удобно для учителя. Однако необходимо признать, что для выявления и развития одарённости у ребёнка, а также создания подходящих условий для его обучения и познания, требуется наличие у учителя специальной подготовки и дополнительных возможностей. Важной проблемой в данном случае является определение и фиксация уровня одарённости учащегося. Одной из основных сложностей в определении одарённости является то, что она не может быть ограничена одним единственным признаком. Для адекватной диагностики требуются различные методики, которые учитывают разнообразные аспекты. Также необходимо включение детей в различные виды деятельности, где их способности могут проявиться. Однако, в повседневной практике учителей не всегда есть возможность или необходимость применять сложные диагностические процедуры. Иногда учителя делают выводы о одарённости детей на основе явных признаков, которые невозможно не заметить. Однако такие выводы могут быть искажены стереотипами в отношении одарённости, формирующимися под влиянием средств массовой информации или индивидуального опыта педагогов. Таким образом, иногда считается одарёнными не те дети, у которых есть потенциал, а те, у кого проявляются различные особенности характера или стилевые проявления в поведении и внешности.[6]
Одарённость может проявляться в разных степенях, от явной до скрытой. Явная одарённость видна всем – ребёнок проявляет выдающиеся способности и его талант замечают психологи, родители и учителя. Многие известные люди, такие как учёные, художники и музыканты, проявили свои способности уже в раннем возрасте. Однако не всегда явная одарённость закладывает основу для будущего великого достижения. [3]
Скрытая одарённость проявляется в более скрытой или необычной форме. Феномен скрытой одарённости и возможности ее проявления зависят от многих факторов, таких как врождённые качества организма и мозга, воспитание, обучение и отношение окружающих людей. Каждый человек имеет свой уникальный путь развития, и неравномерность в развитии различных функциональных систем мозга, а также диссинхрония, могут создавать препятствия для проявления способностей. Способность могут маскировать психологические барьеры, которые могут быть вызваны неправильными методами работы с детьми. Кроме того, индивидуальные условия развития играют важную роль в проявлении способностей и достижении реальных результатов в деятельности.
Некоторые мифы об одарённости, создаваемые современной культурой, также могут влиять на отношение педагогов и затруднять распознавание скрытой одарённости. Итак, «скрытой» обычно называют одарённость, «которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребёнка или подростка и не является очевидной для окружения ребёнка –семьи, учителей, сверстников». Скрытая одаренность представляет собой потенциальные способности, которые не были обнаружены или признаны окружающими. Это может быть связано с недостаточной возможностью ребёнка или взрослого реализовать свой потенциал в данный момент времени из-за различных причин, таких как недостаток ресурсов, недостаточная поддержка со стороны семьи или общества, средовые условия и другие факторы.
Это понятие связано с идеей, что каждый человек имеет свои уникальные таланты и способности, которые могут быть неявными или недостаточно развитыми. Открытие и развитие скрытой одарённости требует особого внимания, поддержки и возможности для ребёнка или взрослого для самореализации и выражения своих способностей.
Педагогическая и психологическая поддержка играют важную роль в развитии скрытой одарённости. Применение соответствующих методик и программ, а также создание подходящей среды, которая способствует выявлению и развитию скрытого потенциала, помогает раскрыть способности и достижения человека. Это позволяет им проявить свою одарённость и достичь высоких результатов в разных областях деятельности.
Многие исследователи анализируют причины сложностей в обнаружении скрытой одарённости. Одним из первых шагов в этом анализе является определение свойств личности, характеристик, особенностей поведения и деятельности, свидетельствующих о наличии одарённости. Некоторые закономерности, позволяющие предсказывать будущее ребёнка, уже были обнаружены исследователями, но ещё не удалось разработать надёжные и обоснованные прогнозы.
В результате анализа имеющихся публикаций были выявлены причины "незамечаемости" скрытой одарённости:
1. "Мозаичность" и неполнота задатков и способностей, которые не позволяют проявить себя в конкретной деятельности и достичь явных результатов.
2. Особенности личностного развития ребёнка, замаскировывающие его одарённость:
- Особые личностные качества, например, недостаточная коммуникативная компетентность, низкая волевая регуляция, застенчивость, которая заставляет ребёнка скрывать свои способности.
- Низкая самооценка, не позволяющая ребёнку оценить свои способности как уникальные и достойные.
- Специфическая система ценностей, которая может не учитывать некоторые социально важные факторы из-за особенностей воспитания.
- Неудачный опыт деятельности.
- Отсутствие возможности проявить себя при наличии слабой нервной системы, низкой общей активности и неярком стиле поведения.
- Смещение усилий ребёнка с менее востребованных видов деятельности на более престижные.
3. Педагогические проблемы восприятия ребёнка, а также проблемы педагогического сопровождения одарённых детей:
- Когнитивная упрощённость, то есть неспособность воспринимать ребёнка во всей его сложности и ориентация на отдельные проявления, своеобразный "эгоцентризм" восприятия.
- Стереотипы "одарённости", которые опосредуют восприятие ребенка.
- Ориентация педагога на результат, а не на формы активности ребёнка.
Исследование
Для подтверждения гипотезы о том, что учителя оценивают ученика как явно одарённого, когда у него проявляется определённое соотношение способностей и характеристик, которое становится заметным и может быть наблюдаемым в виде комплекса признаков, мы провели исследование.
Для достижения целей и анализа проблемы проявления одаренности учащихся младших и средних классов мы использовали следующие диагностические инструменты:
1. Экспертная оценка одарённости в общей выборке:
- Прямая оценка учителями, где им предлагалось назвать детей, которые, по их мнению, являются явно одарёнными. Каждого ребёнка оценивали 4-5 учителей. Цель состояла в выявлении "явно одарённых" детей.
- Диагностика одарённости учащихся учителями с использованием шкал Дж. Рензулли (в адаптации Л.В. Поповой). Эти шкалы направлены на оценку десяти областей проявления способностей. В данном исследовании использовались только первые четыре шкалы, которые имели существенное значение для большинства обучающих программ, разработанных для одарённых школьников. Опросник включал 25 утверждений, позволяющих оценить характеристики учащихся в областях познавательных, мотивационных, творческих и лидерских навыков.
Таким образом, была использована экспертная оценка учителей и шкалы Дж. Рензулли для определения особенностей проявления одарённости учащихся.
Для диагностики учащихся, которые получили высокие баллы по шкале Рензулли и были разделены на две группы - дети с явной одарённостью и дети со скрытой одарённостью, были использованы следующие методы:
1. Экспертная оценка личностных особенностей учащихся (застенчивость, общительность, быстрота, энергичность) проводилась 4-5 учителями, работающими с конкретными классами. Оценка осуществлялась по шкале от 1 до 4 баллов.
2. Анкета для родителей, которая позволяла оценить уровень сформированности девяти качеств, обычно наблюдаемых у одарённых детей.
3. Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым, использовалась в дополнение к комплекту диагностических инструментов.
4. Оценка успеваемости школьников обеих групп по трём основным предметам учебного цикла.
5. Учёт достижений детей в олимпиадах и на конференциях, как фактора, влияющего на признание явной одарённости.
Итак, для определения различий между детьми с явной и скрытой одарённостью использовались экспертные оценки, анкеты для родителей, методика оценки общей одарённости, оценка успеваемости и учет достижений во внешних мероприятиях.
Во время первичного опроса учителей было выявлено, что 26 учащихся можно отнести к категории "явно одарённых". Из них, четыре учителя подтвердили одарённость девяти учащихся, а пять учителей подтвердили одарённость 17 учащихся. Эти учащиеся были объединены в первую группу "явно одарённых".
С использованием шкал Дж. Рензулли (адаптированных Л.В. Поповой) было определено, что из 90 учеников, включая предыдущую группу из 26 человек(явно одарённых), 54 ученика набрали высокое количество баллов по шкальной оценке. Минимальное количество баллов, набранное учащимися из первой группы "явно одарённых", было использовано в качестве критерия.
Таким образом, было выявлено ещё 54 человека, которые не были отмечены учителями как одарённые, но получили высокие баллы при дифференцированной оценке с использованием отдельных шкал теми же учителями. Эту группу мы обозначили как "дети со скрытой одарённостью" (вторая группа).
По диагностируемым шкалам признаков одарённости между этими двумя группами не было обнаружено значимых различий.
Результаты проведённой диагностики могут быть представлены в виде следующей гистограммы.
Рисунок 1. Результаты проведенной диагностики
На основе представленных данных, можно сделать закономерный вывод о том, что из 90 учащихся, принявших участие в диагностике, 26 человек были выделены учителями, как “явно одарённые”, в то время как 54 человека не были отмечены и вошли в группу учеников со скрытой одарённостью, поскольку её наличие было подтверждено результатами пройденных опросов : шкал Дж. Рензулли (в адаптации Л.В. Поповой), а также методики оценки общей одарённости, разработанной А.И. Савенковым и специальной анкеты для родителей, у оставшихся 10 испытуемых одарённость не была выявлена. Наличие данных результатов подтверждает наше предположение о том, что одарённость может быть скрытой по нескольким причинам:
а) учителя обращают внимание только на детей с яркими лидерскими способностями, поэтому дети с низкой подвижностью и стеснительные остаются незамеченными;
б) у учителей существует стереотип "одарённости", который связан со значениями "необычности";
в) оценка одарённости больше зависит от успеваемости школьного предмета, особенно математики;
г) достижения "неярких" детей в поведении чаще приписываются старательности, а не способностям;
д) "скрытая одарённость" имеет негармоничную структуру, где одни способности преобладают над другими у определённого ребёнка.
Итак, проблема скрытой одарённости является важной, особенно в контексте школьной микросреды, где учителя сталкиваются с ограничениями времени и ресурсов. Из-за отсутствия видимых проявлений скрытая одарённость может остаться незамеченной окружающими, включая учителей. Это может привести к упущению возможности развития потенциала учеников и ограничению их достижений.
Важно осознать, что скрытая одарённость может быть ценным ресурсом для общества, и её недооценка может привести к упущению талантливых личностей. Школьная среда должна способствовать обнаружению и поддержке скрытых одарённостей, чтобы предоставить всем ученикам равные возможности для развития своего потенциала.
Необходимо установить коммуникацию между учителями, родителями и специалистами, чтобы обмениваться информацией о потенциальных одарённостях учеников и разрабатывать индивидуальные планы развития. Необходимо уделять внимание вопросу организации педагогического сопровождения одарённых учащихся или их обучения по индивидуальной образовательной траектории.
Решение проблемы скрытой одарённости требует совместных усилий со стороны образовательных систем, педагогов, родителей и общества в целом. Только тогда мы сможем полностью раскрыть потенциал каждого ученика и обеспечить их успешное будущее.
- Абраухова, В. В. Педагогика творчества: учебное пособие: / В. В. Абраухова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 128 с.: ил., табл. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574373 (дата обращения: 10.11.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0755-4. – DOI 10.23681/574373. Текст: электронный.
- Бабаева, Ю. Д. Психология одарённости детей и подростков/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина [и др.]; под редакцией Н. С. Лейтеса. – 3- е изд., перераб. и. доп. – Москва: Академия, 2017. – 336 с. (Психология для студентов). – ISBN 5-7695-0063-8. – Текст: непосредственный.
- Белоусова, А. К. Развивающая образовательная среда для одарённых детей: Учебно-методическое пособие / А.К. Белоусова. – Ростов-на-Дону, 2015. 70с.– Текст: непосредственный.
- Беляева, Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях: 13.00.01: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: / Беляева Лариса Александровна. – Томск, 2014. – с.22. –Текст: непосредственный.
- Бердиева, С. Э. Особенности профессиональной готовности педагогов к работе с одарёнными и талантливыми детьми / Бердиева. –Текст: электронный// Молодой ученый: электронный журнал. – 2019. – № 24 (262). – С. 407-410. – URL: https://moluch.ru/archive/262/60775/ (дата обращения: 17.10.2023).
- Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. – М.: Эксмо, 2007. – 542, [1] с.: портр. — ISBN 978-5-699-20617-9. – Текст: непосредственный.
- Бочкарёва, Т.Н. Формирование компетенций педагога для работы с одарёнными детьми / Т.Н. Бочкарёва. –Текст: электронный //Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета – 2017. –№8. – С.88-92. – URL: http://novaum.ru/public/p321 (дата обращения: 15.10.2023).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»