Направления работы по воспитанию патриотизма в начальной школе
Рассмотрены направления работы учителя начальных классов по реализации патриотического воспитания младших школьников. Приведены конкретные примеры на материале учебников УМК «Школа России».
Современное образование является отражением исторической эпохи начала ХХI века, которая связана со сменой ценностных ориентиров. С 90-х гг. прошлого столетия в России произошли не только важные позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Быстрый демонтаж советской идеологии, поспешное копирование западных форм жизни – всё это затруднило создание и развитие у российских граждан целостной системы ценностных ориентиров, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность.
XXI век также ознаменован стремительным развитием науки и технологии. Помимо неоспоримой пользы новых явлений, нельзя упускать из виду и силу негативного влияния телевидения, Интернета, аудио- и видеопродукции на неокрепшее сознание молодого поколения, которая за частую превосходит влияние семьи, школы и других общественных институтов. Кроме того, современное поколение становится очень зависимым от развлечений, получения информации в готовом виде. Порой дети не способны воспринять информацию, проанализировать её и связать с действительностью.
Популярная в современном образовании идея индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, помимо положительной направленности, послужила также тому, что обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания. Произошел перекос в общей системе духовно-нравственного воспитания. К концу 2020 года Министерство просвещения России был разработан и одобрен проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который активно внедряется в образовательные организации страны [1].
Под патриотическим воспитанием в начальной школе понимается «целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу…» [2, с. 304]. У младших школьников должно вырабатываться чувство уважения к родной культуре, великим свершениям народа.
Система работы по патриотическому воспитанию должна проводиться органично и непрерывно на всех возможных для педагога уровнях взаимодействия: в системе уроков, во внеурочной деятельности, в рамках работы с родителями. Неуклонное формирование данной системы ценностей невозможно без единства этих компонентов. Все они должны быть задействованы и работать в одном ключе на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношений к своей семье, к самым близким людям (матери, отцу, братьям и др.); ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе. В школе с 1 класса на курсах «Разговоры о важном» следует проговаривать значимость родителей в жизни ребенка (темы «Отчество – от слова отец» [1, /topic/9/], «Материнское сердце чаще бьётся» [1, /topic/25/]). Педагог обязательно обращает внимание, что любовь нужно не только принимать и ценить. Важно давать обратную реакцию, благодарить своих близких за их доброту и заботу.
С теплого отношения к родным людям начинается любовь к Родине. Причем задача педагога заключается в том, чтобы не навязать это чувство, а привести к нему младших школьников. Дети знакомятся, какая она – наша Родина, рассуждают, чем могут быть полезны своей стране, родному краю, за что могут любить, ценить и уважать Родину. В урочной деятельности педагог начальных классов реализовывает эту тему, ведя учебный курс «Окружающий мир». С 1 класса мы говорим о своей семье, малой родине, рассказываем о стране, её народах, символике, традициях, национальностях и т.д. [4, с. 10-14]. На уроках литературного чтения проводим анализ рассказов и стихотворений о величии своей Родины, красоте родной природы (например, произведения К. Ушинского «Наше Отечество» [5, с. 86-87], К. Бальмонта «Светло-пушистая…», С. Есенина «Береза» и др. [6, с. 190-196]). Задача учителя - показывать любовь к Родине на собственном примере, в своём восхищении. В воспитании детей младшего школьного возраста большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности [7]. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Дети очень любят истории о жизни самого учителя, передача собственного опыта и переживания очень важны. Податливость и внушаемость детей младшего возраста, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создает благоприятные предпосылки успешной реализации патриотического воспитания учащихся начальных классов [8]. В то же время у детей должна быть возможность поделиться собственными переживаниями и эмоциями. Всё это в совокупности обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании младшего школьника.
Психологи указывают на важность возникновения зачатков любви к Родине, основанной на «прошлом опыте» чувств и эмоций, испытанных человеком в детстве [7]. Ребёнок, испытавший в детстве сострадание к другому человеку или уважение к труду, восхищение подвигом либо гордость за близких, тем самым приобрёл значимый эмоциональный опыт. Это в свою очередь будет являться основой для более глубоких чувств, способствовать положительному эмоциональному развитию подрастающей личности.
Воспитание уважения к родной земле, народам, проживающим на территории нашей страны, традициям, героям происходит в ходе рассмотрения экологических проблем страны и родного края, вопросов бережного отношения к природе. Детям предлагается презентация собственного проекта, что позволяет почувствовать сопричастность к проблемам своей страны. Тема бережного отношения к природе также затрагивается на уроках литературного чтения. Например, в произведениях Виктора Астафьева «Капалуха» [9, c. 98-102], Василия Белова «Малька» [9, c. 68-73] и другие. Эмоциональное переживание за героев не позволит младшим школьникам оставаться черствыми к природе, оно воспитывает чувство ответственности.
Гордость за своё Отечество, свой народ, культуру, традиции – самое сложное чувство, которое необходимо воспитать у младших школьников. На уроках окружающего мира это возможно сделать, когда педагог подчеркивает уникальность родной страны (большую территории, ресурсы). (водах, лесах, полезных ископаемых). Необходимо указать, что ни одна страна мира не обладает такими природными богатствами. Гордость младших школьников за свою страну вызовет тема «Россия – мировой лидер атомной отрасли» в учебном курсе «Разговоры о важном» [1/topic/22/].
На уровне внеурочной деятельности любовь мы прививаем посещением музеев и заповедников родного края, экскурсиями в живописные места родного края. Воспитание уважения реализовывается также на классных часах, посвященных толерантности, уважению и дружескому отношению между людьми разных национальностей (например, на тему «В единстве сила России»). Уважение к традициям необходимо прививать организацией различных акций: Георгиевская лента, сад Победы и др.
На классных часах, говоря о спорте, науке, искусстве, обязательно нужно обсуждать достижения наших спортсменов, деятелей культуры, восхищаться их трудом, радоваться за своих соотечественников. Ребята должны осознавать себя частью большой системы. Примеры, взятые из жизни, из соседнего села или двора гораздо больше мотивируют, чем общие далёкие новости. И, конечно, педагогу обязательно нужно обсуждать с учениками подвиги героев, восхищаться современными героями нашего Отечества, устраивать встречи с ветеранами боевых действий и другими общественными деятелями. Участие в акциях «Окна победы», «Сад Победы», «Книга памяти» позволяют детям почувствовать свою сопричастность к общему делу, единение народа. Эту работу необходимо проделывать не только в месячники патриотического воспитания, но круглый год. Дозированно, осознанно.
Таким образом, воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста реализуется наиболее успешно при активизации эмоциональной сферы личности; формировании у детей базы знаний о родной стране, желании и принимать участие в общественном труде, умении бережно относиться к природе, ценить труд других людей. И, конечно, педагогом должно осуществляться включенность детей в практическую внеклассную и факультативную деятельность.
- ФП Патриотическое воспитание граждан_проект.pdf (eduportal44.ru)
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004 (Казань : ГУП ИПК Идел-Пресс). - 512 с.
- https://razgovor.edsoo.ru
- Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020. – 95 с.
- Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская и др.] – М.: Просвещение, 2020. – 111 с.
- Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Виноградская и др.] – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
- Бергфельд А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. Вып. 1 (1). С. 38–46.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Ушинский, К.Д. Ушинский / Сост. П. А. Лебедев . – М., 1998.
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.