Диагностический метод в исследовании образования взрослых
Обоснована необходимость дифференцированного, творческого подхода к образованию взрослых. Рассмотрен диагностический метод в образовании взрослых. Проанализированы четыре основных метода диагностики творческих способностей.
Одной из главных проблем современного общества следует, на данном этапе, считать проблемы социально-антропологического характера. Сегодня становится очевидным, что, в широком смысле, человечество является супер-хищником, более того – инвазивным видом [1]. А любой инвазивный вид стремится непрерывно расширять сферу своего влияния, до тех пор, пока не столкнется с естественными природными ограничениями, или пока не будет уничтожен другим инвазивным видом.
Эволюция человека, как биологического вида, близка к завершению, но продолжается эволюция социальная. И здесь мы сталкиваемся с глобальной проблемой. Мы слишком привыкли доминировать, слишком привыкли полагаться на стереотипные технические решения. В любых сложных ситуациях мы инстинктивно рассчитываем на то, что появится «Deus ex machina». Условно говоря, современное технологическое общество – это продукт социальной инвазивной эволюции. И ныне, технологии, которые подняли человечество к вершинам видового доминирования, играют совершенно другую, негативную роль. Глубокая неготовность человека к духовной и социальной эволюции в мире стремительно развивающихся технологий, приводят к неизбежному отставанию в сфере духовного роста. Это отставание особенно опасно на фоне понятийного и эмоционального информационного диктата, навязывания стереотипов. Это навязывание неизбежно, поскольку обусловлено технологической однородностью современного общества. Но любые навязанные стереотипы, любой вынужденный конформизм, препятствуют развитию творческого потенциала. А поскольку общество, неспособное воспитывать в своем составе творческую личность, неспособно развиваться, стагнация будет уливаться.
Человек в сегодняшнем мире оказывается в ситуации кэрролловской Алисы из Зазеркалья: «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Парадокс заключатся в том, что если бег за технологиями, усвоение новых навыков, осуществляется в некоторых случаях довольно успешно, то развитие духовности, способность к эмпатии, возможность постижения новых духовных парадигм остается, как правило, не только за гранью достижения, но часто и за гранью понимания. Подобная ситуация, пусть и не в такой острой форме существовала уже в конце XX века: «прогресс техники идет по пятам деградации, моральной опустошенности личности, а кризис морали – вслед за фантастическими достижениями техники» [2., с. 62].
И речь сейчас идет не о технологиях, технологии как раз опережают все остальное. Но вот возможность вместить в себя существующие перемены, развить в себе способность четко разграничивать пользу технологий и вред всеобщей информатизации, для этого необходим живой пытливый ум, творческий потенциал и способность к критике источников. Сегодня вырастает поколение, которое отлично умеет пользоваться планшетом, но не умеет завязать шнурки. Таким образом, духовный инфантилизм будет неизбежно нарастать, с каждым последующим поколением только усиливаясь. Технологии постоянно меняются, объем знаний непрерывно увеличивается, уже сегодня необходимо думать о создании предпосылок для успешного обучения и воспитания в рамках современных реалий.
Остановимся на том, что человек занимающийся подобным педагогическим процессом должен обладать по меткому выражению М.В. Ломоносова «быстрым разумом», а также немалым творческим потенциалом, способностью креативно мыслить. Мы должным быть готовы на любом этапе быстро и эффективно вычленить тех специалистов, которые смогут решить стоящие перед обществом непростые социально-антропологические задачи. И здесь нам на помощь может прийти метод диагностики творческих способностей. Проблема еще и в том, что большинство этих методик рассчитано на детей, а для нас особенно важны взрослые (как потенциальные преподаватели, воспитатели и пр.). Ведь именно быстрое развитие техники и социальных отношений, характеризующееся «стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации» [3., с. 63] требует от нас готовности непрерывно формировать преподавательский контингент и процесс этот должен быть сродни «непрерывной мобилизации», необходимо постоянно работать на опережение. То есть, мы можем здесь говорить про «стимулирование, интенсивное развитие интеллектуальных, нравственных и физических возможностей» [4, с. 37] человека.
Итак, как же нам поможет метод диагностики творческих способностей у взрослых и какие именно методики мы можем взять на вооружение? Прежде всего, отметим, что творческим личностям присущи определенные черты: 1. независимость (личностные стандарты важнее, чем стандарты группы, отсутствие конформизма в оценках и суждениях); 2. открытость ума (готовность довериться своим и чужим фантазиям, способность воспринимать новое и необычное; 3. толерантность и конструктивная активность в неопределенных и трудноразрешимых ситуациях; 4. стремление к красоте, развитое эстетическое чувство [5].
Исходя из этих данных, мы выделили четыре метода диагностики, разделив их на две группы. Первая группа – это неэкспериментальные методы диагностики:
1) Наблюдение (Наблюдение – один из основных методов, часто используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении участников. При этом обязательной является систематизация получаемых данных и формулирование возможных выводов). Особенно эффективным в нашем случае был бы метод «включенного наблюдения». «Включенное (участвующее) наблюдение осуществляется тогда, когда исследователь в определенной степени входит в интересующую его человеческую общность, играет в ней определенную роль, завоевывает доверие партнеров и, не привлекая к себе особого внимания, наблюдает за происходящим». [6, с. 109.] Здесь необходимы специалисты высокой квалификации, чтобы определить потенциал по наблюдению. Кроме того, метод наблюдения, особенно включенного наблюдения, требует немалого времени. Однако и результаты этот метод дает очень серьезные.
2) Беседа (Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей субъекта. Этот метод позволяет получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов). Сложность заключается в том, что использование этого метода диагностики также предполагает большой опыт и квалификацию исследователя. К плюсам можно отнести то, что беседа может проводится на разных этапах исследования и с разными группами. В целом два предложенных неэкспериментальных метода позволяют на первом этапе работы выявить потенциальных кандидатов, произвести первичный отбор, подготовится к следующему экспериментальному этапу.
Экспериментальные методы диагностики:
1) Тестирование. Тут существует множество вариантов решения. Но наиболее правильным представляется взять за основу классический тест П. Торренса на творческое мышление. В свое время этот тест был стандартизирован еще Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо [7], правда применительно к детям. Для нас особенно интересно то, что некоторые тесты мы можем использовать и со взрослой аудиторией. Например, задание «Незавершенные фигуры» применимо для определения креативного мышления как детей, так и взрослых. Предложенный тест позволит выявить нужные показатели. «Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов — гибкость мышления» [7, с. 29.]. Привлекательность подобного метода в том, что он позволит нам достаточно оперативно определить наличие или отсутствие признаков творческого потенциала, оценить, насколько пригоден испытуемый для дальнейшей работы.
2) Игровой метод. В данном случае мы используем игровой процесс для выявления творческого потенциала. Это возможно осуществить в форме диагностики игрового процесса в ходе непосредственного участия, когда исследователь включается в игру, как полноправный участник. То есть ведется наблюдение за нестандартными решениями, предлагается игра со сменой ведущего, появляется необходимость принятия быстрых решений (игра типа «Activity»), включается ассоциативное мышление («Dixit» и т. п.). Даже инфантилизм и уход от реальности, ставший неотъемлемой частью жизни современного общества, может быть использован во благо в рамках нашей концепции. Ведь подобный «уход» от реальности характерен в том числе и для людей, чей потенциал не находит применения в современных реалиях. При этом их творческий потенциал может оказаться очень существенным. В конце концов именно игра дает возможность создать основы для социального партнерства, ее можно использовать «при организации работы, связанной с преодолением социальной инфантильности» [8, с. 10.]. Можно перенаправить в будущем этот «игровой потенциал» в нужное русло, сблизить игру с работой, а работу с игрой. Если нам удастся подготовить педагогические кадры, способные вести обучение на языке игры, это будет очень неплохим началом.
Таким образом, как мы видим, использование метода диагностики позволит нам быстро и оперативно определить творческий потенциал в исследуемых группах, дабы на основе обобщения этого материала формировать педагогические кадры способные решать социально-антропологические проблемы современного общества.
- Шипман. П. Захватчики: Люди и собаки против неандертальцев. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 320 с.
- Зельманов А. Б. Воздействие научно-технической революции на духовную жизнь общества. // Известия Томского политехнического института, том 291, 1974. с. 52-68.
- Лях Ю. А. Содержание оценки личностных достижений школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. с. 63-70.
- Дондокова Р. Б. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования. // Вестник Бурятского государственного университета. 2011/1. с. 35-38.
- Селиванова Е. А. Психолого-педагогическая диагностика творческих способностей личности. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров., Выпуск 1(6) • 2011., с. 54-58.
- Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. с. 109-116.
- Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопросы психологии №1, 91. с. 27-32.
- Дегтеревский О. С. Преодоление социальной инфантильности учащихся колледжа. // Вестник новгородского государственного университета. 2010. №58. с. 7-11.