Диагностический метод в исследовании образования взрослых
Журнал Научные высказывания

Диагностический метод в исследовании образования взрослых

Обоснована необходимость дифференцированного, творческого подхода к образованию взрослых. Рассмотрен диагностический метод в образовании взрослых. Проанализированы четыре основных метода диагностики творческих способностей.

образование взрослых
диагностический метод
наблюдение
беседа
тестирование
игровой метод
определение творческого потенциала

Одной из главных проблем современного общества следует, на данном этапе, считать проблемы социально-антропологического характера. Сегодня становится очевидным, что, в широком смысле, человечество является супер-хищником, более того – инвазивным видом [1]. А любой инвазивный вид стремится непрерывно расширять сферу своего влияния, до тех пор, пока не столкнется с естественными природными ограничениями, или пока не будет уничтожен другим инвазивным видом.

Эволюция человека, как биологического вида, близка к завершению, но продолжается эволюция социальная. И здесь мы сталкиваемся с глобальной проблемой. Мы слишком привыкли доминировать, слишком привыкли полагаться на стереотипные технические решения. В любых сложных ситуациях мы инстинктивно рассчитываем на то, что появится «Deus ex machina». Условно говоря, современное технологическое общество – это продукт социальной инвазивной эволюции. И ныне, технологии, которые подняли человечество к вершинам видового доминирования, играют совершенно другую, негативную роль. Глубокая неготовность человека к духовной и социальной эволюции в мире стремительно развивающихся технологий, приводят к неизбежному отставанию в сфере духовного роста. Это отставание особенно опасно на фоне понятийного и эмоционального информационного диктата, навязывания стереотипов. Это навязывание неизбежно, поскольку обусловлено технологической однородностью современного общества. Но любые навязанные стереотипы, любой вынужденный конформизм, препятствуют развитию творческого потенциала. А поскольку общество, неспособное воспитывать в своем составе творческую личность, неспособно развиваться, стагнация будет уливаться.

Человек в сегодняшнем мире оказывается в ситуации кэрролловской Алисы из Зазеркалья: «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Парадокс заключатся в том, что если бег за технологиями, усвоение новых навыков, осуществляется в некоторых случаях довольно успешно, то развитие духовности, способность к эмпатии, возможность постижения новых духовных парадигм остается, как правило, не только за гранью достижения, но часто и за гранью понимания. Подобная ситуация, пусть и не в такой острой форме существовала уже в конце XX века: «прогресс техники идет по пятам деградации, моральной опустошенности личности, а кризис морали – вслед за фантастическими достижениями техники» [2., с. 62].

И речь сейчас идет не о технологиях, технологии как раз опережают все остальное. Но вот возможность вместить в себя существующие перемены, развить в себе способность четко разграничивать пользу технологий и вред всеобщей информатизации, для этого необходим живой пытливый ум, творческий потенциал и способность к критике источников. Сегодня вырастает поколение, которое отлично умеет пользоваться планшетом, но не умеет завязать шнурки. Таким образом, духовный инфантилизм будет неизбежно нарастать, с каждым последующим поколением только усиливаясь. Технологии постоянно меняются, объем знаний непрерывно увеличивается, уже сегодня необходимо думать о создании предпосылок для успешного обучения и воспитания в рамках современных реалий.

Остановимся на том, что человек занимающийся подобным педагогическим процессом должен обладать по меткому выражению М.В. Ломоносова «быстрым разумом», а также немалым творческим потенциалом, способностью креативно мыслить. Мы должным быть готовы на любом этапе быстро и эффективно вычленить тех специалистов, которые смогут решить стоящие перед обществом непростые социально-антропологические задачи. И здесь нам на помощь может прийти метод диагностики творческих способностей. Проблема еще и в том, что большинство этих методик рассчитано на детей, а для нас особенно важны взрослые (как потенциальные преподаватели, воспитатели и пр.). Ведь именно быстрое развитие техники и социальных отношений, характеризующееся «стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации» [3., с. 63] требует от нас готовности непрерывно формировать преподавательский контингент и процесс этот должен быть сродни «непрерывной мобилизации», необходимо постоянно работать на опережение. То есть, мы можем здесь говорить про «стимулирование, интенсивное развитие интеллектуальных, нравственных и физических возможностей» [4, с. 37] человека.

Итак, как же нам поможет метод диагностики творческих способностей у взрослых и какие именно методики мы можем взять на вооружение? Прежде всего, отметим,  что творческим личностям присущи определенные черты: 1. независимость (личностные стандарты важнее, чем стандарты группы, отсутствие конформизма в оценках и суждениях); 2. открытость ума (готовность довериться своим и чужим фантазиям, способность воспринимать новое и необычное; 3. толерантность и конструктивная активность в неопределенных и трудноразрешимых ситуациях; 4. стремление к красоте, развитое эстетическое чувство [5].

Исходя из этих данных, мы выделили четыре метода диагностики, разделив их на две группы. Первая группа – это неэкспериментальные методы диагностики:

1) Наблюдение (Наблюдение – один из основных методов, часто используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении участников. При этом обязательной является систематизация получаемых данных и формулирование возможных выводов). Особенно эффективным в нашем случае был бы метод «включенного наблюдения». «Включенное (участвующее) наблюдение осуществляется тогда, когда исследователь в определенной степени входит в интересующую его человеческую общность, играет в ней определенную роль, завоевывает доверие партнеров и, не привлекая к себе особого внимания, наблюдает за происходящим». [6, с. 109.] Здесь необходимы специалисты высокой квалификации, чтобы определить потенциал по наблюдению. Кроме того, метод наблюдения, особенно включенного наблюдения, требует немалого времени. Однако и результаты этот метод дает очень серьезные.

2) Беседа (Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей субъекта. Этот метод позволяет получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов). Сложность заключается в том, что использование этого метода диагностики также предполагает большой опыт и квалификацию исследователя. К плюсам можно отнести то, что беседа может проводится на разных этапах исследования и с разными группами.  В целом два предложенных неэкспериментальных метода позволяют на первом этапе работы выявить потенциальных кандидатов, произвести первичный отбор, подготовится к следующему экспериментальному этапу.

Экспериментальные методы диагностики:

1) Тестирование. Тут существует множество вариантов решения. Но наиболее правильным представляется взять за основу классический тест П. Торренса на творческое мышление. В свое время этот тест был стандартизирован еще Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо [7], правда применительно к детям. Для нас особенно интересно то, что некоторые тесты мы можем использовать и со взрослой аудиторией. Например, задание «Незавершенные фигуры» применимо для определения креативного мышления как детей, так и взрослых. Предложенный тест позволит выявить нужные показатели. «Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов — гибкость мышления» [7, с. 29.]. Привлекательность подобного метода в том, что он позволит нам достаточно оперативно определить наличие или отсутствие признаков творческого потенциала, оценить, насколько пригоден испытуемый для дальнейшей работы.

2) Игровой метод. В данном случае мы используем игровой процесс для выявления творческого потенциала. Это возможно осуществить в форме диагностики игрового процесса в ходе непосредственного участия, когда исследователь включается в игру, как полноправный участник. То есть ведется наблюдение за нестандартными решениями, предлагается игра со сменой ведущего, появляется необходимость принятия быстрых решений (игра типа «Activity»), включается ассоциативное мышление («Dixit» и т. п.). Даже инфантилизм и уход от реальности, ставший неотъемлемой частью жизни современного общества, может быть использован во благо в рамках нашей концепции. Ведь подобный «уход» от реальности характерен в том числе и для людей, чей потенциал не находит применения в современных реалиях. При этом их творческий потенциал может оказаться очень существенным. В конце концов именно игра дает возможность создать основы для социального партнерства, ее можно использовать «при организации работы, связанной с преодолением социальной инфантильности» [8, с. 10.]. Можно перенаправить в будущем этот «игровой потенциал» в нужное русло, сблизить игру с работой, а работу с игрой. Если нам удастся подготовить педагогические кадры, способные вести обучение на языке игры, это будет очень неплохим началом.

Таким образом, как мы видим, использование метода диагностики позволит нам быстро и оперативно определить творческий потенциал в исследуемых группах, дабы на основе обобщения этого материала формировать педагогические кадры способные решать социально-антропологические проблемы современного общества.

Список литературы
  1. Шипман. П. Захватчики: Люди и собаки против неандертальцев. М.: Альпина нон-фикшн, 2016.  320 с.
  2. Зельманов А. Б. Воздействие научно-технической революции на духовную жизнь общества. // Известия Томского политехнического института, том 291, 1974. с. 52-68.
  3. Лях Ю. А. Содержание оценки личностных достижений школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. с. 63-70.
  4. Дондокова Р. Б. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования. // Вестник Бурятского государственного университета. 2011/1. с. 35-38.
  5. Селиванова Е. А. Психолого-педагогическая диагностика творческих способностей личности. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров., Выпуск 1(6) • 2011., с. 54-58.
  6. Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. с. 109-116.
  7. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопросы психологии №1, 91. с. 27-32.
  8. Дегтеревский О. С. Преодоление социальной инфантильности учащихся колледжа. // Вестник новгородского государственного университета. 2010. №58. с. 7-11.