Функциональная грамотность - показатель уровня современного образования обучающихся
В настоящее время, в России происходят масштабные изменения в сфере социально-экономического развития общества. Кроме того, сфера образования должна отвечать тем вызовам, которые стоят перед нашей страной, в связи с обострением геополитической обстановки в мире. В контексте общего образования функциональная грамотность оценивается в качестве результата образовательного процесса, имеющего метапредметную направленность. В данном случае образованность понимается как способность применять освоенные навыки и знания для решения повседневных задач личностной и социальной коммуникации. Достаточный уровень функциональной грамотности позволяет выстроить эффективную образовательную траекторию в рамках профессиональной подготовки, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, выстраивать деловые взаимоотношения, организовывать досуг, ориентироваться в культурной среде и т. д. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления функциональной грамотности как показателя уровня современного образования учащихся.
В рамках PISA - международной программы, оценивающей достижения учащихся в образовательном процессе, функциональная грамотность определяется по следующим направлениям: [2, с. 85]
- Чтение. Предполагается оценка способности к пониманию человеком прочитанного текста, умение давать ему оценку и использовать для углубления своих знаний, расширения возможностей для успешной социализации, достижения поставленных целей.
- Математическая грамотность предполагает наличие у человека способностей к применению математических знаний в рамках различной деятельности. Она позволяет человеку правильно оценивать место математики в мире, принимать конструктивные, адекватные решения, которая характеризуют его как современно мыслящего, всесторонне развитого активного гражданина;
- Грамотность в естественнонаучной сфере характеризует способность индивида применять соответствующие знания для понимания явлений естественнонаучного характера, умение делать научно обоснованные выводы в области естествознания, понимать роль и место естественных наук в интеллектуальном и культурном развитии современного человека.
Еще одним видом грамотности, который считается дополнительным, является финансовая грамотность, предполагающая способность к эффективному управлению финансовыми делами как при решении текущих задач, так и на перспективу. Таким образом, под финансовой грамотностью понимается сложная область знаний, которая предполагает понимание основных понятий в финансовой сфере и способность применять эти знания для обеспечения финансового благополучия своей семьи или других людей, принимая участие в экономических процессах в стране. [6, с. 205]
В широком понимании этого слова функциональная грамотность в трактовке PISA представляет собой комплекс умений и знаний, которые позволяют обеспечить поступательное развитие экономической и социальной сфер жизни страны. В более узком понимании — это навыки и знания, позволяющие гражданам полноценно интегрироваться в современное общество.
Задачей PISA является не просто определение способностей учащихся к воспроизведению знаний, помимо этого она выявляет способность их применять в реальной жизни, а не только при выполнении учебных заданий. Подобный подход является яркой демонстрацией того факта, что в современном мире пользу человеку приносят не знания как таковые, а умение их эффективно применять. [3, с. 198]
В рамках международной программы исследований PISA в 2015 году было добавлено исследование уровня сформированности так называемый «глобальной компетентности», которая включают в себя наличие у индивида совокупности навыков, умений и знаний, которые позволяют ему: [5, с. 671]
- подходить к рассмотрению той или иной проблемы с различных точек зрения, от межкультурных и локальных до глобальных;
- принимать позицию людей, отличную от собственной, воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии;
- принимать участие в развитии общества, создании условий для всеобщего благополучия.
Перечислим некоторые из этих «грамотностей», наиболее часто встречаемых в соответствующей литературе и документах международных организаций: [8, с. 96]
- финансовая грамотность;
- основы правовой грамотности;
- гражданская или общественная грамотность;
- грамотность в сфере здоровьесбережения;
- экологическая грамотность;
- технологическая и научно-техническая грамотность и т. д.
Этот перечень, безусловно, не исчерпывается этими видами грамотности. В связи с этим распространение получило такое понятие, как новая грамотность, состоящая из «базовых специальных умений и знаний» и «базовой инструментальной грамотности».
В рамках международной программы исследований PISA в 2015 году было добавлено исследование уровня сформированности так называемый «глобальной компетентности», которая включают в себя наличие у индивида совокупности навыков, умений и знаний, которые позволяют ему:
- подходить к рассмотрению той или иной проблемы с различных точек зрения, от межкультурных и локальных до глобальных;
- принимать позицию людей, отличную от собственной, воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии;
- принимать участие в развитии общества, создании условий для всеобщего благополучия.
Перечислим некоторые из этих «грамотностей», наиболее часто встречаемых в соответствующей литературе и документах международных организаций:
- финансовая грамотность;
- основы правовой грамотности;
- гражданская или общественная грамотность;
- грамотность в сфере здоровьесбережения;
- экологическая грамотность;
- технологическая и научно-техническая грамотность и т. д.
Этот перечень, безусловно, не исчерпывается этими видами грамотности. В связи с этим распространение получило такое понятие, как новая грамотность, состоящая из «базовых специальных умений и знаний» и «базовой инструментальной грамотности».
Способность оперативно адаптироваться в условиях стремительно меняющихся ситуаций являются важнейшим фактором лидерства. И самым эффективным средством для развития у учащихся адаптивных возможностей является решение реальных проблем. Общеобразовательное учреждение в любой стране обладают уникальными возможностями по предоставлению учащимся подобных реальных проблем, в решении которых они могут принимать самое активное участие. [4, с. 73]
В связи с этим необходимо изменить взгляд на школу, рассматривая ее как центр формирования и совершенствования у учащихся личностных и профессиональных компетенций, включая способность к самоорганизации, вопросы здоровьесбережения, формирование ценностных ориентиров, гуманистического мировоззрения. В таких условиях можно достичь настоящего образования, в результате которого выпускники общеобразовательных учреждений будут представлять собой не просто молодых людей, способных решать шаблонные задачи, а обладающих креативностью и гибкостью, что позволит им справляться с нестандартными проблемами, находя для этого креативные решения и инновационные подходы. В конечном счете успех любых реформ зависит от людей, которые воплощают их в жизнь.
Креативными способностями обладает каждый без исключения ребенок. Стремление к творческому самовыражению задано самой природой человека, и здесь является исключительно важным создать условия для максимального раскрытия каждым индивидуумом его творческого потенциала. В связи с этим необходимо прилагать все усилия для поощрения учеников к творческой деятельности, максимальному раскрытию их творческого потенциала, способностей в любых сферах деятельности, будь-то техника или математика, искусство или наука. Современные цифровые технологи открывают перед молодежью практически неисчерпаемые возможности для познавательной деятельности.
В 2021 году, предметом исследования впервые стал уровень креативного мышления у учащихся 15-летнего возраста. Следует отметить имеющиеся отличия в подходах различных исследований. Например, в рамках исследования PISA рассматривается уровень сформированности различных составляющих функциональной грамотности. PIRLS и TIMSS исследуют уровень академической грамотности, таких ее аспектов, как естествознание, математика и чтение. Достигнутые учащимися результаты, соответствующие базовому и высшему уровню функциональной грамотности, во всем мире считаются основными индикаторами уровня конкурентоспособности общего образования. [1, с. 42]
К сожалению, невысокие показатели рейтинга Российской Федерации обусловлены более чем средними результатами, которые продемонстрировали пятнадцатилетние школьники практически во всех аспектах функциональной грамотности в рамках исследования PISA.
Прежде всего, следует отметить неудовлетворительную степень сформированности у российских учеников навыков применения предметных умений и знаний для решения стоящих перед ними реальных задач. Помимо этого, наши юные соотечественники достаточно слабо умеют отыскивать альтернативные, нестандартные методы решение задач, осуществлять проекты группового характера и исследовательскую деятельность. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что относительно посредственные результаты наших молодых людей в деле решения тех заданий, которые им предлагаются в рамках международных исследований, являются следствием отсутствия у них соответствующей практики, и недостаточного вниманием российской системы общего образования к формированию у школьников функциональной грамотности.
Прежде всего, функциональная грамотность отражает способность учащихся применять на практике полученные ими в ходе образовательного процесса навыки, умения и знания. Считаем важным подчеркнуть, что успешное формирование и совершенствование функциональной грамотности у учащихся возможно лишь в том случае, когда в основе образовательного процесса лежат принципы компетентностного подхода. [7, с. 95]
К сожалению, в педагогической практике отечественной общеобразовательный школы не получили широкого распространения задания, направленные на становление у учеников функциональной грамотности. Вся система оценивания образовательных результатов направлена, в первую очередь, на определение уровня владения предметными знаниями и навыками решения стандартных задач, что в целом не позволяет оценить уровень компетентности учащегося как его способности к действиям в различных жизненных ситуациях.
- Завершинская, И. А. Функциональная грамотность как метапредметный результат (из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности) / И. А. Завершинская, И. А. Морозов // Самара: ГБНОУ СО «Академия для одарённых детей (Наяновой)», 2020. – С. 36-47.
- Коваль, Т. В. "Большие идеи" и функциональная грамотность: опыт разработки модуля "Глобальные компетенции" в программе по формированию функциональной грамотности / Т. В. Коваль, Г. С. Ковалева, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1, № 4(85). – С. 79-93.
- Липова, Н. И. Общая функциональная грамотность. Виды функциональной грамотности / Н. И. Липова // Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. – С. 195-204.
- Марданова, Е. У. Формирование функциональной грамотности через решение заданий по финансовой грамотности / Е. У. Марданова, Е. Н. Надина //. – 2021. – № 7-1(71). – С. 69-77.
- Мордвинцева, А. М. Естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности / А. М. Мордвинцева, И. А. Берсенева // Научный аспект. – 2022. – Т. 5, № 5. – С. 646-675.
- Пакина, Т. А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия "функциональная грамотность" в России / Т. А. Пакина // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 5. – С. 201-206.
- Семенова, Т. Ш. Математическая грамотность - одно из направлений функциональной грамотности / Т. Ш. Семенова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 7-2(83). – С. 91-98.
- Сорокин, А. Е. Финансовая грамотность в качестве составляющей функциональной грамотности человека / А. Е. Сорокин, К. С. Горбанец // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 5-3(87). – С. 93-98.