История развития военно-патриотического движения в России
В рамках настоящей статьи рассматриваются история развития военно-патриотического движения и правовые основания военно-патриотических организаций. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, правового статуса ДОСААФ. Использовались методы эмпирического анализа и синтеза, историко-ретроспективный метод, метод правовых конструкций. Авторы приходят к выводу, что военно-патриотического движения в России всегда поддерживались государственными органами и гражданским обществом.
Введение. Данная статья рассматривает историю и преемственность военно-патриотических движений на территории России. История подобных движений имеет очень сильный мобилизующий потенциал общества в трудные для Отечества периоды. Солидарность общества и государства за всю историю становления России всегда будет актуальна. Защита Родины является общим делом каждого из граждан и закреплено конституционно [1]. Исторически сложилось, что общественное сознание рефлексирует на тему свершений своих предков.
Основная часть. Самое раннее упоминание объединений «потешного толка» приходится к правлению императора Петра I Великого [11, С. 12]. Его увлеченность всем многообразием наук, инженерии, военного дела поражало современников. Используя собственные подручные средства и людей, Пётр Алексеевич устраивал потешные маневры своих полков и импровизированных воинских соединений. Простое увлечение в Русско-шведской войне 1700-1721 гг. создало серьезную угрозу для короля Карла XII. Имея основы для переформатирования армии «нового толка», военное дело и производство вышло на качественно иной уровень.
Развитие военного дела в России способствовало активным реформаторским настроениям Петра I, который наблюдал за применением европейского опыта в комплектовании регулярной основе армии. Потешные полки – это военизированные отряды в Русском государстве в 1680–90-х гг., созданные из придворных слуг и их детей для военных игр юного царя Петра. Участвовали в потешных огнестрельных занятиях Петра I в сёлах Воробьёво (проводились в 1682 году под наблюдением иноземца капитана С. Зоммера) и Преображенское близ Москвы (ныне оба в черте города). К участию в потешных занятиях, в 1685 году ставших постоянными, также привлекались солдаты и барабанщики «выборного» Бутырского полка [8, С. 305]. Основываясь на опыте, на совершенно новой исторической инициативе, воинские соединения существуют и сегодня.
Привлечение для развития иностранных специалистов в воспитание будущего монарха привнесло становление структуры Русской императорской армии на несколько столетий существования Российской империи. Воинские традиции, вошедшие в формировании сотрудничества иностранных офицеров-воспитателей, оказали влияние и на структуру организации воинских частей XVIII века. Последующие после восхождения на престол Петра I реформы перевернули армейские формирования на качественно иной уровень. Регулярная армия требовала постоянного обучения, финансирования и содержания, а также материального обеспечения. Перемены военного дела в последующие годы требовали соответствующего подхода и толкования от институтов управления государством.
Преимущества полков нового строя перед старой войсковой организацией состояли в том, что эти полки составляли постоянную вооруженную силу, имели постоянное военное устройство. Ратные люди этих полков проходили систематическое военное обучение и состояли на полном содержании государства. Следовательно, полки нового строя являлись регулярным войском. Так их понимал и Пётр I. В начале своего манифеста о Воинском уставе от 30 марта 1716 г. Петр писал: «Понеже всем есть известно, коим образом отец наш... в 1647 г. начал регулярное войско употреблять и устав воинский издан был». Ратные люди нового строя формировались в полки численностью в 1600 человек (пехота), в 1000 человек (конница); каждый полк делился на 10 рот, а каждая рота на три капральства.
Военно-патриотические преобразования затрагивались постепенным развитием гражданского общества поздней Российской империи. Раннее юношеские воспитательные организации представляли собой лишь как обучение для придворной знати и монарших особ, то теперь с наступлением осознания своих национальных черт многими народами к XIX столетию. Великая Французская Революция обусловила появление среди предполагаемых рекрутов в армиях разных стран мира отстаивание своих принципов военным путем, но и в плане понимания воспитания защитников Отечества. Одни государства стремились идти на волне революционных республиканских настроений, а другие продолжали следовать консервативным монархическим тенденциям [12, С. 40]. На рубеже XIX-XX веков Российское государство преследовали социально-экономические потрясения. Влияние сторонников разнообразных революционных веяний сеяло хаос среди умов молодежи разного возраста. Власти Российской империи были, естественно, обеспокоены после столкновений с Японской императорской армией в 1904-1905 гг. Вследствие этих событий были выявлены недостатки при организации государственного военно-патриотического воспитания [10, С. 71].
Учитывая зарубежный опыт, разные государства и военные структуры начали готовить военных через программу лагерей для мальчиков и юношей в форме допризывных сборов. «Scout» в переводе с английского языка означает «разведчик». Основателем движения скаутов был Баден-Пауэлл Роберт, ветеран Англо-бурской войны и молодой полковник. В 1900-е его книга «Скаутинг для мальчиков» стала очень популярной и на ее основе были выведены уже российские наработки движения «Русский скаут» [13]. В нашем Отечестве первый отряд скаутов создал в г. Павловске в апреле 1909 года штабс-капитан О. И. Пантюхов. Через некоторое время отряд переформировали в Царскосельскую дружину разведчиков. В сентябре 1914 года было создано общество содействия юным разведчикам «Русский скаут», по инициативе которого к концу 1915 года подобные отряды возникли в 23 городах, а еще через год – в 143 общей численностью около 50 тыс. человек. Но скаутское движение стало лишь одним из направлений молодежного движения в России. Помимо него, предпринимались многочисленные попытки организовать внешкольное физкультурное движение, которое обеспечило бы военную подготовку и физическую тренировку молодежи в период между окончанием учебы и началом военной службы. Одна из таких попыток — создание так называемых потешных рот по аналогии с петровскими «потешными полками», члены которых могли бы проходить в них упрощенный курс начальной военной подготовки. Развернулось это движение и на Смоленщине.
С наступлением советской власти и поражением Временного правительства история военно-патриотического движения начала менять свой вектор развития. Сильный характер общественного строя отразился на многих институтах государства и общества. Ставились и выдвигались новые задачи. Первым шагом в этом направлении стало обучение военному делу гражданского населения республик СССР. Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 г. закрепляет нормативный правовой акт под названием «Об обязательном обучении военному искусству». Подготовку проходили широкие слои населения Советской Республики. В дальнейшем для популяризации военно-технических знаний и содействия военной подготовке граждан создаётся ряд общественных организаций [5, С. 128]. С полным наступлением более развитого в социальных принципах гражданского общества тех лет военно-патриотические организации ушли от элитарности и замкнутости и сословной ограниченности. Таким образом, чем сильнее государство регулирует подобные отношения в правовом аспекте, тем сильнее развивается патриотическая, военная подготовка общества к тяжелым невзгодам.
С широкой поддержкой общественности и государства появилась организация Военно-научное общество (ВНО). Основана она была 1920 году по инициативе участников Гражданской войны – слушателей Военной академии РККА. В её создании непосредственно участвовали К. Е. Ворошилов, А. С. Бубнов, Н. И. Подвойский, И. С. Уншлихт, Р. П. Эйдеман и др. Председателем Общества стал М. В. Фрунзе, который внёс огромный вклад в развитие и укрепление первой военно-патриотической организации. ВНО с первых своих шаг ставило перед собой задачу разработки военно-научных проблем и изучения опыта Гражданской войны, а также широкой пропаганды военных знаний среди граждан страны, перед которыми в форме лекций и докладов выступали видные военачальники и теоретики военного дела [4, С. 236]. В следующие несколько десятилетий с индустриализацией в СССР и НЭП складывались состоятельные задатки для становления спорта, технических и иных материальных аспектов для развития широких слоев гражданского населения в военно-патриотическом воспитании. Не обошла и советская власть публицистику по этому направлению. В 1921 году ВНО выпускает журнал «Красная Армия», в котором публикуются наработки развития зарубежного и отечественного опыта военного дела. Открываются спортивные общества по стратонавтике, воздухоплаванию и многие другие направления, включающие кружки. Кроме ВНО, было сформировано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), созданное в марте 1923 года. Впоследствии ОДВФ сформирует серьезный пласт для авиации ВС СССР в последующие десятилетия.
Вступили в ОДВФ и внесли свои денежные средства на его развитие В. И. Ленин и Н. К. Крупская. В организациях ОДВФ начинали деятельность прославившиеся годами позже конструкторы С. П. Королёв, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин и другие. 11 ноября 1923 года на Центральном аэродроме в Москве Красному Воздушному Флоту были вручены девять самолётов эскадрильи «Ультиматум». Таков один из первых вкладов ОДВФ в становление и развитие отечественной авиации [14, С. 381]. Советский Союз как молодое государство в 1920-х годов на основе не только государственных инициатив развивал многие военно-спортивные организации. Не только государственные деятели формировали Страну Советов, но и гражданское общество.
Имея опыт в борьбе с химическим оружием, создается организация иного направления. 19 мая 1924 года было создано «Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности» – Доброхим. Это сообщество граждан занималось военной подготовкой в области промышленности развития химической защиты. В ряды Доброхима вступило около 1 миллиона человек. Для общественной организации того исторического периода это очень большое достижение. С учетом координации, создания производственных сил для деятельности в подобных организациях. ВНО ожидало к объединение с деятельностью других кружков и обществ. Вскоре данное событие случилось. 27 июля 1926 года Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о переименовании Военно-научного общества в Общество содействия обороне СССР (ОСО). Уставом ОСО определялись главные задачи организации, которая должна была способствовать укреплению боевой мощи Красной армии и в целом усилению обороноспособности СССР. Отметим, что популярность нового ОСО росла с каждым годом. Так, к октябрю 1926 года в нём работало 7200 кружков военных знаний, было создано 7360 уголков обороны, более 4000 библиотек [7, С. 12].
Осоавиахим стал очень знаменательной вехой в истории развития армии и концепции будущих вооруженных сил в создании ВС СССР. Естественно, деятельность любительских клубов спортивного назначения и научных обществ создала столь значимую в отечественной истории организацию военно-патриотического направления, способное помочь обществу в победе над нацизмом и иными врагами нашего Отечества. Практика показывает, что инициатива в авиастроении, судоходстве и даже космической программе была стержнем общественного бытия и сознания в развивающемся и молодом СССР. Спортивные достижения членов Осоавиахима показывали очень широкий результат. В начале мая 1929 года на Президиуме Центрального совета Осоавиахима был поставлен вопрос о полёте советского самолёта «Страна Советов» в Америку. 23 августа 1929 года взял старт двухмоторный самолёт «АНТ-4» с командой под управлением лётчика С. А. Шестакова. Покрыв 20,5 тыс. км. за 136 лётных часов (при средней скорости 150 км/час), самолёт 1 ноября приземлился на аэродроме «Кертис Фильд» в Нью-Йорке.
Это был первый в истории авиации перелёт, совершённый в Америку по восточной трассе. Иностранная пресса высоко оценила беспримерный перелёт. Американская газета «The Herald» писала: «Русские, проделавшие перелёт через азиатский континент и вдоль бурного побережья Аляски, вышли победителями из одного из самых смелых авиационных предприятий… Болота и леса делали посадку невозможной, а расстояния между населёнными местами были настолько велики, что перелёт через Атлантический океан в сравнении с этим является только пол делом». Достигнув Нью-Йорка, советский самолёт установил первый официальный контакт между США и СССР [9, С. 257].
С усложнением геополитической обстановки актуальность предвоенного образования для гражданского населения становилась все более существенной. В 1933 году в Веймарской республике власть переходит к ультраправой НСДАП, что станет серьезнейшим испытанием для СССР в XX столетии. «Великая война», или же Первая мировая, разрушила порядок абсолютных монархий старого мира, изменив сферы влияния и социально-экономический порядок. Вторая мировая война, или же через призму истории Великая Отечественная, на многие десятилетия вошла в умы и сердца потомков победителей. Советская армия меняла принцип комплектования.
Из структуры, основанной на территориальной обороне, Красная армия переоформлялась на порядок устройства военнослужащих по призыву на срок срочной службы. Сформированные ВДВ состояли из представителей Осоавиахим. В результате перестройки военной подготовки населения к началу 1941 года в Осоавиахиме действовало 156 тысяч групп, 26,7 тысячи команд и 3500 отрядов, в которых обучалось более 2 миллионов 600 тысяч человек. Всего к началу 1941 года Осоавиахим подготовил по новым программам около 400 тысяч летчиков, парашютистов, связистов, моряков и других военных специалистов. К началу Великой Отечественной войны Осоавиахим состоял из 328 тысяч первичных организаций на фабриках и заводах, в колхозах, учреждениях, вузах и школах, которые объединяли более 13 миллионов человек [6, С. 13].
В последующие годы развитость научно-технической и материальной базы СССР в военном деле должным образом направляла военно-патриотическое дело и в мирное время. Общества, ведущие взаимодействие с армией и флотом, неоднократно сращивались и разделялись в одну или несколько равнозначных организаций. Экономическое развитие стран СЭВ (Союза экономической взаимопомощи), и в том числе Советского союза, позволяло поддерживать военно-патриотическую подготовку населения на высоком уровне. В январе 1948 года принято постановление Совета Министров СССР о разделении Осоавиахим на три самостоятельные оборонные организации: Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Всесоюзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ), Всесоюзное добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). Однако наличие нескольких оборонных организаций приводило к параллелизму в военно-патриотической работе.
В целях усовершенствования структуры общественных оборонных организаций, концентрации усилий в военно-патриотической работе 20 августа 1951 года Совет Министров СССР постановил объединить ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Организационное оформление общества произошло 26-29 декабря 1953 года на 1-ой Всесоюзной конференции ДОСААФ, облеченной правами съезда, где был утверждён Устав организации и избраны руководящие органы. Вновь образованное общество имело в своем составе 240 тысяч первичных организаций и около 11,5 миллионов членов [17].
ДОСААФ СССР всё также славилось своими воспитанниками и достижениями. В последующие десятилетия из школы ДОСААФ выйдут Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Алексей Леонов. Богатая материально-техническая база смогла предопределить завоевания отечественной военно-прикладной науки на земле, воде, в воздухе и космосе. Со сменой политических реалий в СССР менялось и отношение общества к защите интересов Родины и военно-патриотической подготовки гражданского населения. Исходя из более ранних, дошедших до современников механизмов развития допризывной подготовки гражданского населения, становится очевидным тот факт, что чем сильнее государство вмешивается или же финансирует подобные организации, тем с большей отдачей гражданское общество будет участвовать в защите государства.
Пример Осоавиахим доказал, что частная гражданская инициатива с поправками на легкое изучение военного дела развивает не только оборону определенного государства, но и способствует занятием социальных ниш молодёжью и ее крепкой реализацией в обществе. Последующие же десятилетия мирного времени в рамках Холодной войны подразумевали отход от старых критериев оценки и подготовки насыщения воинских частей личным составом. Стремление СССР восстановить экономические и социальные потери в период 1945-1951 гг. были направлены на восстановление народного хозяйства и экономики. Но в результате Фултонской речи привычное положение вещей не потеряло актуального значения. Череда конфликтов блока НАТО и созданного содружества социалистических государств в виде стран Варшавского договора обострялось. Поэтому ДОСААФ СССР ставил перед собой множество задач из следующих положений:
- пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения;
- подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны;
- военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте;
- подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям;
- подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов;
- развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма;
- развитие служебного собаководства [15].
Добровольные сообщества по воспитанию граждан до призыва – неотъемлемая часть работы ведомств в институтах, осуществляющих взаимодействие между государством и обществом. Государственное регулирование имело в СССР и его субъектах огромную роль. Но важную социальную инициативу брало на себя советское гражданское общество. Поэтому, исходя из контекста истории, ДОСААФ развивался в течении многих десятилетий, то распадаясь на разные общества, то объединяясь в единую организацию государственного значения.
Отечественная история знает множество примеров сплочения народа и государства против врага и наступающей извне опасности. Существования такого рода общественных объединений есть более развитая форма гражданской организации в сплочении с государством. История сотрудничества армии и гражданского населения приобретала иные векторы развития с 60-ых по 80-е годы XX века. Ранее приведенное в пример движение скаутов развивалось в СССР под руководством партии, то есть в реалиях Пионерии и ВЛКСМ.
В следующие годы ДОСААФ развивалось согласно образу ведения государством призывной политики. Их достижения стали прологом для осуществления в будущем множества успешных общевойсковых операций. Полноценное формирование отдельных особых родов войск привело к гордости военнослужащих за свои воинские части и соединения. Спортсмены, ставшие в процессе формирования РККА военнослужащими, приняли эстафету в улучшении положения армии и флота. Одним из таких военных деятелей был Василий Филиппович Маргелов. Его послужной список и опыт военной службы впечатляет. Он был наследником эпохи становления Осоавиахим и разработал свою четкую концепцию десантирования военной техники с самолета. Первые кружки, объединения воздухоплавания привели к укреплению научно-технического прогресса в армии.
12 октября 1967 года был принят основополагающий нормативный правовой акт о всеобщей воинской обязанности, ставший важным звеном в смене приоритетов ДОСААФ на армию мирного времени. Статья 18 указанного закона ставила следующие задачи:
- в учебных организациях ДОСААФ и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования ежегодно проводится подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР;
- количество специалистов, подлежащих подготовке, устанавливается Советом Министров СССР, а перечень специальностей и программа их подготовки определяются Министерством обороны СССР;
- для прохождения указанной подготовки привлекаются в установленном порядке юноши, достигшие 17-летнего возраста;
- в городах подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР проводится без отрыва от производства;
- на период сдачи экзаменов обучающимся юношам предоставляется отпуск продолжительностью 5-7 рабочих дней, с сохранением за ними среднего заработка по основному месту работы;
- в сельских районах подготовка указанных специалистов может проводиться с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период [3].
Но дальнейший политический кризис, начавшийся в СССР, постепенно начал разрушать механизмы работы ДОСААФ как организации по взаимодействию гражданского общества и армии в целом. 90-е годы показали собой широкий упадок обороноспособности нашего Отечества, что привело к последствиям, с которыми Министерство обороны РФ борется до сих пор. Но, несмотря на экономический кризис и напряженную политическую обстановку, возникла РОСТО – Российская оборонная спортивно-техническая организация.
РОСТО была назначена в качестве преемника ДОСААФ СССР, но с небольшими изменениями. Её масштабы не представляли из себя всей материальной и кадровой мощи советского периода. Основными компетенциями РОСТО оставались все те же направления. По всему СНГ появлялись подобные постсоветские организации. 25 сентября 1991 года в г. Пензе был проведен первый съезд РОСТО. Спортивные организации РОСТО – это более 2 тысяч спортивно-технических, авиационно-спортивных и стрелковых клубов, детско-юношеских спортивных школ, в которых делали первые шаги к вершинам спортивного Олимпа и шлифовали своё спортивное мастерство сотни тысяч человек. В соответствии с государственным оборонным заказом РОСТО ежегодно готовила десятки тысяч военно-обученных специалистов и сотни тысяч кадров массовых технических профессий. Их обучение осуществлялось на базе свыше 100 авиационных спортивно-технических подразделений, Калужского авиационного летно-технического училища, более 450 учебных организаций (автомобильных, морских, радиотехнических и объединенных технических школ).
Все изменилось в 2009 году. РОСТО было преобразовано в ДОСААФ. Возвращение прежнего исторического названия означало перемены. Правительство Российской Федерации определило масштабный вектор развития ДОСААФ своим постановлением от 29 ноября 2009 года. Постановлением были поставлены следующие задачи:
- патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;
- подготовка граждан по военно-учётным специальностям;
- развитие авиационных и технических видов спорта;
- участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;
- летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ;
- участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;
- подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;
- участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время [2].
С началом современной геополитической реальности в феврале 2022 года ДОСААФ ведёт активную деятельность, как и во времена СССР при Осоавиахим. В актуальные направления входит огромная часть мероприятий по новым военно-прикладным направлениям. С ведением активных боевых действий и включением в состав России новых регионов задачи, возложенные Правительством, не меняются, но обновляются.
Главными целями деятельности ДОСААФ России в 2023 году следует считать:
- организацию работы по эффективному выполнению государственных задач, возложенных на ДОСААФ, поступательному развитию организации, реализации решений V съезда ДОСААФ, принятых на съезде Стратегии развития ДОСААФ России и Программы развития ДОСААФ России 2020-2024 гг.;
- организацию и проведение мероприятий по интеграции имеющихся (вновь созданных) оборонных организаций Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в общую систему ДОСААФ;
- обеспечение участия в мероприятиях пятого этапа по развитию федеральной системы подготовки граждан к военной службе и военно-патриотическому воспитанию;
- участие в завершении работы совместно с Министерством обороны России по реализации пилотного проекта по созданию на фондах ДОСААФ России в субъектах Российской Федерации центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, а также использованию центров в интересах Юнармии и учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард»;
- по согласованию с Минобороны России, военными комиссариатами организовать доподготовку в образовательных учреждениях ДОСААФ России граждан, пребывающих в запасе, в необходимых объёмах в связи с проведением специальной военной операции [16].
Новые военно-прикладные направления исходят из средств изменения ведения боевых действий в условиях условной «технологической сингулярности». Технологии в сфере робототехники и малой авиации позволяют автоматизировать выполнение задач на поле боя. Новой тенденцией в военной сфере стало использование дронов. Эта сфера ВВТ (вооружения и военной техники) не могла не затронуть ДОСААФ.
Например, в г. Липецке открылись курсы обучения операторов дронов при ДОСААФ. Оборудование для него (комплекты БПЛА «Добрыня», очки виртуальной реальности, компьютеры и интерактивная доска) было закуплено на средства субсидии, выделенной для этого правительством региона. На открытии класса присутствовали представители завода-производителя БПЛА, заместитель начальника управления молодежной политики Липецкой области Владимир Коротков, заместитель главы администрации Липецкого муниципального района Наталья Ширяева, помощник областного военного комиссара по военно-патриотической работе Андрей Платонов, руководитель отделения фонда «Защитники Отечества» Андрей Поляков, тележурналисты ГТРК «Липецк» и областной ТРК «Липецкое время», кадеты и юнармейцы школ Липецкого и Грязинского районов [18].
Однако ДОСААФ РФ имеет не только технические и военно-прикладные цели. Основой политики является воспитание молодого поколения в условиях действительности, требующей у армии морально-психологической и волевой активности. Сила обороны или же наступления выявляется в моральном духе военнослужащих. Поэтому важно, чтобы молодое поколение проявляло интерес к военному делу на должном уровне, а государство осуществляло всем этим инициативам нужное покровительство.
Заключение. Патриотическое воспитание в подготовке молодежных организаций прошло очень долгий путь развития. Отечественная история показала всю эффективность тесной работы и сотрудничества представителей государства и гражданского общества. Доступность и распространение патриотического воспитания менялись в зависимости от формы политического и общественного устройства. От простых царских и индивидуальных забав придворных особ «потешного» толка до современного обучения квалифицированных кадров в отделениях современного ДОСААФ. Участие в обучении современному военному делу продолжают кадровые офицеры и сержантский состав. Трудные времена неоднократно выковывали сильных и верных своему Отечеству солдат, матросов и офицеров. Во времена Великой Отечественной войны многие воспитанники Осоавиахима вступили в бой с фашистскими захватчиками в 1941-1945 гг. Ведение любой войны, общевойсковой операции показывает, что армейским соединениям требуются подготовленные и обученные кадры.
Современность иллюстрирует востребованность обучения рекрутов-допризывников новым военно-учётным специальностям. Получение этих специальностей означает, что армия должна быть готова к противостоянию с условным противником, подвергающим опасности суверенитет и целостность страны.
Исследование позволило выявить определенную закономерность развития, связанную с заданной темой в историческом аспекте. При этом присутствуют результаты прогресса от потешных рот до полноценных общественных движений. Развитие современного общества и его институтов не проходят без участия его граждан в разных организациях некоммерческой направленности. Подобные объединения определяют культурную и социальную осознанность и духовную развитость граждан.
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Российская газета. 1993. № 237;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» // СЗ РФ. 2009. № 49. Ст. 5969;
- Закон СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 42. Ст. 552 (утратил силу);
- Зибров Г. В., Самедова Ю. А. Генезис патриотического воспитания: социокультурный аспект // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 236;
- Заводсков И. Н. Военная подготовка ульяновской молодёжи в рядах ОСОАВИАХИМА 1927-1941 гг. // Современная научная мысль. 2022. С. 128;
- Идрисов И. К. Проблемы патриотического воспитания молодёжи и пути её решения // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2020. С. 13;
- Кочешев С. П. От Осоавиахима к ДОСААФ // Военно-юридический журнал. 2016. № 3. С. 12;
- Кошокова С. Я., Звягинцева Р. С. Роль реформ Петра Первого в дальнейшем развитии России // Эпоха науки. 2020. № 24. С. 305;
- Медведева Н. Н. Советский опыт волонтёрского движения (на примере Хакасии) // Известия Лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 3. С. 257;
- Степченков Л. Л. «Потешные роты» в Смоленской губернии // Военно-исторический журнал. 2006. № 3. С. 71;
- Садомцев Д. В., Соболев В. А. Вооружение армии Петра I // Наука без границ. 2021. № 5 (57). С. 12;
- Чилингарян А. А., Пашковская Е. В., Косыгина К. А. Великая французская революция // Вестник науки и образования. 2017. №1 (25). С. 40;
- Искусство скаута-разведчика. Руководство по скаутингу под ред. И. Н. Жукова. Товарищество В. А. Березовского. 1918 год;
- ДОСААФ – Родине: сборник. М.: ДОСААФ. 1987. С. 381;
- Материалы X Всесоюзного съезда ДОСААФ. М.: Изд-во ДОСААФ СССР. 1988;
- Выписка из плана основных мероприятий ДОСААФ России в 2023 году [Электронный ресурс:] https://dosaafcentr.ru/images/docs/plan-meropriyatij/plan-meropriyatiy-dosaaf-2023.pdf;
- История организации. Официальный сайт ДОСААФ России [Электронный ресурс:] https://www.dosaaf.ru/about/history/;
- В Липецке началась подготовка операторов беспилотников. Новости. Официальный сайт ДОСААФ России [Электронный ресурс:] https://www.dosaaf.ru/news/v-lipetcke-nachalas-podgotovka-operatorov-bespilotnikov/.