Воспитательный потенциал учебного материала, используемого на уроках информатики
Журнал Научные высказывания

Воспитательный потенциал учебного материала, используемого на уроках информатики

В статье рассматривается вопрос реализации воспитательного потенциала учебного материала школьного курса информатики, приводятся примеры практических заданий базового уровня, способствующих решению воспитательных задач формирования культуры здоровья, а также патриотического, экологического, духовно-нравственного, трудового направлений.

трудовое воспитание
формирование культуры здоровья
духовно-нравственное воспитание
патриотическое воспитание
школьный курс информатики
экологическое воспитание

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулированы задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений педагогической науки и практического опыта на основе отечественных традиций. В частности, одним из основных направлений в развитии воспитания в системе образования, непосредственно связанным с предметной подготовкой обучающихся, является полноценное использование воспитательного потенциала содержательного компонента основных и дополнительных образовательных программ различных учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.

Воспитательным потенциалом должен обладать каждый предмет. Другими словами, урок по любой школьной дисциплине является не просто формой организации образовательного процесса, он должен обладать уникальными возможностями влиять на становление личностных качеств обучающихся. Так, математика способствует воспитанию дисциплинированности, уроки русского языка и литературы являются источником нравственного-эстетического воспитания, биология учит бережному отношению к природе и животным, химия и физика - понимать окружающий мир.

Говоря об уроках информатики, следует, в первую очередь отметить тот факт, что информатика – это наука об информации. Изучение информатики направлено на формирование общего представления об информации и информационных потоках, об отборе и обработке информации. Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий является одной из ключевых целей изучения информатики. Таким образом можно сделать вывод, что в процессе обучения информатике развиваются не только интеллектуальные способности учеников, но и духовно-нравственные, эмоционально-ценностные стороны их личности.

Реализацию воспитательного потенциала информатики возможно осуществить через тщательный отбор содержания учебного материала, через структуру урока, через использование случайно возникших воспитательных ситуаций, через личность самого учителя.

Содержание учебного предмета «Информатика» представлена следующими содержательными линиями:

  • информация и информационные процессы,
  • представление информации,
  • компьютер и программное обеспечение,
  • моделирование и формализация,
  • алгоритмизация и программирование,
  • информационные технологии.

В рамках каждом из этих направлений имеется возможность эффективно реализовать воспитательный потенциал учебного материала. Зачастую на уроках информатики учебный материал воспитательной направленности (патриотической, духовно-нравственной, гражданской, трудовой, экологической и др.) используется фрагментарно в качестве отдельных заданий. Приведём примеры таких заданий.

 

Патриотическое направление

Класс 5

Тема «Создание движущихся объектов»

Практическое задание.

На основе подготовленных изображений (ракета, звезды, планеты, солнце, космонавт и др.) средствами программы создания презентаций подготовить анимированную презентацию на тему «Первый в космосе».

Презентация должна состоять из трех слайдов: титульный, основной и заключительный). На титульном слайде должна быть представлена информация об авторе презентации и ее название. Основной слайд содержит все необходимые объекты, анимация которых должна быть разная по типу (вход, выход, выделение, перемещение) с использованием различных способов запуска (автоматический, щелчком мыши, триггер). Заключительный слайд должен содержать краткую информацию о первом космонавте Ю. Гагарине (см. текстовый файл «Первый в космосе»).

 

Экологическое направление

Класс 6

Тема «Наглядное представление процессов изменения величин»

Практическое задание.

На основе данных сайта https://www.iqair.com/ru/russia/novosibirsk определите прогноз показателей качества воздуха (AQI) в Новосибирске на предстоящую неделю.

Средствами текстового редактора постройте график изменения показателей качества воздуха (AQI) в Новосибирске и ответьте на вопросы:

  1. В какие дня уровень загрязнения воздуха будет наибольшим?
  2. В какие дня будет введен режим «черного неба»*?
  3. Сколько дней показатели качества воздуха буди наилучшими?
  4. Как ты думаешь, по какой причине ухудшаются показатели качества воздухи и что можно сделать для их улучшения?

*Для ответа на вопрос можно воспользоваться материалами сайта Greenpeace.ru https://greenpeace.ru/how-to/2022/01/28/v-mojom-gorode-vveli-rezhim-chernogo-neba-chto-delat/

 

Духовно-нравственное направление

Класс 7

Тема «Создание растровых изображений»

Практическое задание.

Используя операций копирования, вставки, поворота и масштабирования растрового графического редактора создайте из предложенных фрагментов единый образ национальных костюмов различных народов Российской Федерации.

При выполнении задания необходимо обратить внимание на прозрачность фона перемещаемых объектов.

Ответьте на вопросы:

  1. Костюмы каких национальностей получились в результате выполнения задания?
  2. Что общего в этих костюмах? В чем заключаются их существенные различия?
  3. Какие национальные традиции этих народов вам известны?

 

Трудовое направление

Класс 8

Тема «Алгоритмы и исполнители. Возможность автоматизации деятельности человека».

Практическое задание.

Опишите профессии учитель, машинист, дизайнер с позиции исполнителей алгоритмов:

  • исполнитель;
  • тип исполнителя (формальный/неформальный), поясните свой выбор;
  • круг решаемых задач;
  • среда исполнителя;
  • система команд исполнителя (основные);
  • режим работы.

 

Формирование культуры здоровья

Класс 9

Тема «Встроенные функции. Построение графиков и диаграмм»

Практическое задание.

  1. От последствий употребления табака ежегодно гибнет более 8 млн. человек. В Великобритании было организовано исследование, результаты которого внесены в электронную таблицу (источник данных сайт Kaggle).

В таблицу были занесены следующие данные:

  • профессиональная группа испытуемых;
  • курильщики в профессиональной группе (измеряется в условных единицах);
  • уровень смертности в профессиональной группе (измеряется в условных единицах).
  1. Познакомьтесь с исходными данным, представленными в таблице. Подумайте, можете ли вы увидеть связь между показателями? Почему?
  2. Для наглядности выполните визуализацию данных:
  • постройте точечную диаграмму разброса;
  • выполните форматирование диаграммы (самостоятельно выберите стиль, палитру, макет).
  1. По построенной диаграмме определите наличие зависимость между признаками.
  2. Подтвердите наличие связи или ее отсутствие коэффициентом корреляции (статистическая мера, которая вычисляет силу связи между двумя величинами):
  • создайте диапазоны курение и смертность;
  • рассчитайте коэффициент корреляции с помощью встроенной функции =КОРРЕЛ();
  • интерпретируйте полученный результат (связь сильная или слабая).
  1.  Сформулируйте ответ и запишите его в названии диаграммы.

 

  1. В 2018 году заболеваемость в мире паротитом (свинкой) выросла в 5 раз). В N-ой области систематизированы данные о детском населении (в возрасте 2 лет) с профилактическими прививками против паротита, а также о заболеваемости детей за отчетный период.

В таблицу были занесены следующие данные:

  • район области;
  • доля детей, охваченных профилактическими прививками;
  • заболеваемость детей эпидемическим паротитом (на 100 000 детей).
  1. Для наглядности выполните визуализацию данных:
  • постройте точечную диаграмму разброса;
  • выполните форматирование диаграммы (самостоятельно выберите стиль, палитру, макет).
  1. Рассчитайте коэффициент корреляции (статистическая мера, которая вычисляет силу связи между двумя величинами) с помощью встроенной функции =КОРРЕЛ().
  2. Интерпретируйте полученный результат (связь сильная или слабая).
  3. Сформулируйте ответ и запишите его в названии диаграммы.

 

В заключении стоит отметить, что благодаря широким возможностям интеграции воспитательного содержания и применения различных цифровых ресурсов, целенаправленно созданные и используемые на уроке задания, с тщательно подобранным материалом, способствуют достижению системы воспитательных целей всего школьного курса информатики.

Список литературы
  1. Гореликов М.И., Рачковская Н.А. Пути и средства духовно-нравственного воспитания подростков на уроках информатики: результаты опытно-экспериментальной работы //Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 249–252. EDN: JAAGLY.
  2. Примерная рабочая программа основного общего образования. Информатика. Базовый уровень (для 7–9 классов образовательных организаций). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. https://fgosreestr.ru/oop/237.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf.