Музыкальное образование в школе как важное условие развития общей (базовой) культуры личности
В статье рассматриваются вопросы формирования в основном общем образовании базовых понятий общей культуры человека, акцентируется внимание на важности музыкального школьного образования, его многообразных формах и способах, влиянии на личность обучающегося.
На Земле не существует культур, в которых бы отсутствовала музыка. Характер, роль и сущность музыки в различные исторические эпохи менялась, но все равно, музыка – неотъемлемая часть нашей жизни, общение с ней – удовольствие, гармония, эмоции; для многих – просто жизненная необходимость. Без понимания музыки и ее значения нет культуры личности.
Особенно важно значение музыки и музыкального школьного образования в жизни молодого человека, детей, когда они только начинают развиваться, когда педагоги, семья, окружение, социум только формируют их общечеловеческую культуру.
Культура личности – это совокупность характеристик личности, позволяющих ей жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой, а также плодотворно развиваться в условиях современного общества и своей индивидуальности. Базовая (общая) культура – это минимальный набор общих способностей и знаний человека, его ценностных качеств и представлений, без которых невозможно осуществление полноценной социализации и благополучного общего развития человека.
К общей (базовой) культуре ученые относят: мировоззренческую, правовую, гражданскую, нравственную, экологическую, эстетическую составляющие, культуру труда, культуру семейных отношений, экономическую культуру, культуру жизненных позиций, основы физической культуры и здорового образа жизни. [1]
Компоненты базовой культуры разнообразны, так как культура имеет сложную разноплановую структуру.
Рис. 1 Компоненты базовой культуры человека
Направления воспитания базовой культуры личности зависят от среды, в которой находится ребенок, его семьи, ближайшего окружения, школы, системы дополнительного образования, общей ситуации в регионе, стране. Их можно разделить на 4 вида:
Рис. 2 Направления воспитания базовой культуры
Музыкальное образование в школьной среде не одинаково в зависимости от особенностей территорий, государств, их национальной культуры, образовательной стратегии, музыкальных и личностных возможностей преподавателя. Так в восточной культуре, учитель музыки, прежде всего, музыкант - исполнитель, который может привлечь внимание ребенка к исполнительской стороне музыкальных произведений; это высокоуважаемый человек, который воздействует на чувства и эмоции публики, сопереживает радости, горю, восприятию событий. В западной культуре учитель музыки – человек современный, демократических взглядов, понимающий процессы глобализации, способный к открытому диалогу культур, стремящийся научить детей понимать музыку и самим представлять ее в хоровом и индивидуальном пении, освоении музыкальных инструментов, в проведении концертов, выездных мероприятий, организации музыкальных студий, развивающий творчество каждого в обязательном порядке в любой степени, даже в форме простого участия в мероприятиях. [2, С.9 - 17]
В условиях многонациональной России с ее богатой общей и национальной культурой, в музыкальном образовании в общеобразовательной школе, безусловно, очень значимы принципы мультикультурализма. Каждый из более чем 200 народов нашей страны уникален, а его культурные традиции и музыкальные особенности придают музыке колорит и богатство. Такого количества выдающихся музыкантов, композиторов, исполнителей, артистов не знало в истории ни одно государство. Познакомить с их достижениями, на ряду с общим знакомством с музыкой, музыкальной грамотой, жанрами, инструментами, традициями – задача нашего учителя музыки.
Школьное музыкальное образование формирует общую культуру детей, раскрывает им широту музыкального кругозора, формирует знания основ классической, популярной и народной музыки, знакомит школьников с композитора и их произведениями, музыкальными традициями народов своей страны и мира, позволяет освоить индивидуальные и коллективные способности, самореализоваться и получить признание. Так, например, хоровое пение в преддверии государственных праздников, Дня Победы, Акции «Бессмертный полк», Дня Защитника Отечества, Дня народного единства, Дня России, на концертах воинской славы и поздравления ветеранов, формирует патриотические настроения и чувства, помогает осознать гражданские основы. Хоровое пение в данном случае становится в руках учителя музыки эффективным инструментом музыкального педагогического процесса. Изучения шедевров классической музыки на уроках позволяет познакомить школьников с композиторами мирового значения и их произведениями, получившими мировое признание, выделить значение русской музыкальной культуры в мире, сформировать правильные музыкальные интересы, моральные установки.
Создание на уроках и во внеурочной деятельности проектов и исследовательских работ о выдающихся исполнителях, их детстве и их признанных музыкальных шедеврах, влиянии творчества на общую музыкальную культуру страны и мира, историческая память о выдающихся музыкальных деятелях, создание школьной музыкальной энциклопедии и т.д. – важная и интересная деятельность учителя и учащихся в формировании общей музыкальной и базовой культуры человека. [3, С. 38-45]
Система работы учителя музыки в общеобразовательной школе может включать в себя несколько главных направлений: музыковедческую деятельность, педагогическую, хормейстерскую, учебную исследовательско-проектную, развивающую музыкальную культуру, музыкально-исполнительскую, поддерживающую дополнительное музыкальное образование и творчество. Специфика этой системы заключается в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также произведения, рекомендованные программой для слушания; давать теоретические знания в доступной и увлекательной форме вести различные виды внеклассной работы. [4]
Систематизируя различные направления, формы и методы общего музыкального образования в школе как важного условия развития общей (базовой) культуры личности можно выделить следующие структурные элементы этой работы учителя музыки:
Рис. 3 Система работы учителя музыки в рамках формирования базовой культуры личности средствами школьного музыкального образования
1. Сорова Т. Базовая культура личности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/bazovaya_kultura_lichnosti/
2. Педагогика музыкального образования. Проблемы и перспективы развития. // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. С.9-17, – Нижневартовск, Издательство НГГУ, 2011. – 283 с.
3. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Проектная деятельность обучающихся как современная образовательная услуга. -М.: НС Интеграция, 2012. – 88 с.
4. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе. - М.: Планета музыки, 2021. – 512 с.