Дидактические игры и упражнения как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье представлено рассмотрение теоретических основ проблемы формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Характерной особенностью детей данного контингента является нарушения, отмечающиеся во всем речевом развитии: отклонения затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны, что ведет к трудностям формирования грамматического строя речи детей с ОНР. Овладение дошкольниками с ОНР рядом грамматических категорий является сложным. В данном процессе особую актуальность приобретает использование игровых ситуаций.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» определяет дошкольное образование в качестве первого уровня общего образования. В рамках дошкольного образования формируется общая культура, развиваются физические, интеллектуальные, нравственные, художественно-эстетические и личностные качества, а также предпосылки учебной деятельности, сохраняется и укрепляется здоровье дошкольников. [4]
Период дошкольного детства – этап в развитии детей, в ходе которого происходит закладывание основы для общего развития, совершенствуются психические процессы, интенсивно развиваются речь и познание.
Для ребенка дошкольного возраста характерно правильное использование практически всех звуков речи при произнесении слов и предложений, достаточно объемный запас слов в словаре, он умеет правильно строить простые и сложные предложения.
Старшие дошкольники активно пользуются имеющимся у них достаточно большим объемом лексики, одновременно обогащение словаря продолжается, лексика пополняется различными лексическими группами слов, широко используются синонимы (сходные по лексическому значению) и антонимы (противоположные по своему лексическому значению). Но не все дети в силу различных причин успешно овладевают речью. У некоторых дошкольников речевое развитие искажается, что ведет к различным нарушениям речи.
Под общим недоразвитием речи понимается комплекс расстройств речи, представленный нарушением всех компонентов речевой системы (отмечаются нарушения в звуковой и смысловой сторонах речи, в фонематической и связной речи, слоговой структуре слова, нарушения со стороны артикуляционной моторики. У детей с ОНР интеллектуальное развитие и слух сохранны. Между тем для детей с ОНР характерно наличие индивидуальных особенностей речевого развития, при этом нарушения речи могут быть различной степени и выражаться в полном отсутствии речи или в незначительных отклонениях в развитии.
Речь является важнейшей психической функцией, характерной для человека. Речь также является сферой, где проявляются характерные для человека способности (к примеру, самоорганизация, саморазвитие, самопознание), посредством речи осуществляется личностное развитие, развивается внутренний мир посредством коммуникаций (А. Г. Арушанова).
В исследованиях Г.А. Урунтаевой отмечается возможность овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением, дети понимают обращенную речь, лексический запас изменяется в качественном и количественном значении, дошкольники верно используют в речи грамматические конструкции, характерные для русского языка.
Основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста рассматриваются достаточно подробно в исследованиях А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Р.П. Коротковой, А.П. Федоренко и др. авторов.
На современном этапе развития логопедии в исследованиях ряда автором представлены основные особенности овладения детьми дошкольного возраста с ОНР грамматическими конструкциями.
Под грамматическим строем речи понимается система, отражающая взаимосвязь и взаимодействие слов в словосочетании и предложении [2].
Теоретические и методические аспекты организации работы по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста с нормативным развитием и с ОНР рассматриваются в работах А.Г. Арушановой, М.М. Алексеевой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой и др. исследователей.
В трудах В.В. Виноградова для определения понятия «грамматический строй речи» используется термин «организующий центр языка». Ученым отмечается важная роль грамматики в накоплении человечеством общественного опыта и передачи его при системном формулировании мыслей.
В работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной отмечаются сложности овладения дошкольниками С ОНР рядом грамматических категорий. Актуальным представляется применение в процессе организации систематической работы с дошкольниками с ОНР игровых ситуаций.
Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, С.Н. Шаховской определены основные особенности овладения дошкольниками с ОНР грамматическим строем речи:
- неправильно употребляются родовые, числовые и падежные окончания в различных частях речи («рисует карандаш», «желтый цветы», «много вилков»);
- неправильно употребляются падежные и родовые окончания числительных («нет три пуговиц);
- неправильно согласуются глаголы с именами существительными и местоимениями («дети играет», «он упала»);
- неправильно употребляются предложно-падежные конструкции («под кресла», «из тарелка», «в дому»);
- неправильно употребляются родовые и числовые окончания глагола в прошедшем времени («ветка упал»).
Дошкольники с ОНР имеют значительные трудности с образованием прилагательного из существительного при помощи использования уменьшительно-ласкательного суффикса («деревко» (дерево), «михная шапка» (меховая).
Достаточно распространенной ошибкой у детей с ОНР является употреблении приставочных глаголов («мальчик идет дорогу», «мама шьет пуговицу»).
Достаточно стойкими являются ошибки детей с ОНР в согласовании прилагательных и существительных («я играю синей мячей»).
Достаточно частым у дошкольников с ОНР является неправильное использование предлогов в речи при составлении предложений с использованием родительного, винительного, дательного и предложного падежей. В данном случае достаточно характерным является:
- опускание предлога («Платочек лежит сумке»);
- замена предлога («кубик упал и стола»);
- недоговаривание предлога («Девочка полезла а дерева»;
Обучение является основным средством формирования грамматического строя речи дошкольников. Ведущий вид деятельности на данном возрастном этапе – игровая деятельность, в связи с чем важным представляется использование игры в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Дидактические игры специально создаются или приспосабливаются для реализации целей и задач обучения дошкольников.
Организационные и методические аспекты использования дидактических игр в процессе обучения в дошкольных образовательных организациях рассмотрены в трудах А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Е.И. Удальцовой и др.
Для детей с ОНР характерен ряд психических особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения. Таковыми являются: быстрое утомление, трудности в восприятии словесных инструкций взрослого, повышенная возбудимость, подвижность или вялость, апатичность, отсутствие интереса к заданиям и т.д.
Для дидактических игр характерно наличие двух целей: обучающей, преследуемой взрослым при организации игры, а также игровой, побуждающей к обучению. Важным является дополнение этих целей друг друга, что будет способствовать более эффективному усвоению дошкольниками учебного материала [3].
В литературных источниках представлены различные виды дидактических игр, направленных на формирование грамматического строя дошкольников.
1. Игры и упражнения, основная цель которых заключается в обучении словоизменению [1]
Игры данного вида:
- обучают правильному употреблению падежных форм, наибольшие трудности для дошкольников возникают при употреблении слов в родительном падеже множественного числа; для этого возможно использование дидактических игр «Чего не стало?», «Парные картинки» и др.
- обучают правильному употреблению несклоняемых существительных (дидактические игры «Ателье», «Кафе», «Магазин одежды» и др.);
- обучают правильному согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже, а также согласованию с глаголами, использованию предлогов при построении грамматических конструкций (дидактические игры «Какой? Какая? Какое?», «Кто и что делает?», «Расскажи о предмете»);
- обучают различению глаголов и использованию их в речи в соответствии с видом, лицом, числом, временем, наклонением; обучение употреблению в речи глаголов «хотеть», «звонить», «бежать» и др. (дидактические игры «Вы хотите? - Мы хотим», «Кто что делает, делал, будет делать» и др.).
2. Игры и упражнения, основная цель которых состоит в обучении словообразованию
Дидактические игры данного вида можно сгруппировать следующим образом:
- игры, которые обучают образованию названий детенышей животных;
- игры, в которых дети учатся образовывать названия профессий;
- игры, в которых дети учатся образовывать названия посуды;
- игры на образование однокоренных слов.
Важной задачей обучения словообразованию дошкольников является проведение работы, в ходе которой дети учатся созданию новых слов различными способами – суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным.
В обучении дошкольников широко используются дидактические игры, оказывающие помощь в осознании ими изменений значения слова в соответствии со словообразовательным оттенком («заяц – зайчик – зайчишка – зайчище»). Проводится обучение по образованию прилагательных от существительных (Из клубники какое варенье? Из брусники какое варенье?), а также формируется умение образовывать притяжательные прилагательные «заячий», «лисий» и т.д.
3. Игры и упражнения, основная цель которых заключается в совершенствовании синтаксической стороны речи
Организация речевого общения дошкольников со взрослыми является важным условием овладения синтаксической стороной речи. В данном процессе в качестве методического приема используются вопросы взрослого («Зачем?», «Почему?», «Что будет, если …». Средством, эффективно формирующим у детей навыки построения разных типов предложений, является дидактическая игра. На практике проводятся игры «Закончи начатое предложение», «Дополни предложение» и др.
В дошкольных образовательных организациях работа, направленная на формирование грамматического строя речи, организуется в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и в повседневной жизни в утреннее, вечернее время, при проведении прогулки. Важная роль в проведении систематической и целенаправленной работы по решению данной задачи принадлежит учителю-логопеду.
Таким образом, можно сделать обучение представляет собой главное средство, обеспечивающее успешное формирование грамматического строя речи. В соответствии с возрастными особенностями дошкольников, наиболее эффективным в данном процессе представляется использование игры. Широко используется проведение в процессе обучения дошкольников дидактических, грамматических игр, которые используются при организации и проведении непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни.
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 400 с.
- Багичева Надежда Васильевна Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства // Филологический класс. 2004. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-i-grammaticheskih-ponyatiy-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 24.11.2020).
- Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. К. Мясникова, А. В. Вавилова, О. К. Бушуева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293).
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)