Использование современных образовательных технологий в коррекционной развивающей работе с детьми раннего возраста.
В статье представлен вариант эффективного использования учителями – дефектологами современных образовательных технологий в коррекционной развивающей работе с детьми раннего возраста. Предложен подробный конспект непосредственно образовательной деятельности, практические подходы к применению электронных образовательных ресурсов, инновационных приемов на занятиях с малышами.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Кого разбудил солнечный зайчик?».
Образовательные области: интеграция: познавательное развитие, речевое развитие.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативная технология, игровая технология.
Возрастная категория: 4-й год жизни.
Цель: расширять представления детей о жизни диких животных.
Обучающие задачи: закреплять представления детей о признаках весны, учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Отгадывать загадки о весне. Учить детей видеть и называть отдельные признаки животных (тяжелый, сердитый, горбатый, полосатый). Учить различать голоса животных. Уточнять представления детей об основных геометрических формах. Закреплять умение детей сооружать постройку из объемных геометрических форм. Продолжать развивать целостное восприятие объекта и отдельных его частей. Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости. Учить детей отвечать развернутой фразой на вопросы: Кто это? Что он делает? Какой он? Закрепить обобщающие понятия: «животные», «дикие животные», «зоопарк». Учить составлять картину с простым сюжетом из природного материала.
Коррекционно-развивающие задачи: стимулировать у детей познавательный интерес, развивать инициативность и коммуникативные качества детей. Развивать у детей слуховое внимание и координацию движений, умение соотносить действие со словом и ритмом. Координировать движения мелкой моторики, особенно указательных и больших пальцев обеих рук. Коррекция зрительного и слухового внимания, речевого слуха. Коррекция эмоциональных реакций и поведенческих проявлений у детей в процессе различных видов деятельности и взаимодействия с взрослыми.
Воспитывающие задачи: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным, природе. Проявлять эмоциональную отзывчивость во время непосредственных контактов детей и взаимодействия с взрослыми. Формировать эмоционально-волевые качества у детей.
Предварительная работа: поездка с детьми в зоопарк; наблюдение за животными. Учить различать животных, называть их, выделяя их существенные особенности. Закреплять обобщающие понятия: «животные», «дикие животные», «зоопарк».
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных. Учить различать
животных по крику, вызывая звукоподражания у детей.
Наблюдение за признаками весны на прогулке. Учить отгадывать загадки о весне и устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями на прогулке.
Учить сооружать постройки из разных строительных материалов по показу, по речевой инструкции (паровозик) и обыгрывание их. Закреплять представления об основных геометрических формах. Учить соотносить действия со словом и ритмом (по показу, выполнять действия совместно с взрослым), проведение логоритмических игр и упражнений.
Форма организации: подгрупповая.
Методы и приемы: рассматривание, беседа, разговор с детьми, совместные действия, просмотр и анализ слайдов.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка с экраном. проектор «Жар – птица». магнитограф, картинный материал. Объемные геометрические формы. Настольные фланелеграфы и набор природного материала: разноцветные камушки. CD – диск со звукозаписью голосов животных. Презентация, подготовленная в PowerPoint. «Вальс» Грига в фортепианном исполнении, авторский стихотворный материал.
Структура НОД:
Водная часть: 1мин.
Приветствие детей. Установление эмоционального контакта. Расположение детей для продолжения совместной деятельности. Образовательная деятельность проводится в музыкальном зале. Заранее подготовлены все материалы и настроено оборудование для занятия.
Основная часть: 12мин.
Рассматривание волшебного фонарика, а затем солнечных зайчиков на стене. Появляется солнышко под музыкальное сопровождение (вальс Грига). Его приветствие детей. Отгадывание загадок. Дети строят из объемных геометрических форм «паровозик и едут в зоопарк. Прослушивание звукозаписи с голосами животных и угадывание «Кто как кричит?» Диалог с детьми. Рассматривание картинок с изображением диких животных. Ответы детей на вопросы: «Кто какой и почему?». Презентация слайдов с изображением животных. Диалог с детьми. Выполнение ритмичных движений совместно с солнышком. Дети садятся за столы. Предложение дефектолога – создать картину из стеклянных камушков. Рассматривание разноцветных камушков, определение ориентировки на плоскости. Выполнение работы детьми. Диалог с детьми и помощь детям. Рассматривание выполненных работ, ответы детей на вопросы педагога.
Заключительная часть:2мин.
Подведение итогов. Дефектолог задает вопросы, выслушивает ответы детей (Что мы делали сегодня на занятии? Кто к нам приходил в гости? Чьи голоса слышали? Куда ездили? Каких животных узнали? Каких животных видели на экране? Как играли с солнышком? Какую картину сложили?).
Положительная, эмоционально-окрашенная оценка деятельности детей. Подготовка детей к окончанию коммуникативного общения. Возвращение детей в другое пространство для другой деятельности.
Ход НОД: Дефектолог: «Ребята сейчас я вам покажу, один волшебный фонарик, вот он. Этот фонарик покажет нам солнечных зайчиков. Посмотрите». (Читает авторское стихотворение):
«Солнечные зайчики скачут по стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе,
Вот он светленький кружок убежал на потолок,
Убежал на стеночку, убежал на шкаф и опять на потолок».
Дефектолог: «Ребята, когда мы можем увидеть солнечных зайчиков? Почему?».
Появляется «Солнышко», под музыкальное сопровождение (вальс Грига). «Солнышко»: «Дети ждут меня давно и открыли мне окно,
Я лучами согреваю, и усталости не знаю».
«Солнышко» предлагает детям отгадать загадки: «Растет на полянке весной, всех радует своей красотой». «У дерева на веточке, новые платочки, это растут весной, красивые листочки». «Красиво песенку пою, птенчиков своих кормлю».
Дефектолог: «А сейчас мы поедем в зоопарк. Но вначале мы построим паровозик». (Дети строят паровозик из объемных геометрических форм и садятся в него).
«Загудел паровоз
и вагончики повез:
чух - чух – чух –
и вагончики повез. Приехали. Остановились».
Дефектолог: «Ребята куда мы приехали? (Ответы детей). Сейчас мы вами послушаем. Чьи голоса вы услышите, расскажите мне. (Ответы детей: волк воет, кукушка кукует, медведь ревет, тигр рычит, обезьяна кричит). «А сейчас посмотрите и правильно отвечайте. Кто это? Какой он?»
Ответы детей (Это, тигр. Он сердитый, полосатый. Это медведь. Он косолапый, мохнатый. Это слон. Он большой и тяжелый. Это жираф. Он высокий. Это верблюд. Он горбатый. Это бегемот. Он большой тяжелый. Это зебра. Она полосатая).
Дефектолог: Посмотрим на экран. (Кто это? Какой? Что делает?) Просмотр слайдов презентации. Диалог с детьми.
Дефектолог: «Солнышко мы устали, поиграй с нами!»
«Солнышко» (проводит физминутку, читает авторское стихотворение):
Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком!
Мы в ладошки – хлоп, мы ногами – топ,
Надуваем щечки, скачем на носочках,
Оттопырим ушки, хвостик – на макушке,
Пальчик поднесем к виску и подпрыгнем к потолку,
Шире рот откроем, рожицу состроим,
Лишь скажу я слово «три», ты с гримасою замри!
«Молодцы, ребятки, хорошо выполняли упражнение!»
Дефектолог: «А сейчас, ребятки, мы будем складывать картину (цветочек и птичку) из стеклянных камушков». (Дети садятся за столы и выполняют работу). «Что вы сложили из камушков? Ребята скажите, почему растет цветочек? Чему радуется птичка?» (Ответы детей: Потому что греет солнышко). «Давайте подарим ваши картины солнышку!!!»
Дефектолог подводит итог занятия. «Солнышко» дает оценку, деятельности каждого ребенка.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1 – 3 года: (метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей) – М.: издательство ВЛАДОС, 2018.
- Елецкая О. В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой. – КАРО, 2008.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Боряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб, 2007.