Педагогическая мотивация учащихся детей с признаками одаренности 5 – 7 классов
Статья посвящена анализу актуальных проблем в мотивации учащихся с признаками одаренности 5 – 7 классов в системе образовательной деятельности.
В статье рассматриваются вопросы мотивации учащихся детей с признаками одаренности 5 – 7 классов; устранения демотивации; возможности диагностирования повышения мотивационного уровня на промежуточной стадии, во время нахождения на мотивационной программе.
Мы знаем, что детскую одаренность учителя связывают зачастую с отличной школьной успеваемостью и послушанием. И таких детей они мотивируют теми же оценками и участием в олимпиадах. Однако при этом остаются незамеченными те школьники с признаками одаренности, которые не входят в группу круглых отличников и участников олимпиад, хотя могли бы быть ими. Также и те, кто являются отличниками и участниками олимпиад зачастую начинают угасать к концу средней школы и могут сойти с рельс на пути к Олимпу.
Поэтому теряются огромные ресурсы и не применяются те инструменты мотивирования школьников, какие могли бы использованы. Поэтому мы предполагаем применять инструменты мотивации и к тем, к кому казалось бы, уже не надо ее применять, а также к тем, кто с признаками одаренности «остается в тени». И проведем всем детям программу мотивирования в рамках их учебной деятельности, наблюдая и применяя диагностики, сделаем анализ итогового результата работы.
Таким образом, среди наших детей на мотивационный программе будут дети:
- академические отличники, участники олимпиад
- дети с признаками одаренности, но имеющие академическое отставание, не участвующие в олимпиадах
- школьники с признаками одаренности в определенных областях, имеющие отставание по другим школьным дисциплинам, не входящими в их круг интересов.
Как мы знаем, мотивация – это ключевой внутренний фактор, определяющий успешность учебной деятельности. Исходя из этого мы предполагаем, что повышая внутренние мотивационные «импульсы» и побуждения учащихся, мы повысим эффективность их академической успеваемости, а также поспособствуем формированию их мотивации к дальнейшему эффективному обучению уже самостоятельно.
Предлагаемые решения для повышения эффективности обучения через мотивационные инструменты базируются на исследованиях, проведенных среди моих учеников из школ «Летово», «Примаковская гимназия», «Интеграл», «Технолицей», «Ломоносовская гимназия» и др. «обычных» школ, а также среди детей с признаками одаренности, находящихся на семейном или онлайн образовании.
Данная гипотеза (предполагаем повышение мотивации у всех трех групп детей) планируется проверяться диагностиками до и после применения инструментов по мотивации: 1) Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова); 2) методика для диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой; 3) методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах ,основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга в модификации А.Д. Андреевой; 4) шкала академической мотивации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым, Е.Н. Осиным на основе Шкалы академической мотивации Валлеранда, теоретической основой методики является теория самодетерминации Э. Диси и Р.Райна 5) опросник «Жизненной позиции» Д.А. Леонтьева.
Диагностический инструментарий – это механизм или инструмент, а в расширенном смысле процедура или схема реализации метода педагогической диагностики, используемая для определения состояния того или иного объекта педагогического процесса, причин этого состояния и разработки рекомендаций о дальнейшем функционировании исследуемого объекта.
Наблюдение за изменениями в мотивации на промежуточной стадии (во время нахождения ребенка на мотивационный программе) мы также осуществляем с помощью методик диагностики: прямое наблюдение, диалоговое общение с ребенком, сбор устных и письменных отзывов от родителей, диагностика Т. О. Гордеевой.
В отличие от диагностики «до» и «после» используем здесь более «мягкие» инструменты отслеживания изменений, чтобы не возникало демотивации. Так как мы знаем, когда ребенок поглощен какой-то деятельностью, его лучше не прерывать и дать довести начатое до конца. Поэтому промежуточное диагностирование одаренных школьников мы проводим с ориентированием в большей степени на наблюдение очевидного и фиксирование этих моментов – скачков изменений.
В результате получения повышения уровня мотивации, мы сможем разработать инструменты для дальнейшей мотивации таких детей, что в свою очередь позволит устранять демотивацию и передадим педагогам инструменты для промежуточной диагностики.
2023 год в России прошел под «лозунгом» «2023 год – год Наставника». Наставник в образовании – это высококвалифицированный специалист, имеющий успешный личный и профессиональный опыт в достижении высоких результатов в своей деятельности. В отличие от обычного педагога, академическую успеваемость он ставит на второй план, а в приоритете развитие способностей подопечного (интеллектуальных, креативных, духовных, социальных и проч.).
В соответствии с президентскими программами, теперь роль педагога в стране ставится на первый план. А мы знаем, что каждый педагог, который работает с одаренным ребенком – становится и его наставником. И для одаренного ребенка особо важно иметь тех наставников, которые поддерживали бы их образовательную мотивацию. Поэтому те педагоги, которые работали и работают с одаренными детьми, заслуживают особого внимания Президента РФ.
Проблема одаренности, выявления одаренных детей, проведение различного комплекса по диагностике и работе с ними, все это задействует огромное количество ресурсов. Но, на мой взгляд, одной из основных важных задач при работе с детьми с признаками одаренности – это их мотивация. Как совершенно верно отмечает А.И. Савенков в книге «Психология детской одаренности» «природа отмечает каждого человека, но кого-то награждает больше, а кого-то меньше». И разные степени одаренности – большей или меньшей, при правильно выстроенной системе мотивации, мы можем повышать успешность реализации способностей одаренных детей.
Таким образом, одаренным «принято называть того, чьи способности явно превосходит некие средние возможности, способности большинства», пишет А.И. Савенков в книге «Психология детской одаренности». И их достижения в разных сферах: интеллектуальной, академической, творческой, в области коммуникаций и лидерства, художественной деятельности, спортивной и проч. А значит, при помощи мотивации мы можем во всех этих областях преуспеть намного эффективнее. «Это не просто способности, но и готовность проявлять их в конкретной области деятельности, что напрямую связано с мотивацией одаренность проявляется в результатах деятельности, а не является лишь просто неким заложенным в человеке потенциалом» - как верно утверждает мой научный руководитель А.Н. Иоффе.
Мотивация в педагогике – это целая система методов и способов к стимулированию школьников к продуктивной познавательной деятельности в образовании. И с позиции большинства ученых в области педагогики система методов для школьников разных возрастов должна применяться повседневно, иначе мы можем упустить ценное время и ресурсы страны. Ведь одаренные дети – это наше будущее, говорили еще древние философы. «Учатся у тех, кого любят», сказал великий И. Гёте. А это значит, учатся у тех, кто умеет воодушевить, замотивировать формирующуюся личность ребенка. В. Г. Белинский писал, что «воспитание — великое дело: им решается участь человека». Таким образом, мы понимаем, что от того, какими способами мы учим, воспитываем, мотивируем, зависит будущее самого ребенка.
И то, насколько явно выражена мотивация у отдельных учеников – настолько чаще всего учителя и выделают этого конкретного ученика как одаренного. Замотивированный ученик зачастую создает впечатление особо одаренного. Однако, если применить нужные инструменты мотивации к ребенку с признаками одаренности, который в данный момент времени «не в интересе», то мы выведем его на такой же высокий уровень «одаренности».
Отечественные психлоги и педагоги Л.И. Божович, Т.О.Гордеева, А.Н.Леонтьев, М.В. Матюхина, С.Л.Рубенштейн, В.Э Чудновский и др. обращались к проблеме мотивации учеников разных возрастов, тщательно изучая процессы стимулирования. Дж.Брофи считал, что в мотивации главное вырабатывать «поведение, направленное на достижение цели», на этом также делают акцент А.И.Савенков и Серебренникова Ю.А. в работе «Базовые теоретические подходы к изучению учебной мотивации младших школьников в условиях дистанционного обучения». Истории многих гениев доказывает, что оставаться на цели, даже в случае неудач – это главное качество, которое должен «натренировать» в себе будущий «гений». И этому нам надо обучать и это надо стимулировать в первую очередь.
Примеры упорства гениев: Томас Эдисон, чтобы изобрести прототип современной лампочки выполнил 10000 (десять тысяч!) испытаний. И не сдался! И на 10000ый вариант у него получилось! Каково было его терпение? Безгранично! Силвестер Саллоне пытался 1500 раз продать свой сценарий фильма «Рокки». Материалы с сайта dzen.ru «Сколько попыток нужно для успеха? История о том, кому понадобилось 10000 раз».
Моцарт десять лет упорно трудился, прежде чем получил признание и известность. Один из самых успешных баскетболистов мира, победитель 5 чемпионатов НБА, обладатель 2 золотых олимпийских медалей, заработавший 200000000 долларов за свою карьеру – тренировался 60 часов в неделю, оттачивая «целеустремленную деятельность по забрасыванию мяча в кольцо». Материалы с сайта riasevastopol «Десятилетие молчания: сколько лет потратили Моцарт и Пикассо, чтобы добиться успеха?»
Таким образом, успешные гении трудились упорно, не жалея времени и сил на попытки, тренировки, концентрируясь на оттачивание успеха в конкретном, четко поставленной задачей цели.
Как мы знаем Д.Б.Богоявленская утверждала, что воспитание одаренных детей не может происходить без соответствующей поддержки, чтобы они раскрыли свой потенциал. Разработка каждой отдельной программы, пути, маршрута, по которому я поведу каждого конкретного ученика, определяется лично мной, в результате наблюдения некоторое время ученика в рамках обучения по школьным дисциплинам и одновременно наблюдая ребенка как в домашней среде, но так и в иной среде вне дома. Тогда прямое наблюдение очевидных вещей помогает сформировать понимание необходимых мер, для повышения эффективности у данного ребенка педагогическими и иными мотивационными методиками.
Применяя также выше названные методики диагностики, мы можем проводить диагностику ребенка «до» применения мотивационных методов к нему и «после». Что позволяет кроме дневника оценок, отзывов родителей и педагогов, также показать его успешность тестами. Однако несмотря на инструменты диагностики, для меня, как наставника, работающего напрямую с ребенком, родителем и его педагогами, самым прямым результатом от применения мотивирования является наблюдение очевидных перемен в ребенке, отзывы устные и письменные его родителей и педагогов. Поэтому анкетирование родителей и педагогов является мощным инструментов отслеживания результатов на промежуточном этапе работы с одаренными школьниками.
Учет достижений детей в олимпиадах также имеет некую ценность, однако я не делаю на нем упор, так как знаю, как «натаскивают» к олимпиадам учеников. Оценки также не являются приоритетным способом оценивания успешности. Завышения или занижения, кратковременные отклонения от оценок и проч. – это такие погрешности в «диагностике», которые иногда создают совершенно ложное мнение не в пользу ученика. Изменения в личности, характере, приобретение новых навыков, талантов, наработка упорства – вот критерии, по которым я оцениваю эффективность применения мотивации. Поэтому озвученным выше методам диагностики будет отдано предпочтение.
В школьной среде также необходимо создавать одаренным детям мотивационную среду. В ином случае они уходят из школы на семейное и онлайн образование и отследить их развитие и среду могут только их частные педагоги-наставники и родители. Если в школах для 5 -7 классов будет отведено место для замотивированных детей, к старшей школе будет подготовлено больше одаренных детей, с которыми мы можем работать и ожидать от них научных открытий и иных достижений.
В свою очередь создание мотивационной среды дома – остается за пределами школьной среды. И ей не уделяется внимания в связи с ее оторванность от педагогического процесса. Но именно среда дома способствует «расслаблению» и демотивации одаренного школьника. Поэтому я как наставник уделяю больше внимания именно этой среде, в которой я создаю все условия для мощной мотивации ребенка. Плотная коммуникация с родителями и небольшая мотивационная программа для них. В результате одаренный ребенок получает дополнительные ресурсы, стимулы, его внутренняя мотивация также растет.
У детей стремительно растет мотивация, когда мы их «признаем», отмечаем похвалой и вниманием даже небольшие успехи, красочно иллюстрируем как велики гении прошлого проходили через разные трудности и в итоге добивались небывалых высот. Будучи другом ребенку, включая его в некую мотивационную игру, мы растим его победителем. Таким образом, компонентами повышения внутренней мотивации являлись: 1. Целеполагание 2. Труд 3. Домашняя среда 4. Воодушевление 5. Игра
На базе учеников с признаками одаренности из разных, вышеуказанных школ, было проведено исследование – путем опросов. За основу главным диагностическим инструментом было взято прямое наблюдение и методика диагностики мотивации Гордеевой Т.О. три шкалы внутренней мотивации – мотивация познания, достижения и саморазвития. Шкала саморазвития замеряет стремление к развитию своих способностей, потенциала в учебной деятельности, достижению самоощущения компетентности.
Таким образом, при применении инструментов мотивации, описанных у А.И. Савенкова «Психология детской одаренности» и Гордеевой Т.О. «Мотивация школьников 21 века: практические советы. Методическое пособие», путем работы не только с внешней, но более с внутренние мотивацией школьников, устраняя демотивации, организовывая мотивирующий индивидуальный урок, повышается академическая успеваемость, что является одним из важнейших факторов в педагогическом образовании одаренных школьников 5 – 7 классов.
Позвольте закончить статью некоторыми цитатами: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Л. Выгодский. «Плохой учитель описывает, хороший – объясняет, отличный – показывает, а великий – вдохновляет». «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным». Сухомлинский В.А. «Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, ее модно лишь стимулировать, развивать, повышать…» А.Б. Орлов.
Рекомендуем педагогам, работающим с учащимися с признаками одаренности 5 – 7 классов использовать инструменты диагностики и методики повышения внутренней мотивации учеников.
- Савенков, А. И. Психология детской одаренности : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10212-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517623
- Гордеева Т.О. «Мотивация школьников 21 века: практические советы. Методическое пособие». https://vbudushee.ru/library/metodicheskoe-posobie-motivatsiya-shkolnikov-xxi-veka-prakticheskie-sovety/
- Гордеева Т.О. , Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации»/ Психологический журнал, 2014, том 35,номер 4
- dzen.ru «Сколько попыток нужно для успеха? История о том, кому понадобилось 10000 раз». https://dzen.ru/a/XZzPHEP9wACtdx9V
- riasevastopol «Десятилетие молчания: сколько лет потратили Моцарт и Пикассо, чтобы добиться успеха?» http://riasevastopol.ru/desjatiletie-molchanija-skolko-let-potratili/
- «Диагностический инструментарий» Сафарова Самира Султановна https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2023/03/27/diagnosticheskiy-instrumentariy
- Большая психологическая энциклопедия https://rus-big-psyho.slovaronline.com/
- Толковый словарь Ожегова https://slovarozhegova.ru/
- Библиотека цитат https://krippo.ru/biblioteka/563