Возможности профессионала-дизайнера в формировании чувства прекрасного. Дизайн-образование и эстетика
Журнал Научные высказывания

Возможности профессионала-дизайнера в формировании чувства прекрасного. Дизайн-образование и эстетика

Автор рассуждает о необходимости эстетического развития общества, взаимосвязи между чувством прекрасного и духовным ростом. Рассматривает возможности дизайнера с помощью профессиональных методов проектирования формировать нравственное начало через визуальную среду.

профессиональные компетенции графического дизайнера
дизайн-образование
эстетика
чувство прекрасного
дизайн

Федор Михайлович Достоевский в своих произведениях часто затрагивает понятие красоты, выразившееся в ныне крылатой фразе «красота спасет мир!». Однако не каждый слышавший эту фразу знает и понимает ее истинное значение, тот смысл, что вкладывал великий русский мыслитель. В завершенном виде цитата выглядит так «Красота спасет мир, если она добра. Но добра ли она?», истинная красота является только глубинным внутренним понятием и должна становиться сердцевиной для внешней красоты.

Внутренняя красота человека и эстетика внешнего мира вовсе не дальние явления, они во многом родственны, связанны, проникают и дополняют друг друга. Эта взаимосвязь прослеживается в любом обществе, которое стремиться к гармоничному развитию. Чувство прекрасного - важная духовная составляющая, здорового социума. Человек тонко чувствующий, с твердыми моральными принципами, отличающий добро от зла, понимает свою ответственность перед собой и окружающими за свои поступки. Он будет стремиться создавать вокруг себя такой же прекрасный мир, который живет в его душе. И в то же время, если человеческое существо поместить в эстетическую среду, взращивать в нем тонкий вкус, умение созерцать и распознавать красоту, это приведёт к возвышению внутренних качеств, бережному отношению к окружающему миру и созидательности.  Соответственно красота (в духовном смысле) и эстетика являются двумя сторонами одной монеты – чувством прекрасного!

Однако, что считать красивым, а что нет? Ведь как известно «сколько людей столько и мнений и «на вкус и цвет товарищей нет», эти заявления в корне не верны, на самом деле у людей одинаковое чувство прекрасного, только степень его развитости различная. Конечно индивидуальные предпочтения существуют, на выставке одного и того же художника, каждому может понравиться своя картина, но важно, что пришедшие на выставку достигли уровня понимания искусства живописи. Кто-то с рождения обладает так называемым хорошим вкусом, но в основном его нужно постигать через обучение. Чувство прекрасного надо развивать, как развивают музыкальный слух или любые другие способности человека. То обилие безобразия, как нравственного, так и визуально-материального, окружающее нас, во многом является продуктом дурного вкуса и не развитым духовным содержанием. Каждому человеку надо работать над развитием способностей понимать красоту, это вовсе не просто, это такой же тяжелый труд как труд спортсменов, изнуряющих себя ежедневными нагрузками и тренировками для достижения высокой цели.

 Замечено что страны, уделяющие особое внимание воспитанию и обучению детей чувству прекрасного, создают более благоприятное впечатление. Например, в Японии сильна государственная поддержка обучению навыков дизайн-мышления в школе и эстетическому образованию в целом. А. Устинов считает, что эстетическое образование развивает многие положительные стороны человека, «Человек, воспитанный в любви к красоте, не позволит себе брак на производстве; развитие чувства прекрасного способствует развитию внутреннего рынка; способствует формированию всесторонне развитого человека, гуманизации характера». [1] В России, к сожалению, подобной практики нет, конечно в школьном курсе мы встречаем попытки обратить внимание подрастающего поколения на красоту родного края и искусство, но эти знания даются разрозненно и практически не приносят результатов. Во всяком случае, не смотря на великолепие русской природы, традиции любование ею в народе нет. А японское население может похвастаться целым рядом праздников, посвященных именно красоте природы, когда и стар, и млад, устремляются в парки и сады что бы посвятить себя созерцанию. Умение созерцать означает способность воспринимать прекрасное в мире: в природе, человеке, вещах, разного вида деятельности. Созерцание ведет к пониманию и бережному отношению к окружающей среде, что в свою очередь приводит к раскрытию такого понятия как созидание. Тот, у кого развито чувство прекрасного стремиться к созданию гармонии, хаос и разрушение чужды такому человеку.

Рассуждая о прекрасном можно выстроить целую цепочку понятий, которые на нем базируются: чувство прекрасного – созерцание – забота – созидание – ответственность – цель - талант – лидерство.

Каким же образом в современном мире можно развить ощущение красоты в людях? Конечно же через обучение народных масс, путем создания мира гармоничных форм, функциональных и эстетических объектов, которые окружат быт каждого человека. Такая задача под силу только дизайнерам. Дизайнеры – специально обученные люди с хорошо развитым чувством прекрасного, занимающиеся созданием гармоничной среды на профессиональном уровне. Практически все в нашем окружении спроектировано такими специалистами, но особую роль стоит отнести дизайну графическому. Полиграфия, реклама, страницы интернета, упаковка продукции, телевизионные заставки – это то, что привлекает наибольшее внимание, являясь важным элементом повседневной жизни, а значит, имеет большое влияние на аудиторию. Конечно, не только дизайнеры как специалисты имеют возможность развивать чувство прекрасного. Представители искусства, талантливые художники, скульпторы, творящие шедевры, которые останутся в веках, так же развивают человеческую душу через созерцание. Но дизайн в отличие от искусства создает не штучный объект, а продукт для массового народного потребления, поэтому именно дизайнеры имеют большую возможность влиять на формирование вкуса и развитие чувства прекрасного у людей. Любой дизайнер способен обучать визуальной красоте через свои творения, будь то реклама, интерьер или журнал.

Таким образом, на дизайнере лежит большая ответственность за свои действия. К каждому проекту должно относиться как к значимому объекту социальной культуры, не допускать легкомысленных решений. Не обдуманность подхода и создание проектов низкого эстетического уровня приводит к ухудшению вкуса пользователя данного продукта. Не имеет значение насколько проект коммерчески важен и велик, дизайнер должен с одинаковой тщательностью проектировать и выпуск дорогого глянцевого журнала, и маленькую листовку. Возвращаясь к духовному понятию чувства прекрасного, мы понимаем, что оно включает в себя высокие моральные и этические принципы. Дизайнер, наделенный таким чувством, не позволит себе лжи и небрежности в работе, у такого человека есть четкие принципы профессиональной честности, которые он соблюдает, а целью его работы является служение людям, создавая истинно прекрасные функциональные и эстетические формы.

Но может ли простой дизайнер в условиях коммерческого рынка, где клиент всегда прав, выстоять, гордо реализуя все идейные нормы профессии? Как мы уже упоминали, в современной России очень низок уровень эстетического развития основной массы населения, хорошим вкусом могут похвастаться лишь представители определенных профессий, связанных с творчеством и искусством, и небольшой процент людей с врожденными, вероятно генетически переданными способностями. И ситуация эта не измениться если не начать грамотное проектирование окружающей среды. Ян Чихольд известный дизайнер, типограф, говорит, что если человека окружают некрасивые вещи, то он к ним привыкает и даже представить себе не может, какими должны быть вещи красивые, ему не с чем сравнивать. [2] К сожалению ситуация на производстве складывается удручающая, мнение специалиста-графика часто бывает практически уничтожено напором клиента, который, как он думает, лучше представляет, как должен выглядеть тот или иной продукт. Данная ситуация повторяется повсеместно, когда заказчик, с обыкновенно плохо развитым или не развитым вообще чувством прекрасного влияет на внешний вид изделия. Соответственно мы и получаем низкий визуальный уровень среды, который продолжает пагубно сказываться на становлении критерий о красоте у простых обывателей.

Единственным способом борьбы с данными обстоятельствами, является не просто выпуск из учебных заведений специалистов дизайнеров, а воспитание и формирование дизайнеров-лидеров, способных отстаивать свои позиции и принципы, а в первую очередь вести за собой. Лидерство не так важно само по себе, к тому же чаще встречается эгоистичное лидерство несущее больше проблем и негатива окружающим. Лидерство должно стать технологией для достижения высоких целей, направленных на развитие и благополучие всех людей. Развитие чувства прекрасного, а вместе с ним многих моральных качеств, а особенно: ответственность, совесть, вера в будущее, созидание, помогают сформировать настоящего самоотверженного лидера-героя, а не амбициозного эгоиста. Сильная воля, желание и умение отстаивать профессиональные принципы, а также хорошо развитое чувство прекрасного – основные признаки дизайнера-лидера. Такой специалист будет уверенно держать себя в самых разных производственных ситуациях, и сможет аргументировано убедить и подвести клиента к выбору наиболее оптимального и художественного варианта дизайна. Более того, сильная личность способна вести за собой, указывая путь визуально-стилевого и концептуального развития, эта главная особенность и миссия дизайнера.  

В современной практике дизайн-образования, видимо по сложившейся традиции тема лидерства практически не затрагивается, нет опыта направленного формирования подобных качеств у студентов. Молодые специалисты, вышедшие на работу, остро чувствуют нехватку знаний и навыков для успешного сотрудничества с клиентами. Соответственно, нужно продумывать шаги в сторону развития и формирования в образовательной системе компетенции дизайнера-лидера. Общение со студентами графиками выявило большую заинтересованность данной темой и желание получить столь необходимые знания. Важно даже не столько обучить, сколько воспитать и взрастить в человеке высокоморальный дух, культуру, чувство собственного достоинства и гордость за свою профессию. Такая цель просто не достигается, она может стать лишь результатом тонкого и длительного процесса постоянной работы со студентами. Но награда за подобный труд будет несоизмерима велика, ведь мы можем получить общество с развитым чувством прекрасного, стремящееся к созидательной деятельности, общество у которого сильна вера в будущее, есть цели, мечты и сила для их достижения.  

Лидера-дизайнера можно назвать центром соединения внутренних духовных ценностей и реализации внешней эстетики, то есть чувство прекрасного, и в его руках большая сила и большая ответственность. Ведь кто-то должен создавать добрую красоту, которая спасет мир, а он уже давно нуждается в спасении.  

Список литературы

1.Устинов А. Дизайн в японской школе. // Хрестоматия по дизайну. – Тюмень: Институт дизайна, 2005. – 1056 с.

2. Ян Чихольд. Облик книги. . – Москва, Книга 1980. –20с.