Формирование системы мотивации персонала как инструмента административного менеджмента
Журнал Научные высказывания

Формирование системы мотивации персонала как инструмента административного менеджмента

Зачастую руководство предприятий недостаточно внимания уделяет мотивации сотрудников, либо не понимает, как ее улучшить, чтобы сохранить специалистов на рабочих местах. В данной статье исследования вопросы формирования системы мотивации персонала.

мотивация
текучесть кадров
производительность труда
стимулирование персонала

Актуальность формирования системы мотивации персонала невозможно недооценить. Современные организации сталкиваются с рядом сложностей, связанных с удержанием сотрудников для снижения текучести кадров. Эффективная система мотивации персонала играет решающую роль в достижении их высокой производительности и удовлетворенности работой.

Существует материальная и нематериальная мотивация. Нематериальная мотивация — это эффективная система неденежного поощрения, которая позволяет управлять персоналом, добиваться поставленных стратегических и текущих целей. В большинстве случаев нематериальная мотивация охватывает весь персонал и оказывается наиболее действенной, чем материальная [3, с. 281].

Материальное стимулирование — это набор мотивационных инструментов, основанных на предоставлении работникам тех или иных материальных благ. В большинстве случаев это те или иные денежные выплаты, но бывают и другие бонусы [1, с. 655].

Одной из актуальных проблем формирования системы мотивации является низкая заработная плата персонала. В свете растущих требований к качеству обслуживания, многие предприятия столкнулись с нехваткой средств для удовлетворения материальных потребностей своих сотрудников. Это ведет к неудовлетворенности персонала заработной платой, и, как следствие, низкому уровню обслуживания.

В ходе исследования была изучена реальная практика по формированию эффективной системы мотивации персонала.

Раньше оплата труда и система мотивации в компании ООО «Айсберг Лайн» были выстроены на основе KPI, процентов и квартальной премии. Но этого было недостаточно для вовлечения сотрудников. Многие отрабатывали положенное время с 09.00 до 17.30 часы, не проявляли инициативу, не хотели ничего делать помимо основных обязанностей, прописанных в должностной инструкции. Сотрудники неохотно шли люди учиться, не вникали в темы вебинаров, которые проводило руководство. В некоторых подразделениях выполнялась только половина необходимого объема работ.

Чтобы побудить сотрудников компании работать лучше, была разработана и внедрена система мотивации «Красный кардинал». Она относится к геймификации. Данный инструмент больше подходит для миллениалов, то есть для поколения людей, которые родились с 1981 по 2000 год (таких сотрудников в компании ООО «Айсберг Лайн» большинство). Они стремятся выполнять задания и ставить рекорды.

Идея данной системы мотивации заключалась в том, чтобы с помощью выполнения заданий и зарабатывания бонусов разнообразить рутинные рабочие процессы и побудить сотрудников к дополнительным действиям: новым продажам, холодному обзвону клиентов.

В системе «Битрикс24» есть приложение по мотивации сотрудников «Красный кардинал» с базовыми инструментами игровых механик. В ней можно создавать задачи, следить за исполнением, присваивать баллы, раздавать награды [3]. В этом приложении руководство ООО «Айсберг Лайн» создало свою систему мотивации, оставив название «Красный кардинал».

Опробовать нововведение было принято решение на менеджерах отдела продаж. Вместе с руководителями подразделений был составлен список из 30 заданий. Большинство касались действий, которые сотрудники пропускают в общении с клиентами или ленятся выполнять. Например, увеличить сумму чека, предложить к основному продукту сопутствующие товары, обзвонить клиентскую базу, побудить клиентов оставлять отзывы в Сети.

Каждому заданию было присвоено определенное количество баллов. Также составили список подарков: гаджеты, сертификаты в различные магазины, курсы обучения, дополнительные выходные. Доработали приложение, добавив систему автоматизации процессов, чтобы минимизировать ручное участие руководителей в выборе и распределении заданий.

Коллектив поначалу отреагировал настороженно. В первые полгода вовлеченность в новую систему составляла не более 25 процентов. Но когда первые участники потратили накопленные бонусы на ценные подарки, заинтересовались и остальные. Сейчас в «Красном кардинале» активно участвуют 70 процентов сотрудников отдела продаж и 30 процентов работников остальных подразделений.

Формируются задачи следующим образом: раз в месяц с руководителями подразделений составляются задания из разных бизнес-процессов, таких как продажи, аналитика, маркетинг. Всего порядка 50 задач. Сотрудники также могут вносить предложения. Есть специальные задания для конкретных должностей, например, стать лучшим продавцом месяца. Есть и универсальные: подготовить статью для сайта, выступить в качестве фотографа на производстве, провести вебинар для коллег. При составлении заданий важно ориентироваться на потребности компании. Прежде чем отдавать какие-то задачи на аутсорсинг, предлагается коллегам попробовать свои силы и заработать бонусы.

Распределяются задачи в системе мотивации следующим образом: каждое задание могут одновременно выбрать не более трех сотрудников. Система автоматически ограничивает количество. На выбор отводится два дня в начале каждого месяца, потом список закрывается. Примерно 70 процентов заданий повторяются каждый месяц. Работникам целесообразно стараются брать разные задачи — чтобы попробовать себя в чем-то новом. К примеру, офис-менеджер решила обзванивать клиентов, чтобы попрактиковаться в продажах.

Задания для повышения мотивации сотрудников компании ООО «Айсберг Лайн» представлены в таблице 1.

Баллы устанавливаются вместе с руководителями подразделений — в зависимости от сложности. Задание «реанимировать» десять клиентов с чеком от 30 тыс. руб. за месяц стоит 10 тыс. баллов, месяц без опозданий на работу или без отгулов — 2 тыс. В течение месяца сотрудники имеют право выбрать не более двух задач.

Раз в месяц с начальниками отделов составляется задания из разных бизнес-процессов.

У каждого задания свои критерии, например, продолжительность обучающего тренинга — не меньше получаса, количество звонков базе — не менее 50. Ответственный руководитель оценивает результат, отмечает в системе, что задание выполнено, сотруднику автоматически начисляются баллы.

Таблица 1

Топ-15 заданий для повышения мотивации сотрудников компании

ООО «Айсберг Лайн»

Задание

Стоимость, баллы

«Реанимировать» десять клиентов за месяц с минимальным чеком от 30 тыс. руб.

10 000

Сделать 50 исходящих звонков за месяц по холодному поиску клиентов с выходом на ЛПР (30% воронки)

6 000

Получить шесть положительных отзывов от клиентов на «Яндекс Картах» в течение месяца

4 000

Получить десять положительным отзывов от клиентов на «Яндекс Маркете» или «Яндекс Картах» в течение месяца

 

Предложить и добиться размещения на сайте нового полезного контента

3 000

Перевыполнить план продаж (выше максимального)

6 000

Месяц не опаздывать на работу / не брать отгулы по собственному желанию

2 000

Выполнить KPI по всем направлениям (для продажников)

 

Продать продукцию на сумму не менее 150 тыс. руб. за месяц

3 000

Выполнить все домашние задания по вебинарам в течение месяца

3 000

Написать за месяц три поста / три заметки

3 000

Провести обучающий тренинг (30 мин)

4 000

Придумать дизайн и подготовить шаблоны писем для рассылки

8 000

Провести вебинар с презентацией для сотрудников компании на актуальную тему

8 000

Стать лучшим менеджером месяца

4 000

Накопленные бонусы реально обменять на широкий список товаров, в том числе на телефоны, ноутбуки, бытовую технику, сертификаты. К примеру, iPhone 14 (128 Гб) стоит 160 тыс. баллов, планшет Xiaomi Redmi Pad 128 Гб — 45 тыс. При этом чтобы уйти на три часа раньше, нужно заработать 3 тыс. баллов. Важно магазин дополнять призами, которые бы объединяли команду и развивали корпоративную культуру. Для этого целесообразно добавить сертификат коллеге, мороженое или круассаны на завтрак для всего офиса. Такие подарки сотрудники могут использовать, чтобы поздравить коллег с каким-либо праздником.

По данным расчетов ООО «Айсберг Лайн», в среднем на призы уходит 45–50 тыс. руб. в месяц. За полтора года действия программы только один сотрудник забрал iPhone, еще один — ноутбук. Чаще выбирают сертификаты, бытовые приборы. Раз в квартал проводится опрос среди сотрудников, чтобы выяснить, какие подарки стоит добавить.

В результате такой сформированной системы мотивации, сотрудники стали лояльнее относиться к компании, выполняют больше задач. В 2022 году выручка составляла 500 млн руб., в 2023-м выросла до 1 млрд. Количество отзывов клиентов на сервисах «Яндекса», «Авито» увеличилось с 2–3 до 20–40 в месяц. Средний чек клиента вырос с 7–8 до 20 тыс. руб. Продажи сопутствующих товаров и услуг — на 30 процентов. Кроме того, руководство предприятие дало возможность коллегам развиваться в нетипичных для себя сферах. Все сотрудники стали понимать возможные точки роста и дополнительного заработка.

Таким образом, рассмотрев опыт формирования эффективной системы мотивации, можно сказать, что в настоящее время формирование эффективной системы мотивации персонала требует тщательного анализа, планирования и внедрения различных мотивационных инструментов. Это долгосрочный процесс, который должен быть гибким и адаптивным в соответствии с изменяющимися потребностями сотрудников и, конечно же, организации.

Список литературы
  1. Акбашева Д.М. Мотивация трудовой деятельности как система управления персоналом / Д. М. Акбашева, Д. Р. Чотчаева, Т. Б. У. Журабоев // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 50. – С. 655-661.
  2. Васькин А.А. Анализ и совершенствование системы мотивации персонала организации / А. А. Васькин // In Situ. – 2022. – № 6. – С. 16-18.
  3. Голушкина Е.К. Сущность и основные понятия системы мотивации труда // Аллея науки. 2019. – Т. 2. – № 3 (30). – С. 281-284.
  4. Динукова О.А. Мотивация персонала как инструмент управления качеством / О.А. Динукова, В. К. Лапина // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2022. – № 2-1. – С. 113-118.