Нормативное регулирование установления единых правовых основ в системе образования с учетом цифровизации образовательной среды
В работе раскрывается, нормативное регулирование Цифровизации в образовании, организация законодательного акта, который будет регулировать все аспекты использовании цифровых технологий в образовательном процессе.
Цифровизация образовательной среды открывает перед нами огромные возможности, но одновременно порождает новые вызовы и требует переосмысления существующих правовых рамок. Для обеспечения эффективного развития системы образования в цифровую эпоху необходимо создание единых правовых основ, которые будут учитывать специфику виртуальных образовательных ресурсов и технологий.
Внедрение цифровых технологий в образование влечет за собой ряд юридических вопросов, требующих четкого законодательного урегулирования: Защита персональных данных: Обработка больших объемов данных о студентах и преподавателях, характерная для цифровой среды обучения, требует надежной защиты от несанкционированного доступа и использования. Необходимо разработать стандарты безопасности иClearance procedures for data processing in educational platforms. Авторское право и интеллектуальная собственность: Вопрос авторства и использования цифрового контента в образовательных целях (учебные материалы, онлайн-курсы, программное обеспечение) требует четкого определения прав и обязанностей участников образовательного процесса. Ответственность за качество образования: При переходе к смешанным формам обучения (online/offline) возникает вопрос о распределении ответственности за качество образовательного процесса между образовательными учреждениями, разработчиками цифровых платформ и самими студентами. Разработать законодательный акт, который будет регламентировать все аспекты использования цифровых технологий в образовании, включая вопросы авторского права, защиты персональных данных, ответственности за качество образования и взаимодействия между участниками образовательного процесса.Создать единые стандарты для цифровых образовательных ресурсов (платформ, учебных материалов) с учетом требований доступности, качества и безопасности. Обеспечить финансирование и поддержку развития цифровой инфраструктуры в образовательных учреждениях, а также подготовки педагогических кадров для работы в цифровой среде
Цифровизация образования – это сложный процесс, требующий комплексного подхода. Разработка единых правовых основ станет важным шагом на пути к созданию современной, доступной и качественной системы образования, соответствующей вызовам XXI века
Процесс цифровизации, охвативший практически все сферы жизни современного общества, не мог обойти стороной и систему образования. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс открывает широкие возможности для повышения качества обучения, доступности знаний и развития индивидуальных способностей учащихся. Однако реализация этой масштабной задачи сталкивается с рядом правовых вызовов, требующих четкого законодательного регулирования.
Одним из ключевых аспектов правового регулирования цифровизации образовательных организаций является защита персональных данных учащихся и сотрудников. Внедрение электронных журналов, платформ дистанционного обучения и других цифровых инструментов предполагает сбор и обработку значительного объема личной информации. Законодательство должно обеспечить прозрачность и законность сбора, хранения и использования этих данных, гарантируя их защиту от несанкционированного доступа и утечки.
Другой важный аспект - обеспечение доступности цифровых образовательных ресурсов для всех категорий учащихся, независимо от их физических возможностей, места жительства или социально-экономического статуса. Необходимы правовые механизмы, стимулирующие создание и распространение инклюзивных цифровых материалов, а также развитие инфраструктуры broadband интернет доступа в отдаленных регионах.
Кроме того, необходимо четко определить права и обязанности участников образовательного процесса в цифровой среде. Это касается вопросов авторского права на созданные цифровые материалы, ответственности за их использование, а также правил поведения учащихся и педагогов в онлайн-пространстве.
Правовое регулирование должно способствовать развитию цифровой грамотности как у учащихся, так и у педагогов. Необходимы законодательные инициативы, направленные на поддержку программ профессионального развития учителей, обучение работе с цифровыми инструментами и внедрение инновационных педагогических подходов.
В заключение, цифровизация образования открывает огромный потенциал для модернизации системы обучения и повышения ее эффективности. Однако реализация этой задачи требует комплексного подхода, включающего не только техническое оснащение, но и четкое законодательное регулирование, направленное на защиту прав участников образовательного процесса, обеспечение доступности цифровых ресурсов и развитие цифровой грамотности. Только при таком комплексном подходе мы сможем по-настоящему воспользоваться всеми возможностями цифровизации в сфере образования.
- Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. №1. С. 27-34.
- Крамаренко Н.С., Квашин А.Ю. Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз» [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С. 1-16.
- Вербицкий А.А. / Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6).
- Шарипова О.М. / Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1789-1802. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110525.
- Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – №. 1. – С. 1-10. URL:
- Балтутите И. В. Правовое регулирование развития цифровой образовательной среды //
- 2.1.7 Бутина Е. А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10. – №. 2. – С. 3695-3701. URL: