Игра, ее значение в образовательном процессе курсантов военных образовательных организаций высшего образования
Журнал Научные высказывания

Игра, ее значение в образовательном процессе курсантов военных образовательных организаций высшего образования

В данной статье рассматривается понятие игры в системе обучения и воспитания обучающихся. Раскрыта эффективность игровой методики обучения курсантов, воздействие на их познавательную активность. Приведены основные методические требования, использование которых позволит успешнее моделировать и применять в обучении учебные игры

игровая форма обучения
моделирование игр
положительное значение игр

Актуальность изменения методик педагогической деятельности вызвана целым рядом факторов. Это и интенсификация процесса обучения, и одновременно потребность поддержания интереса к учебной дисциплине. Все это происходит на фоне меняющейся реальности. Педагогическому работнику необходимо включаться в новые реалии и эффективно передавать знания обучающимся. Перед преподавателем стоит множество разных задач. Вовлечь, увлечь, дать толчок к творчеству, внедрить мысль и научить рассматривать ситуацию с разных сторон решать поставленные задачи. Для этого необходимо научиться активизировать мыслительные процессы. Игровая форма обучения [1]– это и есть одна из составляющих, активизирующая сознание на решение сложных задач.

Многие выдающиеся педагоги отмечали, что игры в процессе обучения, раскрывают способности человека.

Игра – особо организованное занятие, требующая эмоциональных и умственных усилий. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны.

Игра является одним из основных видов мыслительной деятельности, создающее необходимым условия для всестороннего развития курсантов и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов курсантов, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь обучающихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Игры надо проводить грамотно, четко, ясно, а также надо помнить, что за игрой идет образовательный процесс. Цель педагогического работника направить обучаемого на образовательную деятельность и получение знаний. Надо хорошо продумывать ход игры и ее цели, и тогда такая игра заинтересует человека. Образовательные игры должны быть мостиком к получению знаний.

Значение  игры в развитии и воспитании личности будущего офицера уникально, так как игра позволяет каждому ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

Рассматривая игру в процессе обучения курсантов, считаю необходимым отметить мнение В.Л. Сухомлинского, который писал о влиянии игры на детей и формировании в них личности. Автор полагает: «Необходимо внимательно присмотреться, какое место занимает игра в жизни ребенка… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [5, с. 21]. Если применить данное выражение в военных образовательных организациях, то моему мнению можно говорить, что игровой процесс обучения курсантов позволяет активизировать умственную деятельность, понять окружающую его реальность (ситуацию) и принять верное решение, тем самым успешно выполнить поставленную задачу.

В образовательном процессе курсантов венных образовательных организаций высшего образования широко распространен игровой способ обучения – учения (тренировки), во всем своем разнообразии, как по участникам (взвод, рота, батальон и т.д.), так и по видам (тактические, показные, комплексные и другие) суть которых сводится к тому, чтобы обучающийся включился в обстановку, активизировал свои мыслительные процессы, осознал в игре свое место и роль. Аналогичной цели педагогический работник может добиться и иными способами игры – викторины, конкурсы, блиц опросы и т.д., широко применять компьютерные технологи, моделировать обстановку.

Выбор игры чаще всего осуществляет сам педагог в зависимости от индивидуальных особенностей подразделения и отдельных обучающихся. Педагог так же определяет объём и структуру учебного материала, который используется в процессе игры. В то же время ко всему вышесказанному следует присоединить несколько основных методических требований, использование которых позволит успешнее применять в обучении учебные игры и моделирование:

– должна быть установлена определенная педагогическая мера использования учебных игр, оптимальный учитывающий индивидуальные возможности курсантов уровень требовательности со стороны педагога;

– необходимо при обучении применять наиболее эффективные модели игр и моделирований;

– моделируемые в игре ситуации (обстановка) должны быть максимально близки к действительности;

– необходим соответствующий эмоциональный фон, курсанты должны быть психологически готовы к работе в атмосфере соревнования, взаимодействия, психологического воздействия;

– содержание игр, правила их проведения необходимо отразить в соответствующей учебно-методической литературе (план, правила, порядок и т.д.);

– применяемые игры и моделирования должны соответствовать уровню учебной подготовленности курсантов, способствовать их интеллектуальному росту.

Всемирно известный педагог и писатель Макаренко А. С. разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий. Он считал, что в наглядности не должно быть лишних элементов, как и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность. Макаренко А. С. понимал, что игры должны быть использованы связаны с возрастными особенностями обучаемых, «Каждой игре свой возраст» [3, с. 179]. Аналогично, как и с курантами первого курса нельзя проводить образовательные игры подлежащие применению с курантами четвертого и пятого курса и наоборот.

Исходя из изложенного, представляется необходимым отметить положительное значение игр в образовательном процессе курсантов венных образовательных организаций высшего образования.

1. Во время игры не страшно совершать ошибки, ведь их можно исправлять. Благодаря этому, обучающийся сосредоточен на самом процессе учебной деятельности, не испытывает страха и нервного напряжения из-за боязни допустить ошибку.

2. В процессе игровой деятельности учебный материал подкрепляется положительными эмоциями, которые благоприятно влияют на запоминание информации.

3. В игровом процессе невозможно уклониться и не включиться в него. Другим участникам необходимы твои мысли, доводы и предложения. В совместной игровой деятельности процесс изучения материала идёт быстрее и легче.

4. Создаются условия для совместной деятельности курсанта и преподавателя.

5. Во время игры можно примерить различные социальные роли и получить опыт, знания в безопасных психологических условиях. Это гораздо интереснее, чем просто отвечать на задаваемые вопросы.

6. Положительный эффект достигается за счет приближения игровых условий к реальным.

7. Игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание.

8. Процесс игры предлагает творческую активность субъекта-курсанта, перед которым поставлена задача (цель).

9. В игре учащийся мобилизует весь свой опыт, знания, умения, навыки.

Таким образом, игра – это важная составляющая образовательного процесса курсантов венных образовательных организаций высшего образования, активизирующая умственную деятельность и способствующая разностороннему и полному овладеванию знаниями, навыки, умения. Считаю необходимым, педагогическим работникам венных образовательных организаций высшего образования как можно больше применять данную форму обучения, тем самым разнообразить свои занятия и создавать максимальный эффект усвоения материала по предмету обучения.

 
Список литературы
  1. Ахметов Н. К., Нурахметова А. Р., Тапалова О. Б. Учебные игры: анализ и систематизация // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №4. – С. 117–121.
  2. Ахметов Н. К., Нурахметова А. Р. Технология создания учебных игр// Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №6. – с. 65-69..
  3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.
  4. Пидкасистый П. И. «Технология игры в обучении» – М.: Просвещение, 1992г.
  5. Сухомлинский В. А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989.
  6. Kuznetsov I. Почему игровое обучение самое эффективное? [Электронный ресурс] Kuznetsov I. https://theoryandpractice.ru/posts/1881-pochemu-igrovoe-obuchenie-samoe-effektivnoe (дата обращения 12.10.2021).