Метод проектов как средство формирования основ ЗОЖ в младшем школьном возрасте
Журнал Научные высказывания

Метод проектов как средство формирования основ ЗОЖ в младшем школьном возрасте

В статье раскрывается необходимость формирования здорового образа жизни у младших школьников через самостоятельную исследовательскую деятельность в рамках реализации метода проектов,  охарактеризованы сущность и понятие метода проектов.  В ходе изучения данной темы, также был проведён анализ периодических изданий нескольких учителей начальных классов, который позволил ознакомиться с опытом реализации проектов, направленных на формирование здорового образа жизни.

здоровый образ жизни
метод проектов
здоровье

Актуальность и тема статьи определяются следующими факторами: во-первых, здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности, во-вторых, Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования в модели портрета выпускника начальной школы указывает, что обучающийся, освоивший основную образовательную программу начального общего образования, так же должен выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, в-третьих, очень беспокоит состояние здоровья школьников, поскольку, количество обучающихся, имеющих различного рода отклонения со стороны здоровья не снижается. То есть в настоящее время существует противоречие между необходимостью формировать у обучающихся основы здорового образа жизни и недостаточной эффективностью традиционных средств, которые для этого используются.

Здоровый образ жизни – это активная деятельность человека по сохранению и укреплению собственного здоровья. Он включает в себя такие компоненты, как: разнообразные формы физкультурной активности;  целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; соблюдение режима дня и режима питания; использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе; активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение; деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества.

Как показывает практика, традиционные способы формирования основ здорового образа жизни у младших школьников, такие как игры, беседы, лекции, уроки, не приносят необходимого результата.  Наибольшую ценность имеет то знание, которое приобретено обучающимся в ходе самостоятельной деятельности, и такую самостоятельную деятельность можно предложить учащимся в рамках метода проектов.

Метод проектов возник во второй половине XIX века в Италии, но в качестве методов обучения не подтвердил свою эффективность, так как многими педагогами советской школы отмечалось, что при реализации методов проектов учащиеся не овладевали фундаментальными теоретическими знаниями. По этой причине от применения данного метода отказались в советской школе. Однако в настоящее время метод проектов переживает своё возрождение, потому что на современном этапе развития образования большое внимание уделяется самостоятельности обучающихся в приобретении знаний. Можно предположить, что реализуя данный метод, возможно наиболее эффективно сформировать у обучающихся основы здорового образа жизни.

Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности. Метод проектов имеет множество классификаций по разным основаниям.   Виды проектов различают по уровню интеграции, по количеству участников, по характеру контактов между участниками и т.д.

 Так же в ходе изучения данной темы, был проведён анализ периодических изданий, который позволил ознакомиться с опытом реализации проектов направленных на формирование здорового образа жизни нескольких учителей начальных классов. Исходя из этого, были сделаны выводы, что учителя начальных классов предпочитают выполнять долгосрочные проекты, сроком реализации от нескольких месяцев до четырёх лет. При этом ни один из проектов нельзя отнести к исследовательскому типу полностью. Чаще всего исследовательская деятельность выступает как часть информационного или творческого проекта, что не в полной мере выполняет главное условие проектной деятельности - приобретение учащимися опыта исследовательской деятельности, приобретения знаний и умений в ходе неё.

Таким образом, можно сделать вывод, что на практике эффективнее разрабатывать и реализовывать именно краткосрочные исследовательские проекты, направленные на формирование основ здорового образа жизни в конкретном классе, в которых будет преобладать самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, что будет означать выполнение главного условия проектной деятельности -  приобретение учащимися самостоятельного опыта исследовательской деятельности.

Список литературы
  1. Гилёва Е.А. История развития методов проекта в Российской школе  [Текст]: Наука и школа №4, 2007г. – 214с.
  2. Березин И.П. Школа здоровья [Текст]: И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. - Минск: Вышейшая школа, 2004г. - 303с.
  3. Авраменко А.И.  «Здоровый образ жизни: проблемы, пути разрешения» [Текст]:  Минск: «Полымя», 1998 г. - 234 с.