Формирование и развитие оптимизма обучающихся подросткового возраста
Журнал Научные высказывания

Формирование и развитие оптимизма обучающихся подросткового возраста

Статья исследует процесс формирования и развития оптимизма у подростков в контексте обучения. Рассматриваются психологические аспекты оптимизма, его важность для успешного обучения, а также факторы, влияющие на стимулирование оптимистического мышления и поведения у подростков.

оптимизм
положительное влияние
позитивное мышление
обучение
подростки

Актуальность проблемы формирования и развития оптимизма у подростков заключается в том, что подростковый возраст сопряжен с рядом сложностей и вызовов, таких как повышенные требования обучения, социальные изменения, эмоциональные и когнитивные изменения, а также риск развития психологических проблем, таких как депрессия и тревожность.

Целью исследования является изучение процесса формирования и развития оптимизма у подросткового возраста с учетом психологических аспектов и возможностей развития.

Исследование проводится с использованием комплексного подхода, включающего анализ научной литературы, систематизацию и синтез результатов предыдущих исследований, анализ эмпирических данных.

Результаты исследования предполагают выявление основных тенденций и закономерностей формирования и развития оптимизма у подростков, а также определение факторов, влияющих на этот процесс.

Формирование и развитие оптимизма у подростков - важный аспект их эмоционального, когнитивного и социального развития. Оптимизм — это позитивное отношение к жизни, уверенность в своих возможностях и ожидание благоприятных результатов. Оптимистический настрой способствует психологическому и физиологическому благополучию подростков и может оказывать положительное влияние на их учебную и социальную успешность [1, с. 32].

Оптимизм является важным фактором в формировании и развитии подростков. В этом возрасте, когда происходят множественные физиологические, психологические и социальные изменения, оптимистическое мировоззрение может иметь долгосрочные позитивные последствия для подросткового развития.

Во-первых, оптимизм способствует развитию позитивного отношения к жизни. Подростки, обладающие оптимистическим мышлением, склонны видеть мир как место полное возможностей, а не как место полное ограничений [2, с. 130]. Они могут иметь более высокий уровень мотивации и стремления к достижению своих целей, что способствует их активному участию в учебной и социальной деятельности.

Во-вторых, оптимизм связан с развитием резилиентности. Подростки, обладающие оптимистическим мировоззрением, могут лучше справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, которые неизбежно возникают в жизни. Они имеют большую веру в свои собственные способности и могут проявлять большую устойчивость и адаптабельность в сложных ситуациях [3, с. 23].

В-третьих, оптимизм способствует формированию здоровых межличностных отношений. Подростки с оптимистическим отношением к жизни могут проявлять более положительное поведение в общении с другими людьми. Они могут быть более открытыми к новым знакомствам, проявлять большую толерантность и понимание, что способствует развитию социальных навыков и укреплению социальных связей.

Кроме того, оптимизм связан с лучшим психологическим и физическим здоровьем. Исследования показывают, что оптимистически настроенные подростки имеют более низкий уровень стресса, депрессии и тревожности, а также более высокий уровень самооценки и жизненной удовлетворенности.

Оптимизм также может играть важную роль в учебной деятельности подростков. Подростки с оптимистическим мировоззрением могут проявлять большую эффективность и уверенность в своих учебных способностях. Они могут быть более настроены на успех, проявлять большую настойчивость в достижении своих учебных целей и лучше справляться с трудностями в учении.

Оптимизм также может способствовать развитию творческого мышления у подростков. Позитивное отношение к жизни может стимулировать творческое мышление, воображение и инновационные подходы к решению проблем [4, с. 50-54]. Оптимистически настроенные подростки могут проявлять большую гибкость в мышлении и способность видеть возможности даже в сложных ситуациях.

Однако, стоит отметить, что оптимизм не является беспрекословным и бессмысленным положительным настроем. Это не значит, что подростки должны игнорировать реальные трудности или проблемы. Оптимизм включает в себя осознание реальности, но также предполагает позитивное отношение и веру в собственные силы при поиске решений.

Формирование и развитие оптимизма являются важным аспектом эмоционального, когнитивного и социального развития подростков. Оптимизм — это позитивное отношение к жизни, уверенность в своих возможностях и ожидание благоприятных результатов. У подростков оптимизм формируется под влиянием различных факторов.

Социальное окружение, такое как семья, друзья, школа и общество, играет важную роль в формировании оптимистического мировоззрения подростков. Поддержка, любовь и внимание со стороны родителей и близких, а также наличие поддержки социальных связей и дружеских отношений могут способствовать развитию оптимистического отношения к миру [5, с. 303].

Укрепление самооценки также важно для формирования оптимизма у подростков. Подростки, уверенные в своих силах и способностях, более склонны к оптимизму. Поэтому важно поощрять подростков в их усилиях, признавать их достижения и помогать развивать их уверенность в себе. Это может быть достигнуто через поддержку участия в различных активностях, хобби, спорте или творчестве.

Постановка и достижение целей также играют важную роль в формировании оптимизма у подростков. Успешное достижение целей и выполнение задач способствует развитию оптимистического мышления, основанного на вере в свои возможности и ожидании положительных результатов [6, с. 99]. Важно поощрять подростков ставить реалистичные цели и помогать им развивать навыки планирования и поиск путей достижения этих целей.

Развитие резилиентности также важно для формирования оптимизма у подростков. Резилиентность — это способность справляться с трудностями и стрессом. Подростки, умеющие справляться с трудностями и восстанавливаться после неудач, развивают оптимистическое мышление, так как они верят в свою способность противостоять неудачам и выйти из них победителем. Для развития резилиентности у подростков важно учить их различным стратегиям преодоления трудностей, таким как планирование, постановка реалистичных ожиданий, развитие социальных навыков и эмоциональной регуляции.

Психологическое благополучие также играет важную роль в формировании оптимизма у подростков. Подростки, имеющие позитивное эмоциональное состояние и высокий уровень саморегуляции, более склонны к оптимистическому мышлению. Поэтому важно уделять внимание развитию психологического благополучия подростков, помогать им развивать навыки эмоциональной регуляции, позитивного мышления и релаксации.

Образовательная среда также может способствовать формированию оптимизма у подростков. Поддержка со стороны учителей, создание положительного и вдохновляющего учебного окружения, поощрение творческого мышления и самостоятельности, а также предоставление возможностей для развития талантов и интересов подростков может способствовать их оптимистическому отношению к учебному процессу и будущему.

Важно отметить, что формирование оптимизма у подростков является долгосрочным и сложным процессом, требующим поддержки и внимания со стороны взрослых, включая родителей, учителей, психологов и других профессионалов [7, с. 77]. Однако, развитие оптимизма у подростков имеет множество преимуществ, таких как повышение мотивации, улучшение самооценки, снижение стресса, улучшение отношений и более успешное адаптирование в жизни.

В заключение мы можем отметить, что формирование и развитие оптимизма у обучающихся подросткового возраста является важным аспектом их психологического развития. Оптимизм способствует позитивному отношению к жизни, укрепляет психологическую резилиентность, способность справляться с трудностями и строить здоровые межличностные отношения. Он также стимулирует учебную мотивацию, творческое мышление и инновационные подходы к решению проблем.

Для формирования оптимизма у подростков рекомендуется создавать поддерживающую и доброжелательную среду, где подростки могут развивать свои сильные стороны, осознавать свои достижения и принимать себя такими, какие они есть. Важно также обучать подростков навыкам позитивного мышления, поощрять позитивные межличностные взаимодействия, поддерживать их учебные усилия и развивать их творческий потенциал.

Помимо этого, родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в жизни подростков, играют ключевую роль в формировании и развитии оптимизма. Они могут быть примером оптимистического мировоззрения, поддерживать и поощрять позитивное мышление у подростков, а также помогать им разрабатывать стратегии совладания с трудностями и развивать уверенность в своих способностях.

В целом, оптимизм является важным фактором в развитии подростков, способствующим их психологическому благополучию и успешной адаптации к жизненным вызовам. Соответствующие подходы к формированию и развитию оптимизма у подростков могут способствовать их полноценному психологическому развитию и успешному достижению личных и учебных целей.

Список литературы
  1. Гапанович-Кайдалова Е.В. Общая психология: предмет, задачи и методы, личность и общение / Е.В. Гапанович-Кайдалова: практическое пособие; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. -Гомель: ГГУ им.Ф. Скорины, 2016. - 44 с.
  2. Гордеева Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова. - Москва: Смысл, 2009. - 154 с.
  3. Селиванова О.А. Теоретический обзор исследований по проблеме резильентности в научной литературе / О.А. Селиванова, Н.В. Быстрова, И.И. Дереча и др. // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - Том 8. -[Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения 09.04.2023).
  4. Пономарева, И. В., Петрова, Ю. И. (2018). Оптимизм подростков: психологические аспекты и возможности развития. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, 24(6), 50-54.
  5. Carver, C. S., Scheier, M. F. (2014). Optimism. In Handbook of Positive Psychology (2nd ed., pp. 303-319). Oxford University Press.
  6. Rosenberg М. Self-Esteem Scale / М. Rosenberg // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. - P. 98-101.
  7. Seligman, M. E. P. (2006). Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage.