Опыт применения в модельном эксперименте виртуальной реальности как средства психокоррекции и психопрофилактики состояний, обусловленных профессиональным стрессом
Журнал Научные высказывания

Опыт применения в модельном эксперименте виртуальной реальности как средства психокоррекции и психопрофилактики состояний, обусловленных профессиональным стрессом

В статье рассматривается метод виртуальной реальности (ВР) как средство психологической поддержки на шести испытуемых в международном эксперименте SIRIUS-23. Сеансы ВР проводились в течение пяти вечеров, результаты оценивались с помощью комптьютеризированного анализа мимики (с помощью ПО FaceReader), вариабельности сердечного ритма по Баевскому Р.М. и анкеты «Психологическая поддержка», разработанной на основе аналогичных анкет, применяемых на борту станций «Салют-6» и «Салют-7». Исследование подтверждает способность ВР нивелировать выраженность спровоцированных стрессом психоэмоциональных реакций.

виртуальная реальность
стрессор
человек-оператор
психологическая поддержка
психокоррекция
психопрофилактика
релаксационная направленность

В ходе профессиональной деятельности на человека оказывают влияние огромное количество стрессоров, которые непосредственно связаны с его трудовой деятельностью и средой, в которой он работает. Непрерывное действие стрессоров способствует эмоциональному выгоранию, повышению раздражительности, что, в свою очередь, может приводить к конфликтам в коллективе, снижению качества жизни и продуктивности деятельности, возрастанию риска получения травм и ошибок на рабочем месте [1, с. 5]. Лица, выполняющие психологически напряженную профессиональную деятельность (операторы, представители особо опасных профессий) и/или люди, находящиеся в неблагоприятной среде обитания (изоляция, скученность, полярная зимовка, карантин и т.п.) ограничены в обеспечении необходимого уровня медико-психологической помощи. Для данных условий обитания характерен ряд психологических проблем: нарушение самочувствия и сна, эмоциональные расстройства, снижение мотивации и работоспособности, конфликты в группе и др. В виду этого данная работа является актуальной, так как расстройства, связанные со стрессом, как правило принято корректировать или профилактировать с помощью традиционных методов психотерапии, фармакотерапии, гипноза и прочее. Однако, требуется внедрение дополнительных эффективных инструментов коррекции и профилактики состояний, обусловленных профессиональным стрессом. Мы уверены, что в данных условиях успешно могут быть применены современные, связанные с компьютерными технологиями, методы психокоррекции, прежде всего – основанные на технологиях виртуальной реальности (ВР).

Стресс представляет собой совокупность физиологических изменений в функционировании нервной и эндокринной систем, а также других внутренних органов, возникающих в ответ на воздействие раздражителей. Это защитная и адаптивная реакция, которая помогает организму мобилизовать все доступные ресурсы для преодоления неблагоприятных условий. Главной задачей психопрофилактики стресса является недопущение перехода стресса в дистресс [2, с. 17]. Специфика оказания психологической коррекции обусловлена интенсивностью комплексного и пролонгированного воздействия ряда специфических стрессоров, многофакторностью генеза, а также индивидуальными личностными особенностями каждого человека и социального окружения. Дефицит внешних (средовых) ресурсов приводит к дефициту внутренних (психологических) ресурсов у человека, что ведет к нарушению психического равновесия, дистрессу и снижению мотивации. В данных условиях значительно затруднена организация психологической поддержки, которая должна направляться на поддержание оптимального психического состояния и работоспособности человека-оператора, предотвращения развития у него нежелательных состояний, таких как дистресс, снижение воли и мотивации, вызванных постоянным воздействием тревоги, страха неизвестного, высокой ответственности и других факторов [3, с. 22]. Необходимо разработать эффективные методы психологической поддержки и психокоррекции, поэтому использование технологий виртуальной реальности может быть одним из инновационных инструментов в этой области.

Целью настоящей работы является исследование влияния виртуальной реальности релаксационной направленности на психоэмоциональное состояние человека-оператора, как представителя опасной профессии (на основе данных, полученных в модельных экспериментах, примером такого взаимодействия стал эксперимент SIRIUS-23). Стрессоры, воспроизводимые в эксперименте: сенсорный и социальный дефицит, операторская и повышенная рабочая нагрузка, монотония, дефицит приватности и скученности. Кроме того, неизбежными в таких условиях являются факторы, связанные с психологией малых групп: сужение круга социальных контактов, рост конфликтной напряжённости, автономизация малой группы.

В ходе исследования использовались следующие методики и методы: FaceReader – аппаратно–программный комплекс, применяемый для оценки психоэмоционального состояния на основе анализа мимики человека [4], вариабельность сердечного ритма (ВСР) по Баевскому Р.М. - метод оценки синусового ритма с использованием современных приемов математического анализа и представлений о физиологических реакциях организма, анкета «Психологическая поддержка», разработанная на основе аналогичных анкет, применённых в своё время для оценки эффективности мероприятий психологической поддержки на борту орбитальных станций второго поколения [5], а в качестве метода психологической поддержки – виртуальная реальность.

Аппаратный комплекс (очки виртуальной реальности) был поставлен в экспериментальный модуль эксперимента SIRIUS-23 для исследования и оценки использования виртуальной реальности, как средства психологической поддержки на шести испытуемых. В нашей работе представлены данные по двум первым курсам психологической поддержки на основе ВР (всего  в ходе эксперимента было проведено 6 курсов с различными виртуальными средами для психологической поддержки).  В ходе двух первых сеансов применялась виртуальная реальность, дополненная суггестией. Виртуальная среда представляла собой природный «сеттинг» для релаксации. Суггестивное внушение было представлено предварительно записанным голосом психолога, озвучивающим формулы внушения (классическая аутогенная тренировка по Шульцу) [6]. Сеанс ВР проводился в течение 5 вечеров после напряженной деятельности.

Перед первым курсом стрессовая ситуация была связана с повышенной рабочей нагрузкой и нарушением режима труда и отдыха: испытуемые разгружали пристыкованный транспортный модуль в течение 3 ночей подряд, кроме того по условиям эксперимента осуществлялась депривация сна.

Во втором курсе психоподдержки на основе технологий ВР стрессовым фактором перед проведением курса выступала симуляция высадки на Луну. В данной деятельности испытуемые выполняли множество двигательных заданий на неровной поверхности с использованием очков виртуальной реальности. Такими заданиями выступали, например, ходьба тандемом, произвольная ходьба, позиционные пробы, обход и перешагивание препятствий, принятие вертикального положения из позы стоя на одном колене и лежа. Деятельность текущих испытаний дополнительно включала задачи управления ровером при обезвешивании рук. В этой деятельности участники эксперимента должны были включить «локатор» и собрать образцы лунного грунта. Совершение работы в данной деятельности усложнялось путем возникающих попутно проблем, например, происходили поломки или заклинивания колеса аппарата, что требовало выполнение тестов на простую зрительно-моторную реакцию, реакцию на движущийся объект и теста с матрицей Равена. Также перемещение в ВР-среде осуществлялось по скользящей поверхности при лунном обезвешивании тела в специальных индивидуально разработанных костюмах и скользящих бахилах [7, с. 12].

После стрессовой нагрузки было проведено в пять вечеров пять сеансов ВР. В ходе каждого психокоррекционного сеанса осуществлялся сбор данных до сеанса виртуальной реальности с использованием аппаратно-программного комплекса FaceReader, вариабельности сердечного ритма по Баевскому Р.М. и анкеты «Психологическая поддержка». После сеанса ВР проводился повторный сбор данных с использованием тех же методик, после чего результаты были проанализированы с использованием методов анализа математической статистики.

По методике FaceReader статистическая значимость изменений признается в трех случаях: эмоции нейтральной компоненты Neutral, счастья – Happy, возбуждения – Arousal. Так, за первый курс применения ВР в качестве психологической поддержки по данным FaceReader, мы можем наблюдать снижение нейтральных эмоций, повышения счастья и возбуждения, что обусловлено эффектом новизны для экипажа. Статистически значимыми изменениями по методике ВСР являются HR (сердечный ритм) и ПАРС (по Баевскому, показатель активности регуляторных систем): HR - можно утверждать, что после проведения сеансов сердечный ритм у испытуемых уменьшается. Это утверждение верно для p = 0.05.  (Снижение возбуждения); ПАРС - после сеансов показатель ПАРС уменьшался. Это утверждение верно для p = 0.05.  (Снижение напряжения). По анкете «Психологическая поддержка» мы можем наблюдать увеличение субъективных оценок общего самочувствия и работоспособности (ОсиР), настроения (Н), качества общения с коллегами (КОсК) и отношения к изоляции (ОкИ), что важно в условиях изоляции и скученности. Переменные уровень сенсорно-двигательных реакций (УСДР), умственная деятельность (УД) и нервно-психическая устойчивость (НПУ) снижаются, что подтверждает цель контента, который является релаксационным и направленным на гармонизацию эмоций, а не на повышение нервно-психического тонуса [8, с. 356-357].

Во втором курсе по методике FaceReader – у испытуемых преобладали нейтральные эмоции и снижалось возбуждение, что подтверждает цель релаксационного контента. По методике ВСР – снижалось возбуждения и повышалась устойчивость к стрессу (увеличение SDNN). По анкете – положительная закономерность подтверждается ростом всех показателей, кроме УД, что подтверждает цель контента, который способствует снятию напряжения и благоприятно влияет на испытуемых в замкнутом пространстве.

Нами было показано, что специально разработанные среды виртуальной реальности, применяемые в качестве психологической поддержки, оказывают благоприятное влияние на обследуемых, которые находятся под воздействием моделируемых психологически неблагоприятных факторов длительного космического полета. После проведения сеансов ВР было установлено улучшение эмоционального состояния, преобладание положительных эмоций, снижение возбуждения и напряжения, что положительно влияет на условия изоляции.

Проведенное исследование позволяет сделать осторожный вывод об эффективности применения виртуальной реальности (в данном случае пассивная среда ВР с суггестивным психологическим воздействием), как средства психокоррекции и психопрофилактики состояний, обусловленных профессиональным стрессом.

Список литературы
  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
  2. Жовнерчук Е.В., Жовнерчук И.Ю., Розанов И.А. Восстановление психоэмоционального и функционального состояния человека с помощью виртуальной реальности. Методические рекомендации. Москва: ГНЦ РФ – ИМБП РАН, 2022. С. 17-23.
  3. Rozanov I.A., Ryumin O., Karpova O., Shved D., Savinkina A., Kuznetsova P., Diaz Rey N., Shishenina K., Gushin V. Applications of methods of psychological support developed for astronauts for use in medical settings // Front. Physiol., 14 september 2022. 13:926597
  4. Барашко Е. Н., Мазуренко С. О., Шадрин А. А. Современные решения идентификации человека. Распознавание лиц // The Scientific Heritage. 2019. №42-1 (42). C. 40-43
  5. Козеренко О.П. Система психологической поддержки экипажей в длительных космических полётах // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2013. Т. 47. № 4. С. 73-75
  6. Жовнерчук И.Ю., Жовнерчук Е.В., Розанов И.А., Павлова Е.П., Ратникова В.Ю. Новые подходы к психокоррекции профессионального стресса: виртуальная реальность, дополненная суггестией // Психическое здоровье. 2024. № 19(11). С. 20-26.
  7. Гущин В.И, Р.Х. Абдюханов, Е.С. Томиловская, А.И. Нетреба, А.А. Савеко, А.В. Малочка, Д.М. Швед, И.А. Розанов Метод моделирования операций внекорабельной деятельности на поверхности луны с учётом воздействия гипогравитации// Космическая техника и технологии. 2023. № 2 (41). С. 5-23
  8. Шишенина К.С., Розанов И.А. Новые технологии психологической поддержки в наземном эксперименте – симуляции длительного космического полёта // Сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающихся отечественных учёных и конструкторов, космонавтов, создателей и испытателей космической техники. Москва, 2024. С. 354-358
международный научный журнал

Научные высказывания #76

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 29 апреля по 15 мая
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
29 мая