Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте
Журнал Научные высказывания

Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте

В данной статье раскрывается влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте. Материалами исследования является контент-анализ по результатам следующего исследования: тест агрессивности(опросник Л.Г. Почебут), опросник агрессивности Басса-Дарки, клиническая беседа. Учитывается актуальная статистика проявления агрессивности у подростков. На основании представленных материалов делается вывод, что когнитивные процессы имеют непосредственное влияние на проявление агрессивности  в подростковом возрасте.

подростки
агрессивность
когнитивные процессы

Проявление агрессивности и агрессии в обществе человека - одна из самых важных социальных задач.  Нередко причинами агрессивных конфликтов в человеческих обществах считаются факторы социальной и общественно-политической жизни. Однако индивидуальные особенности человека играют важную роль и в некоторых случаях приводят к сложной психологической борьбе, а иногда даже к физическим конфликтам.

Проблемы агрессивного поведения и агрессии актуальны в науке, и рассматриваются по философским, педагогическим и психологическим вопросам. Современная психология имеет проблемы, связанные с определением агрессии, поскольку эти термин говорит о широком спектре деятельности. До начала 19 века любое агрессивное действие, будь то доброжелательное или враждебное, считалось оскорбительным. Позднее значение слова изменилось и сузилось/

Цел исследования: изучить влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в подростковом возрасте.

В сегодняшней литературе понятие «агрессия» имеет много определений, однако почти каждый автор пришел к выводу о том, что агрессия является склонностью к психическому и физиологическому вреду иному человеку. Анализируя психологическую литературу, можно выяснить, что есть множество признаков агрессии, однако ни одна из них не может быть исчерпывающей и общепринятой.

Прежде всего, под агрессивностью осмысливается напряжённая деятельность, желание самоутверждения. Таким образом, Л. Бендер рассматривает агрессию как стремление приближаться или уйти от объекта, а Ф. Аллан рассматривает ее как внутреннюю силу без объяснения своего источника, что позволяет человеку бороться с внешней силой. Понятие агрессивности на характерные формы поведения, а агрессия как психологическое явление личности разделяют многие авторы. Агрессия считается процессом, имеющим определенную функцию и объединение, агрессия считается характерной структурой,      вступающей в сложнейшую структуру психологического показателя человека.

Под агрессией рассматривается враждебная, агрессивная, деструктивная деятельность, т.е. деятельность, которая причиняет вред другому лицу. К примеру, Х. Делгадо считает, что «агрессия человека – это поведенческое реагирование, обладающее проявлением сил, направленного на ущерб или уничтожение личности и общества». 

Многие из исследователей стремятся определить агрессию на основе изучения явлений объективного наблюдения и измерения, в основном поведенческого поведения. Например, А. Басс считает агрессию «ответной реакцией» в результате того, что другие органы получают болевой раздражитель, а Уилсон считает агрессию «физической реакцией» в результате того, что такое поведение уменьшает свободу или генетическое устройство иного человека.

Проанализируем основные взгляды на проблему проявления агрессии и агрессивного поведения в работах отечественных ученных. Особого внимания заслуживают идеи и теории таких отечественных исследователей, как Л. С. Выготского, А. Г. Долговой, А. И. Захарова,  Н. Д. Левитова, В. С. Мухиной, Р. С. Немова и других.

Великое множество современных исследований выделяют понятия «агрессия» и «агрессивность». Догма современной научной педагогики и психологии заключается в положении о том, что агрессия без агрессивности может существовать, но проявление агрессивности в агрессивных действиях является неизбежным явлением.

На основе теоретического анализа различных теорий и подходов отечественных ученых можно отметить основные закономерности в определении понятий «агрессия», «агрессивность» и выявить общие положения.

  • В отечественной науке имеет место тенденция к выделению понятий «агрессия» и «агрессивность» и их конкретному разграничению.
  • Различные отечественные авторы понимают агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в социуме. Такое поведение наносит ущерб одушевленным и неодушевленным объектам агрессии и причиняет физический вред людям или вызывает у них состояние подавленности, страха, отрицательное переживание или другое явление психического дискомфорта.
  • Яркая выраженность агрессии. Это проявляется в открытой или скрытой недоброжелательности, враждебности, драчливости. Агрессия проявляется в различной форме грубости. К таким можно отнести острое, нередко аффективное переживание гнева, импульсивную активность, злость, желание выплеснуть свои негативные эмоции на окружающих.
  • Агрессивные действия проявляются как: средства достижения какой-нибудь значимой цели; способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; способ удовлетворения потребности в самοреализации и самоутверждении.
  • Агрессивность, с точки зрения личностной черты или свойства, обладает различной степенью выраженности. Она может полностью отсутствовать или иметь предельный уровень развития. Каждый человек имеет свою степень агрессивности.

Однако не все исследователи сходятся во мнении на счёт негативной оценки и значимости агрессивности для человека. Некоторые учёные, в том числе Т. Г. Румянцева, акцентируют внимание на том, что агрессивность является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека. Они рассматривают агрессию как существенную динамическую характеристику активности и адаптивности человека. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, комфортности и т. д. Но и слишком высокий уровень развитие и проявление агрессивности может привести к критическим и неодобряемым формам поведения.

Таким образом, анализ источников информации свидетельствует о том, что в настоящее время отечественными и зарубежными ученными представлена большая вариативность дефиниций агрессии, агрессивного поведения и агрессивности, однако определения, которое можно было бы считать единым и общепринятым не существует. Представители науки, работавшие над вопросами проявления агрессии в младшем школьном возрасте и агрессивности в целом, предложили значительное количество концепций, теорий и классификаций. Некоторые из них сходятся в своих ключевых моментах, но имеются и те, которые противоречат друг другу. Исходя из изученной научной литературы, мы склонны брать за основу следующее определение агрессивности. Это поведение, нацелено на нанесение вреда объектам, которыми могут являться живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение может выступать формой реакции на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрацию. Помимо этого, оно может служить как средство достижения какой-либо важной цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

С целью выявления агрессивного поведения подросткового возраста было проведено диагностическое исследование подростков в возрасте 13-14 лет.

Всего в исследовании приняли участие 20 человек:   9   мальчиков   и   11   девочек.Испытуемые были заранее подобраны на базе общеобразовательного учреждения среди учеников 7-х классов по результатам методики Л.Г.Почебут, а также по результатам клинической беседы.  Исходное исследование было направлено на получение сведений об учащихся в контексте проблемы агрессии, оно дает представление об их реальном состоянии развития, степени проявлений агрессии и компонентах его структур.

Таблица 1 – Результаты исследования подростков по методике Л.Г. Почебут

Имя подростка

Общий уровень агрессивности

Повышенный уровень по шкале

1.

МБ.

норма

Вербальная   агрессия, Самоагрессия.

2.

БВ.

норма

Предметная   агрессия, Физическая   агрессия  

3.

ЛГ.

норма

Вербальная   агрессия

4.

ЕГ.

норма

Вербальная   агрессия, Самоагрессия

5.

МВ.

норма

Вербальная   агрессия

6.

АК.

норма

Предметная   агрессия, Физическая   агрессия  

7.

ГК.

завышен

Физическая   агрессия, Эмоциональная агрессия

8.

РК.

норма

Предметная   агрессия, Физическая   агрессия

9.

МК.

норма

Предметная   агрессия, Физическая   агрессия

10.

ТЛ.

норма

Вербальная   агрессия

11.

ВЛ.

норма

Вербальная   агрессия

12.

ММ.

норма

Вербальная   агрессия

13

ЕН.

норма

Вербальная   агрессия  

14

НН.

норма

Предметная   агрессия, Физическая   агрессия

15.

АП.

норма

Предметная   агрессия, Физическая   агрессия

16.

ОП.

норма

Физическая   агрессия

17.

ДР.

норма

Вербальная   агрессия

18.

ЮТ.

завышен

Вербальная   агрессия, Эмоциональная агрессия

19.

АТ.

норма

Физическая   агрессия

20.

АЯ.

завышен

Вербальная   агрессия, Предметная   агрессия, Эмоциональная агрессия

 

По результатам тестирования выявлено, что 3 (15%) подростков имеют завышенный уровень общей агрессии. Для остальных 17 (85%) подростков был нормальный уровень агрессии.  По отдельной шкале у 20 (100%) подростков выявлен завышенный уровень. В некоторых случаях оценки были завышены по нескольким шкалам.

Завышенная   шкала   вербальной   агрессии   –   11   подростков   (55%) 

Завышенная шкала предметной агрессии – 7 подростков (35%)

Завышенная шкала физической агрессии – 9 подростков (45%) –

Завышенная  шкала   эмоциональной   агрессии   –   3   подростков   (15%)   –

Завышенная шкала самоагрессии – 2 подростков (10%)

 

На основании проведенного исследования и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что когнитивные процессы играют немаловажную роль в проявлениях агрессии у подростков.

Список литературы
  1.  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. – 279 с.
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2014. – 244 с.
  3. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург 2003.– 257 c.
  4.  Кутергин   Н.Б.   Проблема   юношеской   агрессивности   /   Н.Б.   Кутергин   // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №7. – С.293.
  5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Ленинград: «Медицина», 1983. – 256 с.