ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТ
Журнал Научные высказывания

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТ

В статье представлены возрастные особенности организма детей 12-14 лет. Возрастные физические, психические, анатомо-физические и другие особенности. Рекомендации для родителей и педагогов.

психология
Возрастные особенности
физиология
анатомия
средний школьный возраст

Основная особенность подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время.

Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка. Установлено, что к 12-летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга [1]. 

Развивается процесс внутреннего торможения. Усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.).

Период с 12 до 14 лет является важным этапом в жизни ребёнка. В это время происходит активное развитие всех систем организма, а также формирование личности и социальных навыков.

Физические особенности:

Происходит интенсивный рост и развитие организма. У девочек этот процесс начинается раньше, чем у мальчиков.

Костная система продолжает укрепляться, но кости ещё остаются достаточно хрупкими.

Мышечная система развивается, но мышцы ещё недостаточно сильны.

Дети становятся более выносливыми и могут выполнять более сложные физические упражнения.

Продолжается развитие мелкой моторики, что позволяет детям лучше контролировать свои движения.

Психические особенности:

Ребёнок становится более самостоятельным и независимым от родителей. Он начинает осознавать свою индивидуальность и стремиться к самовыражению.

Формируется логическое мышление и способность к анализу. Ребёнок начинает понимать причинно-следственные связи и может делать выводы на основе наблюдений.

Развивается воображение и фантазия. Ребёнок может придумывать новые игры и истории.

Появляется интерес к учёбе и познанию нового. Ребёнок готов к обучению в старших классах школы.

Анатомо-физиологические особенности:

Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце становится больше и сильнее, что позволяет ребёнку выдерживать более интенсивные нагрузки.

Дыхательная система также развивается. Объём лёгких увеличивается, что способствует улучшению газообмена.

Пищеварительная система продолжает развиваться. Желудок и кишечник становятся больше, что позволяет организму усваивать больше питательных веществ [4].

У подростков 11 – 14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11 – 12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13 – 15 годам – 117/ 73 мм рт. ст. [7].

Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.

Таким образом, в возрасте 12-14 лет организм подростков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

Рекомендации для родителей и педагогов:

Обеспечьте ребёнку полноценное питание, богатое витаминами и минералами. Это поможет ему расти и развиваться правильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня. Это позволит ему быть более организованным и дисциплинированным.

Поддерживайте интерес ребёнка к учёбе. Помогайте ему осваивать новые знания и навыки [4].

Поощряйте самостоятельность ребёнка. Позволяйте ему принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Создавайте условия для развития творческих способностей ребёнка. Предоставляйте ему возможность заниматься рисованием, лепкой, музыкой и другими видами творчества.

Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребёнка. Поддерживайте его в трудные моменты и помогайте справляться со стрессом.

Не перегружайте ребёнка дополнительными занятиями. Дайте ему время на отдых и восстановление сил.

Список литературы
  1. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002. – 134 с.
  2. Иваницкий,  М.Ф.,  Никитюка,  Б.А.,  Гладышев,  А.А., Судзиловский  Ф.В.  Анатомия  человека:  Учебник  [Текст]/М.Ф.  Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. -  М.: Тера-Спорт, 2003. – 624 с.
  3. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа. /Пер. Исаковой О., Глущенко М., 2007. №1. – 13-14 с.
  4. Исраэлян, Л. Г. Анатомо-физиологические даты детского возраста / Л.Г. Исраэлян. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2016.  – 210 c.
  5. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- 11-е изд., испр. и доп.- СПб.: Гиппократ, 2001. - 46 с.
  6. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Учебник / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: Academia, 2013. - 384 c.
  7. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. - Обруч, 2006. - 109 с.