Эмоциональный интеллект и эмоциональное выгорание как психологическая проблема у сотрудников в условиях детского реабилитационного центра
Журнал Научные высказывания

Эмоциональный интеллект и эмоциональное выгорание как психологическая проблема у сотрудников в условиях детского реабилитационного центра

Статья посвящена исследованию эмоционального интеллекта как ресурсной части личности в профилактике синдрома эмоционального выгорания, содержит теоретический анализ проблемы эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания.

эмоциональный интеллект
эмоциональное выгорание
профессиональная деятельность
ресурс
эмоции
чувства
взаимоотношения

Деятельность сотрудников реабилитационного центра предполагает интенсивную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и их родителями, что влечет за собой повышенную нагрузку на эмоционально-волевые структуры и когнитивные функции, также, в работе сотрудников отмечается многозадачность или многократность ряда повторений, которые не всегда несут результативность в отношении ожидаемых результатов, что в свою очередь имеет нервно-психическое воздействие и способствует развитию синдрома эмоционального выгорания.

Согласно данным Федерального статистического наблюдения (Росстат), на 2023 год в стране зафиксировано 3,2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь составляет 10% от общего количества детей в стране. Данные статистики подтверждают рост численности с детьми ОВЗ, т.к. с периода 2010 по 2020 год количество таких детей выросло с 700 тысяч до 1,2 млн. Дети с ограниченными возможностями требуют особого ухода и внимания как со стороны персонала реабилитационного центра, так и со стороны родителей, и учебных учреждений, что предполагает непрерывный контроль и коррекцию знаний, поведения, навыков и функций. Также, завышенные требования и ожидания родителей, не желающих признавать у своего ребенка наличие каких-либо патологий, предполагают увеличение нервно-психического напряжения сотрудников, на которых возлагается просветительская работа с родителями.

Для того, чтобы человек мог безопасно для себя и окружающих, своевременно и продуктивно мог взаимодействовать в социуме, у него в распоряжении должны находиться ресурсы личности, которые могут поддержать и обеспечить основные потребности социальной активности.

Дж. Д. Мейер, П. Сэловей и Д.Р. Карузо утверждали, что эмоциональный интеллект может рассматриваться как важнейший личностный ресурс, развитие которого, с одной стороны, способствует оптимальному функционированию человека, установлению конструктивных и взаимно продуктивных межличностных отношений, а, с другой, снижает риск возникновения различных форм личностной деструкции и социальной дезадаптации. [1, p.244]

Исследование эмоционального интеллекта играет большую роль в изучении влияния того или иного фактора, определяющего психическое благополучие человека. Эмоции позволяют субъекту регулировать межличностные взаимоотношения, понимать и принимать свои намерения и желания окружающих, а также разобраться в собственных мотивах и целях. [2, с.263]

Исследование такой психологической структуры как эмоциональное выгорание велось на протяжении многих десятилетий как отечественными, так и зарубежными учеными. Пристальное внимание к этой проблеме начало проявляться в тот момент, когда психологи заметили дезориентацию личности, формирующуюся у специалистов, которые находятся под эмоциональным давлением внешней и внутренней среды. Такая дезориентация приводит к профессиональной деструкции, включающей в себя дезадаптацию специалиста и его деформацию в профессиональной сфере. [3, с.53]

В отечественной литературе Б. Г. Ананьев описал тот синдром как «эмоциональное сгорание». Эту же идею о формировании синдрома эмоционального выгорания в случаях тесного контакта с людьми, при работе в социальной сфере поддержала К. Маслач и совместно с С. Джексоном представила трех симптомный комплекс выгорания, в котором описаны физические, поведенческие и психологические. Такие состояния нарастают постепенно и начало их проявлений выражается в раздражительности, тревоге и усталости, несоразмерной затраченным усилиям, что приводит к деструктивному общению с коллегами, пациентами, клиентами и учениками. [4, с.13]

П. Анохин (1964) утверждал, что эмоции являются связующим звеном всех функций и систем организма, объединяя их и способствуя проявлению одномоментной реакции. При формировании результата какой-либо деятельности в акцепторе результата действия происходит сравнение имеющихся итогов с ожидаемыми и при условии их несовпадения возникают отрицательные эмоции, которые мотивируют на поиск другого, изначально запрограммированного, решения.

Не пол, стаж, и возраст имеют особое влияние, а две основополагающие структуры, такие как особенности профессиональной деятельности (неудовлетворенность, ненормированность графика, негативные взаимоотношения в рабочем коллективе, тяжелый контингент) и особенности структуры личности (высокая эмоциональная восприимчивость, низкая самооценка, неспособность просить помощи и справляться со стрессовыми воздействиями). Все это в своей совокупности не позволяет поддерживать тот уровень благополучия, к которому стремится психологически здоровая личность, а вызывает синдром, поглощающий и истощающий эмоциональную и физиологическую организацию человека.

Следствием продолжительного влияния таких симптомов является деформация личности, искажение психического восприятия и воспроизведения, поражение отдельных органов или систем, снижение общего эмоционального фона, самооценки и одиночество. [5, с. 27]

Эмоциональное выгорание результат особого влияния профессиональной деятельности, которая несет в себе негативные факторы, на структуру личности, имеющую в своей основе высокую восприимчивость и низкую сопротивляемость. Результатом такого взаимовлияния будет личностная дезадаптация специалиста, затрагивающая все сферы жизнедеятельности и межличностного общения, и его профессиональная деструкция, оказывающая воздействие на коллег, клиентов, учеников и пациентов. Период исследования этой проблематики очень долог и в него внесли вклад как отечественные, так и зарубежные исследователи, что позволило классифицировать стадии и определить механизм возникновения данного синдрома.

Список литературы
  1. Mayer, J.D. Emotional intelligence: popular or scientific psychology./ J.D. Mayer. – N.Y. Emotion, 2005. – 259p.
  2. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
  3. Косоногов, В. В., Мартинес-Сельва Х. М., Санчес-Наварро Х. П. Обзор современных методов измерения физиологических признаков знака и силы эмоциональных состояний/Х. П. Санчес- Наварро, Х. М. Мартинес- Сельва, В. В. Косоногов. // Теоретическая и Экспериментальная Психология. — 2017.  Т. 10, № 3.  78с.
  4. Исаева, Е.Р., Гуреева И.Л. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников. /И. Л. Гуреева, Е. Р. Исаева. // Научнотеоретический журнал «Ученые записки». – 2010.- №6. – 30 с.
  5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Издательский дом «Филинъ», 1996. – 154 с.

 

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября