Нейропсихологический подход к изучению дисграфии у детей младшего школьного возраста
Журнал Научные высказывания

Нейропсихологический подход к изучению дисграфии у детей младшего школьного возраста

В статье представлена проблема дисграфии у детей младшего школьного возраста с позиций нейропсихологического подхода. Проведено исследование с целью выявления взаимосвязи специфических ошибок на письме со слабостью трех функциональных блоков. Эмпирически доказана связь дисграфии у детей младшего школьного возраста с расстройством отдельных компонентов психических функций.

младший школьный возраст
нейропсихология
дисграфия
функциональные блоки мозга
праксис

Проблема дисграфии является одной из самых распространенных у младших школьников. Она всегда привлекала внимание исследователей.

Анализ предпосылок дисграфии показал, что важная роль в проявлении дисграфии принадлежит нейропсихологическим факторам, которые выражаются по мнению Т.В.  Ахутиной в следующем: [1,4]

  • в несформированности приема, переработки и хранения информации по левополушарному типу;
  • в трудностях переработки зрительно-пространственной информации;
  • в нарушении слухового восприятия;
  • в нарушениях слухоречевой и зрительной памяти.

Целью нашего исследования является выявление связи специфических ошибок на письме со слабостью трех функциональных блоков.

В нейропсихологической оценке расстройств отдельных компонентов психических функций и функциональных дефицитов мозговых зон приоритетным для нас стала методика нейропсихологической диагностики Т. В. Ахутиной и О. Б. Иншаковой [2].

Исследование проводилось в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе г. Сочи, с января 2022 г. по апрель 2022 г. В нашем исследовании участвовало 14 младших школьников 3-го класса.

В ходе проведения диагностики блока программирования и контроля среди 14 испытуемых в пробе на динамический праксис пятеро из четырнадцати испытуемых находятся на высоком уровне, что составляет 36% младших школьников.

Всего двое испытуемых оказались на уровне выше среднего в пробе на динамический праксис (14%).

Столько же испытуемых находятся на среднем (14%) и ниже среднего уровнях (14%).

На низком уровне развития динамического праксиса находятся трое испытуемых (22%). Все эти пробы могут быть свидетельством слабости функций III блока мозга.

Для определения уровня сформированности блока приема, переработки и хранения информации были предложены пробы и получены следующие результаты:

В задании на понимание слов сходных по звучанию трое из четырнадцати испытуемых обладают высоким уровнем развития слухоречевой памяти (21,43%).

Столько же испытуемых оказались на уровне выше среднего, что также составляет 21,43%.

Один испытуемый обладает средним уровнем развития слухоречевой памяти (7,14%).

Трое из четырнадцати испытуемых на уровне ниже среднего (21,43%).

Четверо из четырнадцати испытуемых на низком уровне (28,57%).

Следует также отметить, синдром слабости левополушарных функций II блока мозга может быть свидетельством акустико-кинестетической (фонологической) дисграфии.

Слабость правополушарных функций мозга может говорить нам о зрительно-пространственной дисграфии [3].

После диагностики испытуемые были разделены на две группы: испытуемые с высокими показателями сформированности блока программирования и контроля и блока приема, переработки и хранения информации и испытуемые с низкими показателями второго и третьего блоков. В группе с низкими показателями сформированности функциональных блоков мозга оказались испытуемые, которые набрали средний, ниже среднего и низкий баллы по всем пробам.

Для интерпретации полученных данных и формулирования определённого вывода по полученным результатам методики, был рассчитан средний арифметический балл по сумме набранных баллов по каждой пробе.

Представим сравнительный анализ результатов сформированности блоков программирования и контроля, а также блока приема, переработки и хранения информации двух групп испытуемых в таблице 1. (см. табл. 1)

Таблица 1

Средние арифметические показатели сформированности функциональных блоков мозга в двух группах

(в баллах)

Задания

Группа с высокими показателями

Группа с низкими показателями

Динамический праксис

0,29

3,14

Реципрокная координация

0,43

3,57

Графическая проба

0,29

3,57

Ассоциативные ряды

0,86

3,71

Понимание слов, сходных по звучанию, сходных по значению

0,71

3,57

Слухоречевая память

1

3,57

Наложенные рисунки

0,43

2,29

Перечеркнутые рисунки

0,43

2,43

Рисунок трехмерного объекта

0,43

2,86

Зрительно-пространственная память

0,57

2,86

После диагностики сформированности трех функциональных блоков мозга мы провели нейропсихологическое обследование письма двух групп. Детям был предложен текст для диктанта (Кот).

Уровень сформированности письма оценивался по шкале от нуля до трех баллов. Дополнительный балл (+1) за дисграфические ошибки.

На высоком уровне развития письма 21,43% находятся испытуемых.

28,57% на среднем уровне и 50% испытуемых на низком уровне развития навыков письма.

Представим сравнительный анализ результатов сформированности навыков письма и чтения двух групп испытуемых в таблице 2 (см. табл. 2)

Таблица 2

Средние арифметические показатели сформированности навыков письма в двух группах с высокими и низкими показателями сформированности функциональных блоков мозга

(в баллах)

Ошибки при письме

Группа с высокими показателями

Группа с низкими показателями

Письмо

Орфографические ошибки

0,86

2,86

Замены и смешения букв обусловленных акустико-артикуляционным сходством

0

1

Оптические ошибки

0

1

Моторные ошибки

0

0,86

Зрительно-моторные ошибки

0

0,86

Зрительно- пространственные ошибки

0

0,86

Ошибки звукового анализа и синтеза

0

1

Гипо/гипертонус

0

1

Макро/микрография

0

0,57

На основании полученных результатов из таблицы 2, можно сделать вывод, что у группы детей с низкими показателями сформированности функциональных блоков мозга наблюдаются множественные специфические ошибки на письме в виде замен и смешений букв обусловленных акустико-артикуляционным сходством: парные звонкие и глухие согласные (КОД вместо КОТ, ШИЛ вместо ЖИЛ, СВАЛИ вместо ЗВАЛИ и тд.), лабиализованные гласные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов;

оптических ошибок: замены сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов;

моторных ошибок: трудности удержания строки, изолированное написание букв в слове, отсутствие пропуска между словами и тд.;

зрительно-моторных ошибок: смешение графического начертания букв;

зрительно-пространственных ошибок: трудности ориентировки на листе бумаги;

 –ошибок звукового анализа и синтеза: искажение структуры слова;

гипо/гипертонус: сильный/слабый нажим на письме;

макро/микрография: непропорциональное соотношение размеров и форм букв.

Данное исследование позволяет утверждать о связи дисграфии у детей младшего школьного возраста с расстройством отдельных компонентов психических функций.

 

Список литературы
  1. Ахутина Т.В. и др. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2008. – №. 3
  2.  Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова; Изд. В. Секачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: 2008. – 128с.
  3. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6–8 лет // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 2006. № 2. – С. 51-58.
  4. Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет. – М.: В. Секачев, 2016. – 280 с.
  5.  Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2006. С. 7-20.