Гендерные особенности проявления психических состояний в подростковом возрасте
Журнал Научные высказывания

Гендерные особенности проявления психических состояний в подростковом возрасте

Данная статья посвящена исследованию гендерных особенностей проявления психических состояний в подростковом возрасте. Как известно, данный период является критическим этапом в развитии личности, когда происходят значительные изменения в эмоциональной и когнитивной сферах. Исследование фокусируется на различиях в проявлениях таких психических состояний, как тревожность, агрессия, фрустрация и ригидность у юношей и девушек. Изучение гендерных особенностей развития анализирует влияние биологических, социальных и культурных факторов на психоэмоциональное развитие подростков, а также выявляет особенности гендерной социализации и их влияние на эмоциональное восприятие себя как личности.

фрустрация
агрессия
психические состояния
гендерные различия
ригидность
эмоциональное развитие
психоэмоциональные процессы
гендерная социализация
тревожность
подростковый возраст

Подростковый возраст — это период интенсивных физических, эмоциональных и когнитивных изменений, который оказывает значительное влияние на психическое состояние индивида. В это время формируются основы личности, происходят изменения в восприятии себя, окружающих и мира в целом. Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие психических состояний подростков, являются гендерные различия, которые могут проявляться в различных аспектах психоэмоциональной сферы [1, c.59-61].

Исследования гендерных особенностей в психологии часто фокусируются на том, как биологические и социальные факторы влияют на психические процессы и поведение мужчин и женщин [6]. Для подростков характерно усиление этих различий, поскольку в таком возрасте происходит активная социализация, формируются гендерные роли, которые могут сказываться на способах выражения эмоций и преодоления стресса [7].

В последние десятилетия увеличился интерес к вопросам психического здоровья подростков, особенно в контексте роста психоэмоциональных расстройств, таких как тревожные и депрессивные состояния. При этом важно учитывать, что проявления этих расстройств могут варьироваться в зависимости от пола, что обусловливает необходимость детального исследования гендерных особенностей [3, c.122-126].

Изучение гендерных аспектов психических состояний подростков имеет значительное практическое значение для разработки эффективных методов психотерапевтической помощи и профилактики. Понимание различий в эмоциональных и поведенческих реакциях у подростков разного пола позволит более точно и эффективно подходить к решению проблем психического здоровья в данной возрастной группе [5, c.99-101].

Актуальность исследования заключается в необходимости более глубокого понимания того, как гендер влияет на психические состояния подростков, такие как тревожность, агрессивность, ригидность, фрустрация и другие. Эти состояния могут проявляться по-разному среди девушек и юношей, что связано как с биологическими различиями (например, гормональные изменения), так и с социальными ожиданиями и стереотипами, которые влияют на эмоциональное восприятие и способы реагирования подростков [8].

В связи с этим, целью исследования выступило выявление гендерных особенностей проявления психических состояний у подростков.

Задачами данного исследования является проведение теоретико-методологического анализа литературы по проблеме исследования, эмпирического исследования особенностей проявления психических состояний в группе девушек и юношей, а также сравнительного анализа особенностей проявления психических состояний юношей и девушек.

В ходе исследования применены теоретические методы для изучения и анализа литературы по проблеме исследования, эмпирические методы в формате индивидуального опросника для оценки психических состояний, таких как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, а также графические методы в формате построения диаграмм и графиков для наглядного сравнения полученных результатов исследования.

В качестве основной методики исследования была выбрана «Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка», которая представляет собой личностный опросник, имеющий достаточно высокий коэффициент валидности и надёжности, в связи с чем пользуется активным применением в практической психодиагностике.

По полученным данным исследования, нами был представлен сравнительный анализ средних показателей среди девушек и юношей по следующим психическим состояниям: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнительный анализ средних показателей психических состояний юношей и девушек

По результатам графика, можно сделать вывод, что среди девушек преобладают такие психические состояния, как тревожность и фрустрация, а среди юношей – агрессивность и ригидность.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в результате частичного или полного неудовлетворения желаний и потребностей [5, c.70-71]. Данное состояние зачастую является результатом проявления множества отрицательных психических состояний личности, в том числе тревожности.  У девушек, как правило, может быть более высокая восприимчивость к социальным и эмоциональным стрессорам, что может привести к негативным психическим состояниям. Фрустрация может возникать в результате несовпадения реальных и желаемых достижений, что также часто проявляется в подростковом возрасте [9].

Как уже было отмечено, преобладающими показателями у юношей выступают агрессивность и ригидность. Юноши могут проявлять агрессию как способ защиты или самовыражения, особенно в условиях давления или конкуренции. Ригидность, или склонность к фиксированным способам мышления и поведения, может быть связана с потребностью в стабильности и четкости, что также может быть характерно для юношеского возраста.

Таким образом, практическая значимость исследования заключается в возможности использования   полученных результатов исследования в клинической работе в социальной сфере с подростками и взрослыми клиентами для оценки актуального психического состояния и решения ряда профессиональных задач: [4, c.188-193]

  • Разработка эффективных методов диагностики и лечения

Понимание гендерных различий в проявлении психических состояний помогает психотерапевтам, психологам и врачам более точно диагностировать расстройства и выбирать подходящие методы лечения. Например, у девочек может быть более выражена тревожность и депрессия, в то время как у мальчиков — агрессия и импульсивность. Осознание этих различий позволяет корректировать подход к терапии, учитывая особенности поведения и эмоциональных реакций, которые могут быть более характерны для одного пола.

  • Превенция психических расстройств

Проблемы, такие как депрессия, тревожность и агрессия, могут привести к серьезным последствиям, включая суицидальные мысли и поведение. Знание того, как эти состояния проявляются у мальчиков и девочек, помогает своевременно выявить риски и предоставить необходимую помощь на ранних стадиях. Например, девочки могут скрывать свои чувства за внешним поведением, а мальчики — проявлять их в агрессивных формах, что влияет на стратегию вмешательства.

  • Социальная адаптация подростков

Гендерные различия влияют на то, как подростки воспринимают себя и как их воспринимают окружающие. Понимание этих особенностей важно для того, чтобы создавать поддерживающие среды, которые учитывают потребности каждого пола в разных аспектах развития — от обучения и социализации до эмоциональной поддержки. Например, подростки, страдающие от социальной тревожности, могут лучше адаптироваться, если получат помощь в более комфортной, менее жесткой и более персонализированной форме.

  • Снижение стигматизации и улучшение самооценки

Социальные стереотипы часто приводят к недооценке психических проблем, особенно у мальчиков, которые могут чувствовать давление в плане маскулинности и избегать обращения за помощью из-за страха быть воспринятыми как "слабыми". Изучение гендерных особенностей помогает разрушить стереотипы и повысить осведомленность о том, что психическое здоровье важно для всех подростков, вне зависимости от пола. Это способствует снижению стигматизации и увеличению готовности обращаться за помощью.

  • Понимание формирования идентичности

Психологическое и эмоциональное развитие подростков тесно связано с формированием их идентичности, включая гендерную. Разное восприятие и выражение эмоций и поведения мальчиками и девочками может влиять на то, как они строят свою личную идентичность. Изучение этих аспектов помогает понять, какие именно социальные и психологические факторы оказывают влияние на формирование зрелой личности, а также как они могут повлиять на адаптацию в будущем.

  • Обогащение научных знаний

Изучение гендерных особенностей психических процессов у подростков способствует более глубокому пониманию самого механизма психического развития, а также выявлению специфических факторов риска для различных полов. Это знание может быть полезно не только для практиков, но и для ученых, которые работают над созданием новых теорий и моделей психического здоровья подростков.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что изучение гендерных особенностей психических состояний в подростковом возрасте крайне необходимо. Это знание помогает создавать более эффективные стратегии поддержки, профилактики и коррекции психоэмоциональных проблем, что в конечном итоге способствует улучшению психического здоровья подростков и их успешной социализации.

Список литературы
  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 672 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для высш. учеб. завед. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
  5. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / Под общ. ред. О.И. Ключко; Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 2005. - 156 с.
  6. Гурьев М.Е. Типологические характеристики проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста с гендерными особенностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - №39- 2. - С. 164-175.
  7. Девятова И.Е. Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте // Система ценностей современного общества, 2008, №4-1, С. 146-152.
  8. Реан А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. - № 3. – С. 6-7.
  9. Сухарева Н.Ф. Гендерные особенности проявления агрессии участниками образовательного процесса // Система ценностей современного общества.- 2011.- №18. - с. 234-239.
международный научный журнал

Научные высказывания #76

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 29 апреля по 15 мая
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
29 мая