Сравнительная характеристика адаптации у студентов младших и старших курсов, совмещающих обучение с работой
Журнал Научные высказывания

Сравнительная характеристика адаптации у студентов младших и старших курсов, совмещающих обучение с работой

Теме адаптации посвящены множество статей, однако проблеме адаптированности работающих студентов уделено не так много внимания. Целью данного исследования является сравнение адаптационных особенностей студентов разных курсов обучения, совмещающих учёбу с работой. В исследовании приняли участие 101 студент в возрасте от 18 до 25 лет (M=20,8; SD=1,79), работающих и обучающихся в ВУЗе. Методики: МЛО-Ам, MSI, ОСК. С помощью непараметрического U критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия в уровне ЛАП и составляющих его характеристик, способов копинга, мотивационных источников среди студентов младших и старших курсов. Студенты старших курсов имеют более развитые адаптивные способности, чаще прибегают к использованию продуктивных копинг-стратегий, используют внутреннюю Я-концепцию как ведущею мотивацию в становлении их профессиональной идентичности.

адаптация
личностный адаптационный потенциал
студенческая адаптация
работающие студенты

Актуальность:

Исследование вопроса адаптации личности не перестаёт быть актуальным и на сегодняшний день. В современном мире наблюдается глобальные изменения в обществе, и, чтобы достичь высоких результатов в личностном и профессиональном развитии, человеку необходимо развитие его адаптационного потенциала. 

Поступление в университет связано с появлением новых социальных ситуаций, влияющих на развитие человека как взрослого и самостоятельного члена общества. Студенты попадают в новую среду, со своим сводом правил, обязанностей и методов обучения, значительно отличающейся от школьной системы образования. 

Вместе с этим, многие студенты помимо учебы также начинают и трудовую деятельность. Согласно данным РБК, более 60% работающих студентов совмещают работу и учёбу [1].

Мотивировано это разными факторами, такими как финансовая необходимость, стремление сепарироваться от родительских денег и начать самостоятельную жизнь, получение опыта и так далее.

Вследствие этих факторов, у многих студентов начинают появляться проблемы в обучении, в успешной адаптации к новым условиям среды, определение своих жизненных интересов и целей. И не у всех процесс. адаптации происходит благополучно. 

Рассмотрение проблемы о влиянии совмещения рабочей и учебной деятельности на академическую успеваемость обучающегося разбила психологов на два противоположных лагеря. В традиционном понимании, учеба рассматривается как главная сфера деятельности, работа же в свою очередь является дестабилизатором хорошего обучения [2], а вместе с этим предиктором иных отрицательных следствий, связанных с физической стабильностью и благополучием обучающегося [4].

Другие деятели науки не придерживаются того мнения, что работа является сильной угрозой для благоприятного изучения предметов вуза и что в работе даже могут быть свои преимущества, помимо финансового благополучия. Некоторые исследования показывают, что около 50% процентов обучающихся вузов идут на работу, так как желают возместить разрыв между знаниями, получаемыми в вузе и рынком труда [3].

Методы и процедура исследования

В исследовании приняли участие 101 студент в возрасте от 18 до 25 лет (M=20,8; SD=1,79), обучающихся в ВУЗе на бакалавриате или специалитете по разным специальностям с 1 по 5 курс, а также совмещающих работающую и учебную деятельность. Среди них 63 девушек (62,4%) и 38 юноши (37,6%)

Участникам предлагалось пройти анонимное анкетирование, включающее в себя следующие методы: Социально-демографическая анкета, «Многоуровневый личностный опросник Адаптивность», МЛО-Ам (Авторы: А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), Опросник способов копинга, ОСК (Авторы: R. Lazarus, S. Folkman; Адаптация: Е. В. Битюцкая), Опросник мотивационных источников, MSI (Авторы: J. Barbuto, R. Scholl)

Сбор данных для эмпирического анализа осуществлялся с помощью онлайн-платформы Google Forms. В качестве технических средств для описания и анализа данных были использованы программы Microsoft Excel 2021 и Jamovi 2.6.44. Для анализа были использованы непараметрические методы, так как распределение в выборке носит смешанный характер (U критерий Манна-Уитни, уровень значимости          p >0,05).

Результаты

Группы были разделены на 2 группы по курсам обучения на младшие курсы, куда вошли студенты 1 и 2 курса (N=39), и старшие, в которой были абитуриенты 3,4,5 курсов (N=62). С помощью U критерия Манна-Уитни для младших курсов и критерия Краскела-Уоллиса для старших курсов был проведен анализ, который не выявил различий внутри подгрупп.

При оценке различий выраженности в уровне личностного адаптационного потенциала и его составляющих характеристик между группами студентов младших и старших курсов обучения критерием Манна-Уитни были выявлены значимые различия в уровне ЛАП (U=706; p <0,001), поведенческой регуляции (U=760; p=0,001), коммуникативного потенциала (U=706; p <0,001) и моральной нормативности (U=797; p=0,003). Работающие респонденты старших курсов имели более выраженную способность к адаптации и социализации, обладали более высокими навыками коммуникации и саморегуляции.

При оценке различий выраженности различных копинг-стратегий совладания со стрессом между респондентами младших и старших курсов обучения, совмещающих обучение с работой критерием Манна-Уитни выявлены значимые различия в выраженности использования таких копинг-стратегий как решение проблемы (U=835; p=0,009), поиск поддержки (U=707; p<0,001), позитивная переоценка (U=923; p=0,045). Респонденты старших курсов обладали большей тенденцией к решению затруднительной ситуации, поиска помощи у окружающих людей, переосмысления проблемы и нахождения позитивных моментов в возникшей ситуации.

При оценке различий выраженности различных мотивационных источников между интервьюируемыми старших и младших курсов критерием Манна-Уитни выявлены значимые различия в таких показателях как внутренняя Я-концепция (U=781; p=0,003) и интернализация цели (U=902; p=0,032), а также инструментальной мотивации (U=923; p=0,05). Респонденты младших курсов имели более выраженную склонность к использованию таких мотивационных источников как интернализация цели и инструментальная мотивация, а для студентов старших курсов движущим мотивом являлась внутренняя Я-концепция

Результаты исследования позволяют сформировать суждение о том, что студенты старших курсов лучше адаптированы к ведение совместной трудовой и учебной деятельности. Старшекурсники имеют более развитые адаптационные способности, знают, как бороться со стрессом и какие защитные копинги для этого наиболее продуктивны.

Студенты первых курсов, у которых преобладает инструментальная мотивация и интернализация цели, видят в своей учебе важный, но внешне заданное средство в достижении будущих целей. Они разделяют рабочую и учебную деятельность на две разные составляющие. в ходе обучения на старших курсах у студента сформировывается внутренняя Я-концепция. Он понимает смысл своего обучения, кем он хочет быть в данной профессии и что ему нужно сделать, чтобы стать профессионалом в этой сфере.  Учебная и рабочая деятельности выполняют совместную функцию в становлении профессиональной идентичности студента. Мотивация больше не обусловливается внешними требованиями, а исходит изнутри личности.

Выводы

Проведенное исследование показало качественные различия в особенностях студентов разных курсов, комбинирующих рабочую и учебную деятельность. В психологической картине старшекурсников можно выявить сформированную профессионально-личностную позицию. Они обладают высоким уровнем адаптации, коммуникативными способностями, развитыми механизмами саморегуляции, опираются на внутренние нормы морали, прибегают к эффективным формам поведения, помогающим в преодолении стрессогенных факторов, их движущим мотиватором является внутренняя Я-концепция. 

Ведение профессиональной деятельности будет крайне полезной и продуктивной для студентов старших курсов, так как поможет укрепить их профессиональные навыки и сформировать конкурентоспособных специалистов на рынке труда после окончания ВУЗа.

Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшем для разработки и внедрения психологических и образовательных программ, главными задачами которых будут выступать помощь студентам, обучающимся на младших курсах в интернализации их мотивов, развитии адаптационных способностей, формировании продуктивных навыков преодоления стресса, а студентам-старшекурсникам - в оказании всяческого содействия в становлении их профессиональной идентичности.

Список литературы
  1. Иван Чирков// РБК Тренды 24.07.2024  URL:https://trends.rbc.ru/trends/education/669fc79e9a79475d6f7c7fc3
  2. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. Вопросы образования. 2009; 70 с.
  3. Creed P.A., French J., Hood M. (2015) "Working while studying at university: The relationship between work benefits and demands and engagement and well-being" Journal of Vocational Behavior, 86, 48-57
  4. Owen M.S., Kavanagh P.S., Dollard M.F. (2018) "An Integrated Model of University Student Stress: The Role of Personality, Stress Appraisal and Social Support" опубликована в: Journal of College Student Development, 59(2), 194-208
международный научный журнал

Научные высказывания #87

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 12 декабря по 31 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
19 января
Загрузка в eLibrary
20 января
ISSN № 2782-3121
eLibrary № 302-10/2021
СМИ ЭЛ № ФС77-79727
Следующий выпуск
с 31 декабря по 19 января