Как дружба помогла мне в процессе подготовки победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена»
Статья будет интересная тем, кто занимается подготовкой учащихся к различным творческим и научным конкурсам. В ней описывается опыт использования в наставнической деятельности такого инструмента, как дружба. Выявлены особенности и специфика данного метода, а также описан весь путь реализации.
Греческий философ Аристотель высказал мысль, что дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
Наставничество, как система развивалось на протяжении всей истории человечества. В Древней Греции ученики, называемые дискплосами, получали образование и воспитание от более опытных наставников, которых называли педагогами. Педагоги сопровождали своих учеников на протяжении дня, учили их основам знаний и этикету.
В японской культуре существует концепция, известная как «сэнсэй-кохай». Другими словами, это взаимоотношения между наставником и учеником. Сэнсэй (наставник) передавал знания, мудрость и навыки своим кохай (ученикам). Ученики должны были взамен проявлять уважение и преданность своем наставнику.
В средние века в Европе мастера существовали гильдии ремесленных мастерских и в них мы тоже может рассмотреть систему наставничества. Мастера передавали свои знания и навыки подмастерьям (ученикам). В дальнейшем ученики могли сами стать мастерами.
В современном обществе наставничество используется в различных сферах нашей жизни. На какой-то период истории наставничество было не справедливо отодвинута как система, но в последние годы начинает развиваться с новой силой. Особенно популярным оно становится в таких областях как образование и спорт. С каждым днем роль наставника становиться более ценной и значимой.
Как мы уже с вами поняли из примеров истории наставничество – это процессе, когда более опытный человек (учитель) передает свои знания и умения, менее опытному человеку (ученику).
Возможности наставничества огромны, и существует множество инструментов, которые могут помочь в этом процессе. Один из таких инструментов – дружба.
Дружба – это особая форма отношений, которая основывается на взаимной поддержке, доверии и уважении. В дружеских отношениях люди чувствуют себя комфортно и свободно выражают свои мысли и чувства. Именно поэтому считаю дружбу одним из самых мощных инструментов наставничества.
Когда наставник и подопечный становятся друзьями, это создает благоприятную атмосферу для обмена знаниями и опытом. Подопечный может чувствовать себя более открытым и готовым принимать советы и рекомендации от наставника, так как знает, что это делается в его интересах и на основе дружеской поддержки.
Как аспект дружбы проявляется в рамках участия в конкурсе представлено в сравнительной таблице №1.
Таблица №1. Дружба в рамках конкурса
Этап конкурса |
официальные отношения |
дружеские отношения |
Планирование участия |
Нужно подробно и детально объяснить, почему ребенок должен потратить огромное количество ресурсов на дело, которые может и не быть результативным. |
Процесс убеждения проходит намного легче и быстрее.
|
Сложнее найти ключик для мотивации ребенка оттачивать определенные навыки |
Легче ребенка замотивировать для участия в других конкурсах или отработке каких-либо умений и навыков, легче донести, зачем ему это нужно |
|
Большая поддержка (или отрицание) идёт со стороны семьи. И отталкиваясь от этого факта, ребенок выбирает программу действий |
Ориентация на наставника-друга позволяет максимально выкладываться в конкурсах, даже, если нет поддержки со стороны семьи и окружающих |
|
Выполнение заданий |
Чаще всего приходится наставнику спрашивать у ребенка, сделал ли он задания, нужна ли ему помощь |
Участник самостоятельно приходит и может объяснить, что вызывает у него затруднения |
Подготовка к очным мероприятиям |
Информацию ребенок ищет самостоятельно в интернете, в беседах со сверстниками и не всегда может правильно ее истолковать |
Участник приходит с вопросами к наставнику и вместе они находят ответы на проблемные вопросы |
Очные мероприятия |
Ребенок звонит только когда говорят, что это время для звонка наставнику |
Участник звонит на всех этапах и по любым даже личным вопросам |
После завершения конкурса |
Ребенку нужна психологическая помощь и поддержка (особенно, если не прошел на очный этап), а так как отношения деловые, педагогу приходится надеяться, что основная поддержка будет оказана в семье. |
Есть больше возможностей для оказания психологической помощи ребенку |
Как видно из таблицы, дружба способствует более глубокому пониманию между наставником и наставляемым. Они могут разговаривать о личных целях, мечтах и проблемах, что помогает наставнику лучше понять потребности и желания подопечного. В свою очередь, подопечный может получить ценные советы и поддержку от наставника, основанные на его личном опыте и знаниях.
Дружба также способствует созданию долгосрочных отношений между наставником и наставляемым. Когда они становятся друзьями, они обычно стремятся поддерживать связь и помогать друг другу на протяжении длительного времени. Это позволяет наставнику быть постоянным источником поддержки для наставляемого в течение его жизни или карьеры.
Следует отметить, что как у любого инструмента есть свои плюсы и минусы, так и использование дружбы как инструмента наставничества имеет свои особенности.
К положительным сторонам я бы отнесла:
1. Установление тесного эмоционального контакта. Это помогает чувствовать ребенка, в каких-то вопросах понимать его без слов.
2. Меньше энергии тратиться на мотивацию ребенка для выполнения каких-либо задач.
3. Легче выявить проблемные вопросы и подобрать инструменты для их корректировки.
Особенности дружбы между наставником и наставляемым (не отрицательные стороны, но стороны, которые следует учитывать):
1. Большая ответственность за данного ребенка, за то какие мы даем ему советы, ответственность за результат.
2. Дружба – это процесс двухсторонний, значит нужно быть готовым использовать советы, которые даст вам наставляемый.
3. Вы будете посвящены в некоторые секреты и проблемы друга, также придется делиться своими.
Важный момент заключается в том, что дружба в наставничестве обязательно должна быть взаимной и основываться на взаимном уважении и понимании. Наставник не должен злоупотреблять своим положением и использовать дружбу для достижения своих собственных целей. Вместо этого, он должен быть преданным другом, готовым поддерживать и помогать подопечному в его развитии и достижении целей.
Когда наставник и наставляемый становятся друзьями, нужно быть готовым к тому, что общее будет уходить далеко за рамки конкурса. Вы будет много времени проводить за разговорами, становитесь гостями друг у друга на днях рождения, организуете совместный досуг.
Моя практика участия с ребятами в данном конкурсе показывает, что в очные этапы участия, в финал и победителями становились ребята, с которыми у нас теплые дружеские отношения.
Исходя из своего личного опыта, из моей личной статистики дружба является мощным инструментом в наставничестве. Она создает благоприятную атмосферу для обмена знаниями и опытом, способствует более глубокому пониманию и помогает создать долгосрочные отношения. Однако, важно помнить, что дружба должна быть взаимной и основываться на взаимном уважении и понимании. Еще бы хотелось сделать акцент на таком важном моменте, что дружба не рождается здесь и сейчас, дружба формируется годами. Она складывается из общих побед и поражений, из общих дел и совместной деятельности, из решения общих задач и умения отпускать к другим наставникам и остаться просто хорошим другом…
Возвращаясь к мысли Аристотеля, делаю вывод, что эйфория от победы пройдет, полученный приз будет распределен по назначению, а вот дружба, которая сформирована между нами останется надолго.
- Аристотель, Этика / Издательство «Эксмо», 2022. – 320 с.
- Волкова Н.А. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся / Н.А. Волкова, И.В. Сычева // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022 - №2. – С.18-21.
- Журнал «Мастер-класс от «Большой перемены» // ИД «Методист». – 2023 год - №6. – 68 с.
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.