Проблемы изучения связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической и лингвистической литературе
Журнал Научные высказывания

Проблемы изучения связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической и лингвистической литературе

Изучение связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в целом является одним из важнейших вопросов педагогической и лингвистической литературы. Многие ученые внесли свой вклад в изучение связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы успешно корректировать связную речь детей дошкольного возраста с нарушениями речи, необходимо изучить их уровень развития.

связная речь
общая речевая гипоплазия
нарушения
исследование
наблюдательные эксперименты
уровень развития связной речи

Актуальность исследования обуславливается тем, что процесс развития связного языка – важная задача речевого образования каждого ребенка. Причина заключается в социальной значимости, важности речи в процессе  формирования личности. Во время речи происходит реализация ключевых коммуникационных функций голоса. Речью называется вид коммуникативной деятельности, где общение с иными людьми осуществляется при помощи слов. Связная речь значима в процессе развития детей дошкольного возраста, так как происходит обогащение ребенком своего словарного запаса, усвоение речевых норм. Ребенок учится верно использовать весь имеющийся речевой материал, формировать речь и высказывания последовательно и точно.

Цель работы – анализ проблем, связанных с исследованием связной речи детей дошкольного возраста, которые имеют общее недоразвитие речи в лингвистической, психолого-педагогической литературе.

Опираясь на цель исследования, мы использовали такой метод, как: анализ психологической и педагогической литературы.

В качестве высшей формы мыслительной вербальной деятельности по определению уровня психологического, языкового развития ребенка выступает связная речь (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, С.Л. Рубинштейн и др.). Овладение устной связной речью является важным условием успешной подготовки к обучению в школе. А.М. Бородич, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Т.И. Тихеева и др. обсуждали формирование связной речи. В.В. Гербовой, Е.Р. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.Е. Радиной, Е.А. Флериной изучались факторы формирования и развития у детей дошкольного возраста связной речи.

Актуальной является проблема, связанная с формированием связной речи у тех детей, которые имеют общее недоразвитие речи. Основная трудность в процессе овладения у таких детей навыками связной речи связана с формированием ключевых компонентов речевой системы – речи, словарного запаса, грамматики, отсутствием речевых и смысловых границ.

Существуют вторичные отклонения в развитии основных психологических процессов детей, которые приводят к дополнительным трудностям в процессе овладения связной речью. Под организацией воспитания детей, которые имеют недоразвитую речь, подразумевается формирование у них умения планировать свои высказывания, позиционировать себя при выступлении, определять содержание высказываний.

В разных работах по психолингвистике, лингвистике, специальной методической литературе изучается связная речь, отображаются ее характеристики. Многие авторы изучали характеристику языка связи и характеристики его развития с разных точек зрения: А.М. Бородич, Е.И. Тихеева – с педагогикой, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн – с психологией, Т.В. Ахутина, А.А. Леонтьев – с психолингвистикой, В.К. Воробьев, В.Р. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.В. Филичева – с логопедией.

А.М. Бородич следующим образом определил такое понятие, как «связная речь» – полное смысловое высказывание из нескольких предложений с единой логической связью, которое обеспечивает взаимопонимание, общение людей [1]. В соответствии с исследованиями, проведенными Л.С. Выготским, связный язык обладает тесной связью с миром мысли, так как связность языка – связность мысли [2].

Требуется отметить, что связной речью отражается логика мышления ребенка, а также его способность правильно выражать свои мысли и верно воспринимать мысли других людей. По способу построения ребенком своего высказывания, можно выявить уровень его речевого развития. С.Л. Рубинштейн указал, что язык связи – это язык, который может быть хорошо понят на основе его собственного содержания. А.А. Леонтьев указывал, что связной речью называется последовательность фраз, слов, ряд разных связанных между собой мыслей,  которые выражаются точными словами в верно построенных предложениях. Во время обучения речи, дети учатся думать, а также совершенствуют речь.

В.П. Глухов говорит, что основная функция соединения языков – коммуникация. В качестве связной речи выступает комбинация разных речевых тем, представляющих единую структуру, семантику [3].

 В.К. Воробьева указывает, что сегодня связная речь воспринимается в качестве вида речевой деятельности, где результат – текстовые сообщения.

Н.Р. Ерастов отобразил основные группы связи связывающей речи: коммуникация; логика – отнесение речи к мышлению, объективному миру; функциональный стиль – к психологическим партнерам [4].

В состав анализируемого понятия Б.И. Яшина и М.М. Алексеева включают монологические и диалогические формы речи. Каждая форма обладает своими особенностями, что позволяет определять характер способа, в соответствии с которым она формируется [5].

В.Р. Глухов [6] и О.С. Ушакова [7] воспринимают диалогическую речь (диалог) в качестве формы речи, включающей обмен высказываниями – воспроизведения. Впервые она формируется во время развития, обладает четкой социальной направленностью. В данном случае важное значение принадлежит мимике, жестам, интонациям, способным изменить значение множества слов. Как указывают глухие люди, диалог – это основная примитивная форма речи, способная удовлетворить потребность в реализации прямого общения на месте.

В.П. Глухов выделил критерии связности языка диалога: адекватное (то есть «исчерпывающее») раскрытие предмета (вербального предмета); семантическая целостность и структурное единство, определяемые соответствующим использованием языка и не языка в конкретных ситуациях общения. Объединяет их овладение речевой культурой, словарным запасом и грамматической структурой речи и тесно связана с развитием всех аспектов речи – словарного запаса, грамматики и речи [6].

А.Р. Лурия воспринимает монологическую речь в качестве связной речи человека, тогда как коммуникативная ее цель – передать факты, реальные и реалистичные явления. Л.Р. Якубинский [8] указал, что характеристиками монолога являются: продолжительность и построение серии речей из-за его связности; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию; есть задача предварительного размышления и т.д.

Позиция Л.Р. Якубинского [8] в отношении монолога как особой формы общения характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически сложившуюся позже диалога. Особенность монолога (устной и письменной форм) Л.С. Выготского заключается в его особой структурной организации, сложности композиции и необходимости максимально мобилизовать текст [2].

Основные характеристики монологической речи, выделенные С.Л. Рубинштейном: непрерывность, логическая последовательность, случайность, односторонний характер высказываний, изложение, обусловленность содержания по причине направленности аудитории, ограниченного использования невербальных средств.

О.А. Нечаева [9] указывает, что психологически монологическая речь является более сложной, чем разговорная речь. Это обусловлено необходимостью представления аудитории ситуации события, формирования понимания ее истории. Для монологов требуется лучшая память, повышенное внимание к форме, содержанию речи. В основу монологической речи входит более связное логическое мышление, нежели диалог.

О.А. Нечаева [9] подчеркнула, что основные функции, смысловые типы устной монологической устной речи в детском саду – повествование, описание, рассуждения.

Требуется отметить, что описанием называется тип текста, начинающийся с имени объекта и общего его определения с последующим отображением качеств, атрибутов, признаков действий. В конце описания указывается последнее предложение для того, чтобы оценить предмет или выразить к нему свое отношение. Описание характеризуется нежесткой, статической структурой для изменения, перестановки ее компонентов. Процесс построения описания учебного текста оказывает положительное влияние на развитие основных представлений о функциях, структуре описательного текста.

Т.П. Плещенко, Р.Г. Чечет, указывают, что оценка состояния связной речи формируется по таким показателям, как: последовательность, связность, полнота речи. Логикой речи называется коммуникативное качество, которое означает способность формализовать содержание, выраженное последовательно, последовательно и аргументировано.

Для большинства детей с недоразвитым языком в целом типичной ошибкой является использование чисел и рода для изменения окончаний существительных, использование существительных для сопоставления чисел и использование существительных для сопоставления прилагательных в роде и регистре.

Пробелы в словарном запасе и грамматической структуре языка ярко проявляются в различных формах монологической речи: пересказе, рассказывании историй с помощью образов и описаний. Ограниченный словарный запас, многократное употребление одних и тех же высокопарных слов с разными значениями делают речь детей неправильной и стереотипной. Чтобы правильно понять логическую взаимосвязь событий, ребенку ограничивают список действий. При рассказывании историй дети, речь которых обычно недоразвита, нарушают логическую последовательность событий, пропуская отдельные звенья и действующих лиц. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связи между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста [9].

Дети в этой категории не имеют доступа к описанию истории. Обычно рассказы заменяются отдельными перечислениями объектов и их частей. Существуют большие трудности с описанием предмета в соответствии с предложенным планом. Обычно при описании предмета дети называют его цвет и форму, в то время как другие очень важные и неочевидные признаки и атрибуты детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи всегда игнорируются. Многие авторы отмечают, что некоторые дети могут отвечать только на вопросы.

Таким образом, анализ литературных данных позволяет нам судить о том, что у детей дошкольного возраста с недоразвитой речью, как правило, недостаточно сформирована связная речь: словарный запас ограничен, у большинства из них есть перегибы в речи и способность выражать мысли в связной и логической форме недостаточно развиты. У детей дошкольного возраста с недоразвитой речью в целом активная речь может использоваться в качестве средства общения только при условии постоянной поддержки в виде дополнительных вопросов и оценочных суждений.

Список литературы
  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-46.shtml
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. С.285.
  3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов (Высшая школа) / В.П. Глухов. М.: АСТ: Астрель, 2005. С.5.
  4. Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. Ярославль, 1969. С. 64.
  5. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип [Текст]. – М.: Академия, 2000. - 400с.
  6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]  / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
  7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  8. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. – 259 с.
  9. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: razvitie%20monologicheskoy%20rechi.pdf
  10. Васильева, В.С., Работа в группах комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие / В.С. Васильева, Л.М. Исрафилова, И.Ю. Федорова. – Челябинск: Изд-во южно-урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. С. 20.
  11. Курнаева, Е.А. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий / Е.А. Курнаева, Л.Н. Морозова, С.Н. Владимирова // Инновационные технологии в науке и образовании, 2016. №4 (8). С. 92-119.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября