Использование инфографики на уроках истории
В представленной статье рассматривается вопрос использования инфографики в образовательном процессе средней школы, в частности на уроке истории в 5 классах по курсу «История Древнего мира». Предлагается авторский вариант работы с готовой инфографикой по теме «Восстание Спартака».
Актуальность темы, обусловлена тем, что сегодня особенно остро возрастает образовательная роль визуальных инструментов представления учебной информации, позволяющих преодолеть затруднения при обучении на уровне абстрактно-логического мышления. Визуализация учебного материала дает возможность собрать воедино сведения для быстрого воспроизведения материала, позволяет применять схемы для оценивания усвоения изучаемой темы. Наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ, сжимая полученную информацию, что особенно важно на уроках истории, так ученики приобретают колоссальный исторический объём информации. В этой связи, особую роль получает применение такого приема как инфографика.
По мнению доктора наук, Лаптева В.В., ведущего эксперта по изучению русской инфографики: «Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [3].
Термин «инфографика» сегодня обширно используется как в сфере коммуникативного дизайна, так и в экономики, управлении, научных исследованиях, журналистики, научно-популярной публицистики, образования, пропаганды, рекламных и бизнес-коммуникаций. На основе средств массовой информации понятие «инфографика» стало широко известно на бытовом уровне [2, 180].
Инфографика может успешно применяться на уроках в школе, так как это эффективный способ, направленный на развитие функциональной грамотности школьников.
Визуальная информация в соответствии с принципом наглядности, выдвинутым Я. А. Каменским, всегда широко использовалась в образовательном процессе: это механизмы, модели реальных объектов, опорные схемы и таблицы, оперативные схемы действий, семантические и фреймовые модели и др. [1, c.2].
Исходя из статистических данных [4]:
- приблизительно 65% людей воспринимают визуальную информацию гораздо лучше, чем текст;
- контент, в котором использованы визуальные элементы и графика, может генерировать до 94% больше просмотров;
- аудитория запоминает более 80% информации, которую видят, и менее 20% того, что читают;
- мозг обрабатывает визуальную информацию примерно в 60 000 раз быстрее, чем текст.
Поэтапная технология создания инфографики [4]:
1. Определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы).
2. Разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы.
3. Создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика, которая должна быть доступной для аудитории.
Следует учитывать, что существенной составной частью инфографики являются изображения логической взаимосвязи элементов объекта, образующих единое целое, раскрывающие строение, структуру, иерархию, состав и классификацию [2, c.186].
Использование инфографики на уроках истории – это одно из наиболее эффективных приемов обучения, так как позволяет дать учащимся большой исторический объём информации в короткий период времени. Основополагающей задачей, при этом, выступает развитие читательской грамотности школьников.
В качестве примера, представлено использование инфографики на уроке истории в 5 классе по теме» Восстание Спартака». Инфографика была создана с помощью сервиса «Canva», иллюстраций, взятых из открытых источников в Интернете.
Учащимся раздаются распечатанные листы инфографики, чтобы они наглядно видели все представленные иллюстрации, карту и текст. Инфографика также дублируется на интерактивной доске. Обучающиеся должны внимательно рассмотреть инфографику и ответить на задания. Особенно результативно выполнение заданий, видится в работе в группах.
Задания:
1. В каком году произошло восстание Спартака.
2. Какие были причины восстания?
4. Где родился Спартак и кем он был?
5. Исходя из причин восстания, попробуйте определить цели восставших.
6. Используя карту, определите, когда где началось восстание?
7. На основе карты, определите два основных направления похода войск Спартака.
8. Какие итоги восстания?
9. Подумайте, почему казнь восставших была столь жестокой и тела были выставлены вдоль дороги?
10. Как вы думаете кто же он на самом деле Спартак: преступник или борец за справедливость?
Исходя из заданий, видим, что есть задания, направленные на текстовую деятельность. Учащиеся должны найти готовые ответы в неспошлом тексте. Послетекстовая деятельность обращена на самостоятельную работу: выдвижение предположений, высказывание своей точки зрения.
Таким образом, инфографика – это современный доступный инструмент визуализации при работе с несплошными текстами, позволяющий быстро и действенно усвоить учебную информацию, способствующий развитию поисковой деятельности и формированию критического мышления. Использование этого приема предоставляет возможность организовать совместную работу педагога и обучающихся на занятиях, способствуя эффективному формированию универсальных учебных действий учащихся на уроке, инициируя и мотивируя на практическую учебную деятельность.
Рис. 1. Инфографика по теме «Восстание Спартака»
- Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 1 (январь). – С.1-12.
- Лаптев В.В. Инфографика: основные понятия и определения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 4(184). – 2013. – С. 180-187.
- Лаптев В.В. Изобразительная статистика. – М.: Эйдос, 2012. – 180 с
- Инфографика [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://teletype.in/@ovvolog74/vPoaBhWpd