Виды учителей в детской повести М.Нильсон «Цацики идёт в школу»
Журнал Научные высказывания

Виды учителей в детской повести М.Нильсон «Цацики идёт в школу»

В статье уделяется внимание образу педагога в повести «Цацики идет в школу» и анализируются взаимоотношения главного героя со своим первым учителем». В работе приводятся описания типов учителей по классификации М. Талена и раскрывается их сущность на примере педагогических образов одной из повестей о Цацыки. Пришли к выводу, что Фрёкен Ильва не относится ни к одному типу учителей, совмещая в себе качества многих типологических педагогических черт.

творческая деятельность
учащийся
педагог
методы и приемы обучения
ситуация успеха
побуждение
учебный материал
познавательный интерес
инициативность
самостоятельность
сопровождение
педагогический диалог

Повесть шведской писательницы «Цацики идет в школу» вызывает интерес со стороны исследователей: появляется множество различных статей на самых разных языках. Посмотрев и изучив эти статьи, мы пришли к выводу, что большинство статей и исследовательских работ по этому произведению направлены на анализ поведения главного героя и мотивов его действий, особенностей его взаимоотношений с мамой и другими членами семьи, но многие игнорируют тему школы и учителей при оценке процесса становления личности главного героя Цацики. Нет никаких сомнений, что первый опыт обучения в школе и знакомство с первой учительницей оказали большое влияние на превращение Цацики из маленького мальчика в самостоятельного школьника. В статье студента Гётеборгского университета Бодила Варда «Ролевые игры как способ обучения на основе опыта» [2, с.6] анализируется подход матери Цацики к развитию своего ребенка, организация ею игр, имитирующих различные виды деятельности. В другой статье Линды Нильсон «Становление самостоятельности у учащихся младших классов» [3, с.9]  поднимается тема взросления на примере образа Цацики, его вопросы и раздумья о своем отце, постоянное сравнение маленькой семьи со стандартными полными семьями своих одноклассников и друзей. Эти статьи рассматривают множество аспектов жизни главного героя, о которых идет речь в повести, но недостаточно внимания уделяется образу учителя, оказавшего влияние на развитие личности мальчика.

«Полюби детей, подружись с ними, помоги им и защити каждого. Вспомни о чем ты мечтал в их возрасте, чего тебе не хватало в школе» [10, с. 14]. Это великие слова не менее великого советского педагога Шалвы Амонашвили о педагогическом девизе своей любимой школьной учительницы, ставшей для него образцом для подражания и стандартом педагогического мастерства. Учитель - древнейшая профессия в мире, которая играла важнейшую социальную роль в любом периоде развития общества. Учитель - тот, кто воспитывает молодое поколение, и на чьих плечах лежит ответственность за развитие государства, ведь его ученики и есть будущее страны. Высокий уровень образования в стране и успешно функционирующая школьная система - главный признак того, что государство развивается в правильном направлении.

В настоящее время существуют миллионы суждений о том, каким должен быть учитель. Каждый человек имеет свое представление об идеальном для себя учителе с этим связано и появление классификаций учителей. Ученый-педагог М. Тален [7, с.12]  разработал свою классификацию учителей на основе роли, которую учитель играет в жизни своих учеников. Он выделил 12 типов педагогов, отличающихся друг от друга совокупностью характерных качеств личности. Например, первый тип педагога – «Сократ», учитель, уроки которого практически никогда не обходятся без дискуссий и споров. Далее следует «Мастер» - образец для подражания своих учеников, он вызывает восхищение не только как профессионал своей работы, но и как выдающаяся яркая личность в обыденной жизни. «Генерал» - излюбленный собирательный образ учителей многих писателей-классиков, он строгий и чрезвычайно требовательный к исполнению своих приказов, следит за дисциплинированностью своих воспитанников и жестко наказывает за проступки. Одним из наиболее современных типов педагогов является «Менеджер». Такой тип педагога применяет к своим учащимся исключительно индивидуальный подход, старается видеть в каждом из своих учеников заурядную личность, работает над развитием их творческих способностей. «Тренер» работает на воспитание командного духа своих учащихся. «Гид» - чрезвычайно эрудированный педагог, знающий ответ на каждый вопрос ученика. «Коммуникатор» - мечта школьников любого возраста. Он общителен, эмоционален и  харизматичен, привлекает внимание учеников не только положительными внутренними качествами, но и внешними нестандартными данными. Едва ли можно найти педагога, который бы полностью соответствовал определенному образу учителя. Также сложно выделить лучший тип педагога, идеального для каждого ученика. Кому-то необходим строгий учитель традиционных взглядов на образование, для другого же ребенка подобный строгий учитель может стать причиной низкой учебной мотивации. В повести «Цацики идёт в школу» наблюдается редкая ситуация, когда педагог и его ученик сумели создать продуктивный тандем и поспособствовать личностному развитию друг друга.

В повести «Цацики идет в школу» есть один главный образ педагога и несколько второстепенных. Знакомство главного героя Цацики со своей учительницей начинается с его первого дня в школе. Цацики - любознательный первоклассник, испытывающий смешанные чувства к школе. С одной стороны, он боится глобальных перемен, которые вот-вот произойдут в его жизни. Ведь школа очень отличается от садика: если Цацики до этого мог при желании не ходить в садик пару дней и позволить себе валяться целый день на диване, смотреть мультипликационные фильмы, то такое поведение для школьника уже непозволительно. Практически каждый день надо рано вставать и идти в школу, делать огромное количество домашних заданий и еще готовиться к урокам. Для такого свободолюбивого ребенка, как Цацики, это настоящая беда. Однако вперемешку со страхом, главный герой мечтает узнать поскорее, что же такое школа, познакомиться с одноклассниками, посидеть на уроке и пообедать в школьной столовой.

Цацики – необычный ученик, который растет в семье, состоящей из его задорной молодой мамы, ее таких же веселых друзей и тихого бывшего военного, снимающего комнату в их просторной квартире, доставшейся от прабабушки. Такому ребенку, как Цацики, тяжело приходиться в период адаптации к школе и ее правилам, а строгий учитель консервативных взглядов на образование и с традиционным представлением о «правильной» семье может только усложнить период социализации. Однако Цацики повезло с первой учительницей, ведь она не только добрая и понимающая, но еще веселая и интересная, как его мама.

С самого начала мы узнаем, что учительницу зовут Ильва и у нее «очень волосатые ноги в неоновых чулках» [3, с.8]. Именно эти портретные детали запомнилось о ней Цацики лучше всего. У героини кудрявые волосы и блузка, как и у любой другой «фрёкен», но полноценность ее классического педагогического вида портят эти волосатые чулки, интересующие своей уникальностью и пугающие своим неэстетичным видом Цацики. Героя также заинтересовал ее твердый голос и особая манера говорения. В ней как будто бы уживаются две параллельные личности: традиционно прагматичная «шведка и резвая акробатка, проживающая свой каждый день, как праздник» [8, с. 9].

По первой перекличке в классе и поведению фрёкен Ильвы можно легко сделать вывод о ее высоком уровне профессионализма и предположительно большом педагогическом опыте. «Пер Хаммар, – сказала фрёкен Ильва, называя учеников по списку» [10, с.14]. Пер Хаммар настолько волновался, что случайно ударился головой об парту, пока пытался встать. Из его носа хлынула обильно кровь. Все были в ужасе. Однако учительница не растерялась, схватила салфетки и, прежде чем возобновить перекличку, вытерла Перу лицо, а потом парту. Пока родители мальчика в ужасе метались из одного угла класса в другой, фрёкен вела себя спокойно и уверенно, словно это случается с ней каждый день. Но далеко не каждый день можно наблюдать подобную ситуацию, даже учитывая невнимательность и неуклюжесть детей такого возраста, однако фрёкен Ильва осталась невозмутимой и сосредоточенной, как «кошка перед нападением на добычу» [7, с.15], каждое ее движение свидетельствовало о том, что она уж точно знает свою работу. Цацики был просто заворожен своей учительницей. От волосатых чулков до ее уверенности - все это занимало мысли мальчика целый день. Он не знал, почему она не бреет ноги, как его мама, не знал, как ей удается быть такой строгой и веселой одновременно, но в одном Цацики был уверен - фрёкен Ильва - не просто человек. Цацики видел в ней самых разных существ: инопланетянку и Женщину-Тарзана, она отличалась от других учителей. Таким образом, учительница Цацыки описывается детским взглядом, именно поэтому автор использует такой приём комического пафоса, как зоологический портрет-сравнение, впечатление: он сравнивает её с кошкой, инопланетянкой, Тарзаном. Эти сравнения лёгкие и ироничные, они позволяют читателю понять, что педагог не травмирует психику учеников, напротив, располагает к себе.

Эпизод знакомства главного героя с учительницей дает читателю еще одно доказательство высокого профессионализма педагога. Изучая свою учительницу, Цацики не остановился на одной теории. Пока фрёкен Ильва продолжала перекличку, Цацики незаметно подошел к учительнице и ущипнул ее за ноги. Несмотря на свой немаленький опыт работы в школе, фрёкен пробывала в замешательстве некоторое время от поступка мальчика. Однако она смогла успешно выйти из неловкого положения, оставив без внимания выходку мальчика. Фрёкен Ильва - сторонник гуманизма в образовании. Она всегда старается видеть в детях лучшее и снисходительно относится к их проступкам. Такой подход она применила и к Цацике, Ильве удалось увидеть в нем не будущего проблемного ученика, а любознательного и резвого ребенка, требующего к себе особого отношения. Вместо того, чтобы разозлиться на мальчика и высказать свое неодобрение, фрёкен сделала вид, что ничего не случилось и продолжила перекличку.

Несмотря на большой опыт работы учителем, Цацики все же удавалось удивлять свою фрёкен. Например, ей трудно было понять, почему ее ученик называл свою маму «Мамашей» и по какой причине мать это одобряла. Фрёкен попыталась объяснить Цацики, что так называть свою маму нельзя: «Это не очень хорошее слово. Так говорят дети, которые не любят своих мам» [4, с.16], но поговорив с родителем ученика и узнав, что данное явление норма для их взаимоотношений, педагог приняла это как факт и всего лишь обозначила его имя в списке учеников другой пастой. Данный поступок характеризует ее как деликатного и толерантного человека, который способен видеть личные границы людей и умеет не пересекать их ненужными нравоучениями. Фрёкен Ильва ценит самобытность детей и их семей, ее целью является не формирование поведения ученика, приближенного к какому-то стандарту, а развитие личности с сохранением его  индивидуальности и уникальности.

Раскрыть особенность личности фрёкен Ильвы позволяет эпизод повести: столкновение Цацики со своей учительницей в магазине женской одежды. Цацики выбирает колготки для своей мамы и просит у консультанта показать ему «волосатые колготки» [2, с.20], указывая на ноги рядом стоящей фрёкен Ильвы. Пока консультант в магазине краснеет от неловкости и не знает, что ответить мальчику, фрёкен громко и радостно смеется, не обращая внимание на неоднозначность момента. Учительница не оскорбляется словами Цацики, а воспринимает все как забавную ситуацию. Фрёкен Ильва понимает, что дети  говорят правду и почти всегда искренни в своих словах. Она хорошо разбирается в психологии детей и умеет выстраивать с ними доверительные отношения, поэтому не акцентирует внимание на спорных поступках и словах ребенка.

Фрёкен Ильва была единственной учительницей, ставшей на строну Цацики и его мамы в борьбе против школьного буллинга. Пока другие учителя и директор волновались лишь за репутацию школы и говорили, что обидные выходки от школьного задиры - это норма и этап, через который проходят многие школьники, она была уверена, что это ужасное явление, которое не должно приниматься школьниками и их родителями как что-то нормальное или даже само собой разумеющееся. Героиня не является одним из тех педагогов, которых не волнует психологическое состояние учеников, она придает большое значение тому, чтобы детям в первую очередь было комфортно в школе. Миссис Ильва искренне любит своих учеников и видит свою истинную цель в воспитании учеников счастливыми и свободными личностями. Она не ругает их за отличное от других мнение и нестандартное поведение, напротив, использует на уроках интерактивные методы: ролевые игры, инсценировки, групповые дискуссии, обсуждения сюжетных рисунков, игровые упражнения. Фрёкен Ильва часто применяет игровые методы обучения в своей работе с целью повышения познавательной активности детей и эмоционального вовлечения учащихся в учебный процесс. Учащиеся младших классов испытывают большой стресс при социализации в классе и адаптации к условиям школы. Организация уроков при помощи игровых форм обучения позволяет ребенку успешно усваивать учебный материал при помощи знакомых ему с детского сада игр и получать удовольствие от процесса познания.

Фрёкен Ильву сложно отнести к одному определенному типу учителя. Она - неординарный и сложный педагог, которой удается сочетать в себе контрастные качества характера. Пожалуй, одна из немногих педагогических характеристик, прекрасно описывающих ее профессиональную сущность- это гуманность. Она в первую очередь любит своих учеников и занимается воспитанием их личности, а потом уже формирует общеучебные знания, умения и навыки. Для фрёкен Ильвы важно поддерживать своих учеников и давать им точное понимание того, что их любят. Учитывая ее особенности личности и педагогический подход в  обучении, можно сделать вывод о том, фрёкен Ильва – это тип учителя «Менеджер», добрая, отзывчивая и несомненно заинтересованная в успешном будущем учеников.

Список литературы
  1. Брудный Д.Л. Учитель: статьи, документы. – М.: Политическая литература. 1991. - 222 с.
  2. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. -- М., 1956. - 300 с.
  3. Нильсон-Брэнстрем Мони. Цацики идет в школу. - URL: https://mir-knig.com/read_406385-1 (дата обращения:15.01. 2022).
  4. Саркисьян Т.Н. Педагогический процесс как целостное явление. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-protsess-kak-tselostnoe-yavlenie (дата обращения: 17.01.2022).
  5. Словарь литературных терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://gufo.me/dict/literary_terms  (Дата обращения: 8.01.2022).
  6. Children's Literature in Education [Электронный ресурс]. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10583-018-9346-x (дата обращения: 16.02.2022).