РОЛЬ ЧАСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал Научные высказывания

РОЛЬ ЧАСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению роли частного образования на региональном уровне. На современном этапе происходят сложные институциональные преобразования, направленные на формирование новых подходов и позиций в процессе государственного управления. Данная проблематика представлена во многих теоретических исследованиях, а также обозначена как стратегическая ввиду важности достижения социального консенсуса внутри самого общества.

учащийся
Образование
частное образование
государственное образование
негосударственные заведения
частная школа
учебное заведение

Постановка проблемы: роль частных организаций в региональной системе образования является одной из самых важных и актуальных тем на современном этапе развития образования. Несмотря на то, что основным участником в образовательном процессе по традиции является государство, растущая роль частных организаций приводит к пересмотру этой парадигмы. Присутствует необходимость более детального изучения и понимания функций и задач, выполняемых частными организациями в системе образования. Какие именно функции должны выполнять эти организации, какие преимущества и недостатки они несут с собой, и как оптимально интегрировать их в образовательный процесс – все эти вопросы требуют ответов и осмысления.

Объект исследования: частные образовательные организации.

Предмет исследования: роль частных организаций в региональной системе образования.

Научные методы исследования: сравнительный метод, анализ учебной, научной литературы и нормативных документов, сравнительный анализ, статистический анализ.

Цель: изучить роль частных организаций в региональной системе образования.

Частная школа - это учебное заведение, которое работает независимо от правительства, финансируемое в основном за счет платы за обучение, частных пожертвований и благотворительных фондов. В отличие от государственных школ, которые финансируются за счет налоговых поступлений, частные школы обладают большей автономией в своей деятельности и могут предложить учащимся уникальный опыт обучения [1].

Частные учебные заведения существуют по всему миру и представлены в самых разных формах, включая приходские школы, подготовительные школы, школы-интернаты и дневные школы. Они могут быть связаны с религиозными организациями, специализироваться на определенной академической области, такой как наука или искусство, или иметь более общую учебную программу.

Частные школы являются альтернативой государственным школам, которые предлагают учащимся уникальный опыт обучения. В то время как частные академические учреждения могут предложить много преимуществ, важно также учитывать их потенциальные недостатки. Ниже мы рассмотрим плюсы и минусы частных школ, чтобы вы могли принять обоснованное решение.

Частные школы имеют следующие преимущества [2]:

  • Меньший размер классов. Частные образовательные учреждения часто имеют меньший размер классов, что может привести к более индивидуальному вниманию и поддержке со стороны преподавателей.
  • Персонализированное образование. Частные образовательные учреждения обладают большей автономией в своей деятельности, что позволяет им предлагать более персонализированный образовательный процесс, адаптированный к потребностям каждого студента.
  • Доступ к ресурсам. Частные школы часто имеют доступ к дополнительным ресурсам, таким как передовые технологии и специализированное оборудование, которые могут улучшить качество обучения учащихся.
  • Более сильные академические круги. Частные образовательные учреждения часто имеют строгую академическую программу, которая может помочь подготовить студентов к получению послесреднего образования и карьере.
  • Повышенная безопасность. Частные образовательные учреждения часто имеют более строгие протоколы безопасности и более низкое соотношение учащихся и преподавателей, что может привести к созданию более безопасной среды обучения.

Но также есть и недостатки частных школ [3]:

  • Стоимость. Частные школы могут быть значительно дороже государственных, что может сделать их менее доступными для семей с более низкими доходами.
  • Строгие требования к поступающим. Частные образовательные учреждения могут предъявлять строгие требования к поступающим, такие как высокие результаты тестов или солидная академическая успеваемость, что делает их менее доступными для семей, которые не соответствуют этим требованиям.
  • Отсутствие разнообразия. Частные образовательные учреждения могут иметь однородное школьное население, что может ограничить знакомство с различными точками зрения и культурным опытом.
  • Ограниченные внеклассные мероприятия. В частных образовательные учреждениях может быть меньше внеклассных мероприятий и спортивных программ, что ограничивает возможности социального и физического развития учащихся.

Частные образовательные учреждения предлагают уникальный образовательный опыт, который может быть полезен некоторым школьникам. Однако важно тщательно взвесить как плюсы, так и минусы частных образовательные учреждений, а также индивидуальные потребности и обстоятельства, прежде чем принимать решение [4].

Государственные и частные образовательные учреждения являются учебными заведений, но они различаются по нескольким параметрам, включая финансирование, автономию и требования к поступающим.

  • Финансирование. Государственные школы финансируются за счет налоговых поступлений и, следовательно, могут посещать их бесплатно, в то время как частные образовательные учреждения не поддерживаются правительством и полагаются на плату за обучение, частные пожертвования и благотворительные фонды для финансирования.
  • Автономия. Государственные школы подчиняются правительственным постановлениям и мандатам, в то время как частные образовательные учреждения обладают большей автономией в своей деятельности и могут предложить более персонализированный образовательный процесс.
  • Учебная программа. Государственные образовательные учреждения должны следовать утвержденным правительством стандартам учебной программы, в то время как частные образовательные учреждения имеют больший контроль над своей учебной программой и могут предложить уникальный образовательный опыт.

Размер класса. Государственные школы часто имеют классы большего размера, в то время как частные школы часто имеют классы меньшего размера, что может привести к более индивидуальному вниманию и поддержке со стороны учителей.

Наше государство сейчас много средств и ресурсов вкладывает в развитие образования. Выросли зарплаты у учителей, создаются сильные кафедры в педагогических техникумах и университетах, где готовят действительно хороших специалистов. При этом количество частных школ растёт с каждым годом. Сегодня в России уже более 800 частных заведений. Обучается в них всего около 1% учеников, в то время как в некоторых странах этот показатель превышает 70%. Тем не менее и у нас увеличивается количество желающих попасть именно в частное заявление [5].

Частная школа нужна в первую очередь даже не самим детям, а их родителям. Как правило, это занятые родители, которые не могут позволить себе контролировать домашние задания и процесс обучения. Они предпочитают платить за это, чтобы быть уверенными, что ребёнок развивается в соответствии с программой.

В частных заведениях полного дня дети делают все домашние задания прямо в школе, под контролем учителя. Родителям остаётся только вечером забрать ребёнка. При этом дети накормлены, а уроки — подготовлены. Единственный недостаток такой схемы — дети занимаются дольше, то есть они меньше времени проводят дома, отдыхают и гуляют.

Ведь зачастую дети из общеобразовательных школ сидят за уроками весь вечер. И родители, уставшие после рабочего дня, делают это вместе с ними. Времени на общение и игры, а тем более на кружки и секции, просто не остаётся.

Преимущества частной школы:

  • Большое количество различных дополнительных занятий прямо в стенах школы. Не надо возить ребенка с секции на секцию, тратить на это время, подстраивать своё рабочее расписание.
  • Хорошее питание: специальное меню для аллергиков, для вегетарианцев и др.
  • Маленькие классы. В классах частной школы в полтора-два раза меньше детей, чем в муниципальной. Учителям проще давать материал и уделять время каждому школьнику. За счёт этого качество обучения значительно повышается.
  • В расписание включены прогулки. Современные дети мало играют в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. В прогулку включены различные мероприятия, в том числе, направленные на развитие коммуникации, командной работы и общения в коллективе.
  • Постоянная занятость детей, даже на каникулах. При этом дети не слоняются без дела и не "выпадают" из учебного процесса.
  • Наличие в штате психолога, педагога-организатора, методиста.
  • Дополнительные блоки. Кроме общей программы обучения в частной школе есть дополнительные занятия, развивающие soft-skills, такие как эмоциональный интеллект, сказкотерапия, театр, функциональная грамота и многие другие.
  • Возможность углублённого изучения предметов. В каждой школе есть специализация — расширенная программа по тем или иным предметам. В нашем случае это английский и математика.
  • Прохождение олимпиад и участие в мероприятиях. Можно собрать отличное портфолио для поступления в ВУЗ и просто попробовать свои силы.

Всё же стоит сказать и о недостатках частного обучения. Иногда некоторые школы вынуждены брать слабых учеников или слабо обучаемых учеников, особенно на ранних этапах развития школы, так как им нужно выживать и окупаться. Таким образом, в классе могут быть слабые, неуспевающие ребята, дети с нейропсихологическими отклонениями и т.д. В итоге классный эффект от глубокого обучения просто теряется, потому что так или иначе учитель будет притормаживать подачу материала, чтобы его успевали освоить все ученики.

Чтобы этого не происходило, частные школы предполагают входное тестирование. Оно позволяет набрать действительно сильных ребят. Но теперь встаёт другой вопрос: у родителей "обычного", не слишком умного ребёнка практически нет шансов попасть в такую школу, даже если оно готовы платить за обучение.

Цена обучения — тоже значительный показатель среди недостатков некоторых школ. Стоимость должна быть оправдана. В Москве цена в месяц начинается от 50 тыс. рублей. И многое родители, вкладывая большие деньги в развитие ребёнка, хотят убедиться в качестве оказанных услуг.

По оценкам руководителей частных школ, современные родители в первую очередь ждут от их образовательных организаций индивидуального подхода к каждому ребенку, более комфортных условий для обучения и более высокое качество образования.

Мир меняется, а это значит, что то, как учились, чтобы преуспевать в этом мире, тоже должно измениться. Долгое время образование предполагало, что обучающийся проводит  значительную часть ранних лет, сидя в классе и впитывая информацию, прежде чем отправиться ее использовать. Но темпы изменений сегодня означают, что то, чему научились сегодня, может оказаться ненужным на следующий день.

Искусственный интеллект (ИИ), описываемый как самая преобразующая технология 21 века, меняет все отрасли и сферы человеческой деятельности, включая образование. В классе это проявляется в виде виртуальных помощников, которые могут помочь как учащимся, так и преподавателям управлять своим временем и выполнять задания; систем репетиторства, которые могут обеспечить персонализированный опыт обучения для учащихся всех возрастов и способностей; систем дистанционного и онлайн-обучения, позволяющих адаптировать темп преподавания к соответствовать потребностям студентов; языковой перевод в образовательных учреждениях, где учащиеся говорят на самых разных языках, и во многих других приложениях.

По данным ЮНЕСКО, искусственный интеллект обладает потенциалом для решения некоторых из самых сложных задач в сфере образования на сегодняшний день, включая устранение неравенства в способах предоставления школьного образования по всему миру и улучшение доступа к знаниям во всем мире. Однако это также само по себе создает проблемы – требуются усилия для обеспечения того, чтобы внедрение этой чрезвычайно прорывной технологии осуществлялось справедливым образом и само по себе не усугубляло это неравенство.

Задача частной школы  —  учитывать интересы учеников, их склонности, удовлетворить их образовательные потребности. И я думаю, что тенденция ухода детей из государственных школ в ближайшее время будет усиливаться. Не только в частные школы, но и на другие формы обучения  —  заочное, семейное и т. д.

Одной из главных ролей частных организаций в региональной системе образования является диверсификация предлагаемых образовательных услуг. Благодаря частным организациям, образовательный процесс разнообразен и может быть адаптирован к разным потребностям учащихся. Например, частные школы имеют возможность предлагать альтернативные программы обучения, сокращенное время обучения или образование сфокусированное на конкретной отрасли.

Кроме того, частные организации могут оперативно реагировать на запросы общества и бизнес-сферы, предлагая программы, которые нацелены на развитие определенных компетенций и навыков, востребованных на рынке труда. Благодаря этому, они способствуют оснащению выпускников необходимыми знаниями и умениями, обеспечивая их лучшей подготовкой для будущей карьеры.

Однако следует отметить, что присутствие частных организаций в системе образования также имеет свои недостатки и вызывает определенные проблемы. Одной из основных проблем является доступность образования для всех категорий населения. Частные организации, как правило, предлагают платное обучение, что может стать препятствием для некоторых семей с низкими доходами.

Кроме того, частные организации могут оказывать негативное влияние на качество образования. Для них приоритетом является финансовая успешность, что может привести к снижению качества образовательных программ, пренебрежению требованиями и стандартами, а также неравномерному распределению учебного материала.

Таким образом, несмотря на принципиальность и важность роли частных организаций в региональной системе образования, необходимы более детальные исследования, пересмотр политики и принятие соответствующих мер, чтобы обеспечить баланс между государственными и частными организациями, а также защитить интересы учащихся и качество предоставляемого образования.

Список литературы
  1. Абрамов Р.А., Соколов М.С. Особенности противодействия коррупции в российской системе образования // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт). Сборник тезисов докладов и статей III международной научно-практической конференции российских [Электронный ресурс]. Москва, 25 января 2018. / ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова. – М. – 2018. - С. 10-14. Электрон. версия печат. публ. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31191231 (дата обращения: 06.08.2023)
  2. Абрамов Р.А., Соколов М.С. Снижение коррупционности высшего образования в частных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Р.А. Абрамов, М.С. Соколов, Е.Ю. Халатенкова, К.С. Жигарев // Современное образование. – 2018. – № 3. – С. 67 - 78. Электрон. версия печат. публ. – URL: https://e-notabene.ru/view_ article.php?id_article=19912&nb=1 (дата обращения: 06.08.2023)
  3. Алиев А.Т. Основные тенденции современного развития высшего образования в условиях глобализации и особенности их проявления в России [Электронный ресурс] // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2018. – № 4. – С. 68-73. Электрон. версия печат. публ. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-sovremennogo-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-globalizatsii-i-osobennosti-ih-proyavleniya-v-rossii (дата обращения: 06.08.2023)
  4. Аманацкий, Ю.В. Современное отечественное образование  в системе национальной безопасности России [Текст] / Ю.В. Аманацкий // Юридическая наука: история и современность. — 2017. — № 3. — С. 88-95.
  5. Астратова Г.В. Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования [Электронный ресурс] / Г.В. Астратова // Интернет-журнал «Науковедение». – 2018. – № 8. – С. 86-88. Электрон. версия печат. публ. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-rynka-uslug-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 06.08.2023)