Развитие креативности через метод импровизации на занятиях хореографией
Данная статья является опытом моей работы в направлении развития креативности у детей на уроках хореографии. Цель эксперимента: раскрытие и реализация личностных творческих способностей детей в хореографическом коллективе. К достижению цели я двигаюсь с помощью применения комплекса упражнений по импровизации, которые я представлю в своей статье.
Мы живём в развивающемся и постоянно меняющемся мире, в котором особую ценность приобретают такие качества личности как адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться.
Обучая детей, мы не просто передаём им знания, умения и навыки в конкретной области, мы заботимся об их способности социализироваться в обществе.
Образование, как одна, из важнейших сфер должно постоянно меняться и вносить коррективы в содержание в зависимости от требований времени.
Всё чаще мы слышим о необходимости развития базовых навыков, требуемых обществом — soft skills .
Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в учебном и прфессиональном процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью [1].
В нашей стране была разработана своя модель гибких навыков, которая получила название «4К» - это четыре ключевых компетенции, которые необходимо развивать каждому школьнику: критическое мышление, креативность, координация, коммуникативные навыки [2, с. 5].
Я не буду останавливаться (задерживаться) на данном вопросе и сразу перейду к интересующей меня компетенции. Это креативность.
Креативность – это умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения [3, с.3].
Мой Выбор обусловлен тем, что креативность на прямую связана с хореографией, так как является неотъемлемой частью творческого процесса, которая позволяет решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы в творческой деятельности. Мне как хореографу данная компетенция необходима в организации интересного и плодотворного обучающего процесса, а так же в работе над постановками. Детям она помогает воплотить художественные образы с помощью выразительных движений, развить гибкость, мобильность и скорость принятия решений в рзличных ситуациях, например: во время выступлений и выполнения творческих, нестандартных заданий. Мои наблюдения показывают, что основная часть обучающихся испытывают дефицит данного качества. Зачастую дети не могут проявить воображение и воссоздать необычные образы, придумать непохожее движение или боятся проявить себя, показаться странными, не как все.
Структура креативности
Креативность включает в себя компоненты, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые [4].
Когнитивный компонент
Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним относится Творческое мышление, его отличает:
- Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
- Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
- Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
- Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
- Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
- Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.
Эмоциональный компонент
Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.
С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой; яркость и сила эмоций; принятие мира и себя в этом мире; способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения; активная жизненная позиция.
Постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.
Волевой компонент
Волевые качества личности в структуре креативности выполняют две функции: побуждающая и тормозящая. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.
Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:
- самостоятельность;
- инициативность;
- решительность;
- уверенность в себе;
- упорство;
- настойчивость.
Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием.
Основными приёмами развития креативности, свободного мышления и пластического движения являются разнообразные творческие задания. На своих занятиях япредлагаю детям в качестве творческих занятий креативный танец- импровизацию.
Способность к импровизации с полным правом можно отнести к наиболее ярким проявлениям креативности .
Импровизируя, человек демонстрирует все параметры, по которым традиционно оценивается креативность: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность не просто разрабатывать идею, а воплощать её и делать это молниеносно.
Импровизация помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму.
На этом этапе я хотела бы рассказать о том, какие упражнения и творческие задания на импровизацию, использую в практической деятельности.
Упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
При усложнении и трансформации базовых упражнений их можно применять и в работе с более старшими детьми.
- Игры и упражнения по эмоциональному развитию Н.Л.Кряжевой: нахмуриться как тучка; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться как кот на солнце; буратино; хитрая лиса; радостный человек, увидевший чудо.
Устать как папа после работы; человек, который поднял большой груз; турист; как ребёнок, который помогал маме.
- Танец 5 движений по Габрилле Рот (с 5 лет): течение воды (плавная музыка); переход через чащу (импульсивная); сломанная кукла (набор звуков); полёт бабочек (лирическая); покой (спокойная, тихая).
- Походка и настроение: дождь (мелкий дождь, тяжёлые капли); полетаем как воробьи, орлы, чайки; походим как старая бабушка; попрыгаем как клоун; как ребёнок, который учится ходить; как рассеянный человек; как бежим к маме обниматься.
- Лист бумаги: отождествление себя с листом бумаги, который находится в руках у ведущего (например: хореографа).
- Перевертыши: повторять движения рук ногами и наоборот, это можно проделывать различными частями тела.
- Танцевальная рифма: сочинение движений под стихотворные строчки.
- Образ: создание танцевальных движений заданного образа, учитывая его запах, цвет и другие качества и свойства.
- Импровизация с предметом. Необычное использование предмета.
Упражнения, которые я даю школьникам среднего и старшего звена.
- Движения на стихи: читаем и танцуем.
- Контактная импровизация: касания (точечно); через позу по очереди; непрерывное движения, не отрываясь друг от друга.
- Не работающая часть тела.
- Несуществующее (например:инопланетянин).
- Рисуем руками: орнамент, узоры на окне и т.д.
- Оригинальное движение: наблюдаем-выбираем движение-перекраиваем (спорт, животное, явление, функции предметов, личность и т.д.)
- Развитие движения: увеличение амплитуды движения.
- Инстоляция: импровизация с помощью предметов в помещении.
- Куб с водой: ощущение себя в кубе притягиваем и выталкиваем воду.
- Театр теней.
Используя эти упражнения, я работаю над раскрытием и развитием творческой личности. Импровизация на уроке помогает ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать. Как педагог я нахожусь в постоянном поиске новых методов работы, упражнений и их трансформации в зависимости от уровня подготовки учеников, их особенностей.
А так же стараюсь создать условия для развития отношений учащихся, предполагающих терпимость, уважение к решению и мнению другого.
По моим наблюдениям и самооценке учащихся, я могу сделать вывод, что мы двигаемся в правильном направлении. За последние три года активной работы в направлении развития креативности через импровизацию, мы пришли к таким результатам:
70% учащихся справились с зажимами и свободно импровизируют в группе;
40% учащихся втянулись в процесс импровизации и активно развивают себя в ней.
20-30% учащихся находят новые, интересные и оригинальные формы, движения.
Креативность помогает ребёнку не только развиваться в хореографии или другом виде творчества, но и быть успешным в учёбе, дальнейшей профессиональной деятельности и в жизни.
Большой вклад в развитие моей работы внесли такие педагоги - хореографы и постановщики, танцовщики, как: Дмитрий Масленников, группа хореографов Дэнсхелп (организаторы вебинаров, семинаров, онлайн и оффлайн проектов для хореографов) Андрей Разживин, Ольга Горобчук, Екатерина Гурвич, Екатерина Незванова и Екатерина Кислова.
- Словарь по управлению персоналом, гибкие навыки https://hr-portal.ru
- Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. : Корпорация «Российский учебник», 2019, с.5.
- Психологическое занятие «Soft skills – залог успеха», https://nntc.nnov.ru
- Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности/ авт. М.В. Голубева, Советы психолога, https://psychologist.tips