Развитие креативности через метод импровизации на занятиях хореографией
Журнал Научные высказывания

Развитие креативности через метод импровизации на занятиях хореографией

Данная статья является опытом моей работы в направлении развития креативности у детей на уроках хореографии. Цель эксперимента: раскрытие и реализация личностных творческих способностей детей в хореографическом коллективе. К достижению цели я двигаюсь с помощью применения комплекса упражнений по импровизации, которые я представлю в своей статье.

творческая деятельность
структура креативности
импровизация
креативность
soft skills
гибкие навыки

Мы живём в развивающемся и постоянно меняющемся мире, в котором особую ценность приобретают такие качества личности как адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться.

Обучая детей,  мы не просто передаём им знания, умения и навыки в конкретной области, мы заботимся об их способности  социализироваться в обществе.

Образование, как одна, из важнейших сфер должно постоянно меняться и вносить коррективы в содержание в зависимости от требований времени.

Всё чаще мы слышим о необходимости развития базовых навыков, требуемых обществом — soft skills .

Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в учебном и прфессиональном  процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью [1].

В нашей стране была разработана своя модель  гибких навыков, которая получила название «4К» - это четыре ключевых компетенции, которые необходимо развивать каждому школьнику: критическое мышление,  креативность,  координация, коммуникативные навыки [2, с. 5].

Я не буду останавливаться (задерживаться) на данном вопросе и сразу перейду к  интересующей  меня компетенции. Это креативность.

Креативность – это умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения [3, с.3].

Мой  Выбор обусловлен  тем, что креативность на прямую связана с хореографией, так как является неотъемлемой частью  творческого процесса, которая позволяет решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы в творческой деятельности. Мне как хореографу данная компетенция необходима в организации интересного и плодотворного обучающего  процесса, а так же в работе над постановками. Детям она помогает воплотить художественные образы с помощью выразительных движений, развить гибкость, мобильность и скорость принятия решений в рзличных ситуациях, например: во время выступлений и выполнения творческих, нестандартных заданий. Мои наблюдения показывают, что основная часть обучающихся испытывают дефицит данного качества. Зачастую дети не могут проявить воображение и воссоздать необычные образы, придумать непохожее движение или боятся проявить себя, показаться странными, не как все. 

Структура креативности

Креативность включает в себя компоненты, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые [4].

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним относится Творческое мышление, его отличает:

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Эмоциональный компонент

Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой; яркость и сила эмоций; принятие мира и себя в этом мире; способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения; активная жизненная позиция.

Постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняют две функции: побуждающая и тормозящая. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием.

Основными приёмами развития креативности, свободного мышления и пластического движения являются разнообразные творческие задания. На своих занятиях япредлагаю  детям в качестве творческих занятий креативный танец- импровизацию.

Способность к импровизации с полным правом можно отнести к наиболее ярким проявлениям креативности  .

Импровизируя, человек демонстрирует все параметры, по которым традиционно оценивается креативность: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность не просто разрабатывать идею, а воплощать её и делать это молниеносно.

 

Импровизация помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму.

На этом этапе я хотела бы рассказать о том, какие упражнения и творческие задания на импровизацию, использую в практической деятельности.

Упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

При усложнении и трансформации базовых упражнений  их можно применять и в работе с более старшими детьми.

  • Игры и упражнения по эмоциональному развитию Н.Л.Кряжевой: нахмуриться как тучка; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться как кот на солнце; буратино; хитрая лиса; радостный человек, увидевший чудо.

Устать как папа после работы; человек, который поднял большой груз; турист; как ребёнок, который помогал маме.

  • Танец 5 движений по Габрилле Рот (с 5 лет): течение воды (плавная музыка); переход через чащу (импульсивная); сломанная кукла (набор звуков); полёт бабочек (лирическая); покой (спокойная, тихая).
  • Походка и настроение: дождь (мелкий дождь, тяжёлые капли); полетаем как воробьи, орлы, чайки; походим как старая бабушка; попрыгаем как клоун;  как ребёнок, который учится ходить;  как рассеянный человек; как бежим к маме обниматься.
  • Лист бумаги: отождествление себя с листом бумаги, который находится в руках у ведущего (например: хореографа).
  • Перевертыши: повторять движения рук ногами и наоборот, это можно проделывать различными частями тела.
  • Танцевальная рифма: сочинение движений под стихотворные строчки.
  • Образ: создание танцевальных движений заданного образа, учитывая его запах, цвет и другие качества и свойства.
  • Импровизация с предметом. Необычное использование предмета.

Упражнения, которые я даю школьникам среднего и старшего звена.

  • Движения на стихи: читаем и танцуем.
  • Контактная импровизация: касания (точечно); через позу по очереди; непрерывное движения, не отрываясь друг от друга.
  • Не работающая часть тела.
  • Несуществующее (например:инопланетянин).
  • Рисуем руками: орнамент, узоры на окне и т.д.
  • Оригинальное движение: наблюдаем-выбираем движение-перекраиваем (спорт, животное, явление, функции предметов, личность и т.д.)
  • Развитие движения: увеличение амплитуды движения.
  • Инстоляция: импровизация с помощью предметов в помещении.
  • Куб с водой: ощущение себя в кубе притягиваем и выталкиваем воду.
  • Театр теней.

Используя эти упражнения, я работаю над раскрытием  и развитием творческой  личности. Импровизация на уроке помогает ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать. Как педагог я нахожусь в постоянном поиске новых методов работы, упражнений и их трансформации в зависимости от уровня подготовки учеников, их особенностей.

А так же  стараюсь создать условия для развития отношений учащихся, предполагающих терпимость, уважение к решению и  мнению другого.

По моим наблюдениям и самооценке учащихся, я могу сделать вывод, что мы двигаемся в правильном направлении. За последние три года активной работы в направлении развития креативности через импровизацию, мы пришли к таким результатам:

70% учащихся справились с зажимами и свободно импровизируют в группе;

40% учащихся втянулись в  процесс импровизации и активно развивают  себя в ней.

20-30% учащихся находят новые, интересные и оригинальные формы, движения.

 Креативность помогает ребёнку  не только развиваться в хореографии или другом виде творчества, но и  быть успешным в учёбе, дальнейшей профессиональной деятельности и в жизни.

Большой вклад в развитие моей работы внесли такие педагоги - хореографы и постановщики, танцовщики, как:  Дмитрий Масленников, группа хореографов Дэнсхелп (организаторы вебинаров, семинаров, онлайн и оффлайн проектов для хореографов) Андрей Разживин, Ольга Горобчук, Екатерина Гурвич, Екатерина Незванова и Екатерина Кислова.

Список литературы
  1. Словарь по управлению персоналом, гибкие навыки https://hr-portal.ru
  2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. : Корпорация «Российский учебник», 2019, с.5.
  3. Психологическое занятие «Soft skills – залог успеха»,  https://nntc.nnov.ru
  4. Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности/ авт. М.В. Голубева, Советы психолога, https://psychologist.tips