Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
На сегодняшний день в Российской Федерации проблема социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это комплексное взаимодействие, результативность которого зависит и от организационно-правовых, и от материальных и от социальных причин. Это взаимодействие и эффективная работа учреждений, для данных категорий детей, непременно, дадут позитивные результаты, улучшат состояние этой работы.
Проблемы семейной политики, которые отмечаются учеными, достаточно серьезно сказываются на положении несовершеннолетних в России, приводят к росту социального сиротства. Достаточно полон список причин подросткового неблагоприятного положения. Снижение в социуме морально-этических норм, изменение ценностных ориентаций существенно сказываются на развитии и обобществлении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Российском семейном законодательстве существует специально разработанный блок, направленный на защиту и поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но, к сожалению, в данном разделе отсутствуют статьи способствующие сохранению и укреплении родительского попечения детей. В настоящее время особо значимыми факторами, влияющими на увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются экономические потрясения, а также санкционная политика Америки и европейских государств в отношении Российской Федерации. [1]
В учреждениях социальной защиты основными направлениями адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются создание для них обстановки пребывания, направленной на гармоничное развитие данной категории детей. Сегодня наше государство в виду сложившейся внешнеполитической обстановки финансово нестабильно, что в значительной степени влияет на уровень социальной защиты определенных категорий граждан.[2, с. 289] Принято считать, что по уровню социального обеспечения детей и пожилых людей судят о развитии социума. Направление социальной политики нашего государства обязывает его выделять значительные материальные средства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При проведении исследования выявлены некоторые проблемы в российском законодательстве в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти недостатки в ряде случаев приводят к однополярному взгляду на указанную проблематику и к неконструктивному решению.
Серьезной проблемой является ведомственная разобщенность, выражающаяся в отсутствии централизованного учреждения государственной власти, которое непосредственного отвечало бы за социальную защиту детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня работу в данном направлении выполняют различные учреждения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это существенно усложняет осуществление контрольно-надзорной функции и управляемости в отношении этой деятельности, а в конечном результате не дает возможности качественно решать эти проблемы.
В недавнем времени мы все стали свидетелями фактов физического и психологического насилия над детьми в российских социальных учреждениях, которые активно освещались в средствах массовой информации. Это достаточно серьезная проблема, так как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и так уже получили глубокую психологическую травму, оставшись без семейного тепла. Проблему халатного отношения сотрудников социальных учреждений к своим обязанностям необходимо решать системно. Главными критериями при отборе на должность должны стать высокая степень психологической устойчивости (стрессоустойчивости) и высокие морально-этические установки. Ведь подвергнувшиеся любому типу насилия воспитанники интернатов и детских домов в силу возраста не в состоянии самостоятельно защитить себя.
Хотелось обратить особое внимание на новые способы устройства в семью детей-сирот и детей, попавших оставшихся без попечения родителей. [3, 129] Одной из таких сравнительно новых форм является патронатное воспитание. Значительным плюсом данной формы воспитания является разграничение прав по защите ребенка между воспитателем и службой по устройству детей в семью, формирование отношений по типу трудовых. [4, 77] Но хотелось бы отметить, что в настоящее время на государственном уровне нет понимания, как должны быть урегулированы правовые отношения, возникающие при оформлении договорных отношений при передаче ребенка в патронатную семью. Очевидно, поэтому в некоторых субъектах Российской Федерации эта форма устройства детей в семью не практикуется. Данный вопрос необходимо урегулировать на законодательном уровне, возможно целесообразно в Семейный кодекс Российской Федерации включить отдельную главу, раскрывающую решение этой проблемы.
В последние годы количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных социальных учреждениях, значительно сократилось. В субъектах Российской Федерации активно апробируются новые модели работы по социальной поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данные модели предусматривают перепрофилирование детских домов в уполномоченные организации органов опеки и попечительства, развитие профессиональных служб по устройству детей в семью и их профессиональному сопровождению, введение новой гибкой формы устройства детей в семью – патронатного воспитания. [5, 217]
С учетом сложной экономической обстановки и выявленных недостатков в области социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует необходимость реформирования системы поддержки данных категорий несовершеннолетних. При реформировании необходимо учитывать личные нужны каждого конкретного ребенка.
В результате проведенного исследования с целью совершенствования функционирования и развития института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предложены следующие рекомендации:
- Создание курсов подготовки семей, которые изъявляют желание принять на воспитание детей из интерната или детского дома.
- Внедрение программ адаптации для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, потому, что как правило, дети данной категории после выпуска из специализированных учреждений бывают совершенно не приспособлены к жизни.
- Разработка и включение специальной главы в Семейный кодекс Российской Федерации, которая бы полностью урегулировала правовые отношения, возникающие при оформлении договорных отношений, при передаче ребенка в патронатную семью.
- Проведение работы, в том числе с помощью средств массовой информации, по формированию в обществе позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно данная мера актуальна в настоящее время, ввиду проводимой специальной военной операции по освобождению Донбасса, в результате которой большое количество детей, оказалось в трудной жизненной ситуации, остались без родителей. В настоящее время большинство таких детей переданы в воспитательные учреждения на территории Российской Федерации.
- Выделение дополнительного финансирования и мер государственной поддержки для семей, взявших на воспитании детей, потерявших родителей в период специальной военной операции на территории Украины. Такими мерами могут стать: единовременные выплаты в размере 250 000 рублей; обеспечение сезонной одеждой; предоставление квотированных мест при поступлении в СУЗы и ВУЗы Российской Федерации.
- Разработка государственной целевой программы «Социальная защита и адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Поручить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2022 года внести свои предложения с учетом региональных особенностей по улучшению состояния социальной защиты данных категорий несовершеннолетних.
Выявленные проблемы негативно сказываются на всей системе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Надеемся, что при внедрении в практическую деятельность предложенных рекомендаций, произойдет значительное улучшение и увеличение многообразия подходов к защите детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) // Российская газета от 27 января 1996 г. № 17.
- Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. М.КноРус. 2019г. с. 289.
- Султанов Э.С. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Мир науки, культуры, образования. 2019г. №2 (75). с. 129-134.
- Виноградова М.Ю. Особенности социальной защиты детей-сирот // Проблемы науки. 2019г. №4. с. 77-81.
- Медведева Г.П. Социальная работа в России: традиции и новации. М. КноРус. 2018г. с.217.