Современные технологии и цифровизация таможенных операций с товарами для личного пользования
В данной статье рассматриваются современные аспекты внедрения цифровых технологий в сферу таможенного оформления товаров для личного пользования в Российской Федерации и на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Анализируются преимущества и проблемы цифровизации, описываются примеры практического применения электронных сервисов, а также обозначаются дальнейшие направления совершенствования данной сферы.
Современные информационные технологии становятся неотъемлемой частью государственного управления различными сферами, в том числе таможенной деятельностью. Цифровизация таможенных операций способствует снижению бюрократических барьеров, ускорению таможенного оформления, повышению прозрачности и эффективности контроля за перемещением товаров для личного пользования. Особое значение эти инновации приобретают в условиях роста международного туризма и интернет-торговли.
Одним из ключевых достижений цифровизации стало внедрение электронного декларирования. Теперь физические лица могут заполнить и подать декларацию на товары для личного пользования в электронном виде через «Личный кабинет» на портале Федеральной таможенной службы и мобильные приложения.
Путешественник, возвращаясь из-за границы с покупками, стоимость которых превышает беспошлинный лимит, может заблаговременно подать электронную декларацию, оплатить таможенные платежи и предъявить предварительно сгенерированный QR-код инспектору на границе. Это снижает риск ошибок и ускоряет проверку, что предусмотрено п. 2 ст. 260 ТК ЕАЭС.
ФТС России разработала приложение «Путешествуй без проблем», через которое можно заполнить декларацию, получить информацию по действующим лимитам и процедурам, а также оплатить таможенные платежи в режиме онлайн. В 2023 году, по данным ФТС, более 115 тыс. физических лиц воспользовались электронными услугами при ввозе товаров для личного пользования.
В пунктах пропуска московских и санкт-петербургских аэропортов внедрена система электронных очередей и цифровых табло оповещения для оформления товаров граждан, что снижает нагрузку на сотрудников таможни.
Автоматизированные риск-ориентированные системы начали активно внедряться на крупных международных пунктах пропуска. Искусственный интеллект анализирует массивы данных о частоте перемещений лиц, структуре ввозимых товаров и платежах, что предусмотрено ст. 340–343 ТК ЕАЭС.
На основе данных видеонаблюдения и сравнения с электронными декларациями система автоматически сигнализирует о расхождениях для выборочного контроля багажа.
Пилотные проекты по биометрической идентификации лиц при пересечении границы реализуются в соответствии с п. 2 ст. 86 ТК ЕАЭС. Использование биометрии позволяет ускорить процедуры и повысить точность идентификационных данных.
Налажен электронный обмен сведениями через единые информационные системы (ст. 325 ТК ЕАЭС). Электронные сообщения о ранее ввезённых товарах сокращают риски злоупотреблений (например, повторное декларирование одних и тех же товаров в разных странах).
Рассмотрим преимущества цифровизации таможенных операций.
Внедрение цифровых сервисов позволяет гражданам взаимодействовать с таможенными органами через мобильные приложения, электронные порталы и автоматизированные чаты поддержки. Это снижает необходимость личного обращения, ускоряет получение консультаций и минимизирует очереди на таможенных пунктах. Электронные уведомления, инструкции и push-рассылки способствуют информированию граждан о действующих правилах и изменениях нормативных актов.
Электронная подача предварительных деклараций и автоматизация проверки данных снижают время оформления товаров для личного пользования. Например, согласно данным ФТС, оформление через «Личный кабинет» занимает от 3 до 10 минут против 20–40 минут при традиционном способе оформления.
Автоматизация процессов, уменьшение числа личных контактов и прозрачность электронных маршрутов проверки существенно ограничивают возможности злоупотреблений со стороны чиновников, так как все операции фиксируются в единой информационной системе.
Проблемные аспекты цифровизации:
1. Недостаточная осведомленность граждан.
Многие пользователи недостаточно знакомы с возможностями и алгоритмами работы электронных сервисов для оформления товаров. Это приводит к ошибкам при заполнении деклараций, задержкам при прохождении контроля и обращению к посредникам, что, в свою очередь, может привести к дополнительным расходам.
2. Информационная безопасность.
Сбор и хранение персональных данных требуют строгого соблюдения Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». При интенсивном обмене данными между различными ведомствами возникают риски утечки информации, злоупотреблений или неправомерного доступа. Таможенные органы активно внедряют системы защиты информации, шифрования данных и многоуровневой аутентификации, однако угрозы кибератак сохраняются.
3. Несовершенство интеграции ИТ-систем.
Часто электронные сервисы различных государственных ведомств, а также международные платформы стран ЕАЭС не полностью интегрированы друг с другом. Это ограничивает скорость обмена информацией, препятствует формированию единого цифрового профиля пользователя и затрудняет прозрачный обмен статистическими и контрольными данными между странами.
4. Необходимость унификации цифровых платформ ЕАЭС.
Отсутствие единой нормативной базы и технических стандартов электронного декларирования между странами-участницами ЕАЭС ведёт к тому, что одни и те же процессы реализованы с разным функционалом и интерфейсом, что вызывает сложности у участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц при перемещении между странами союза.
Какие перспективы развития цифровизации таможенных операций?
Использование блокчейн-платформ позволит обеспечить прозрачность таможенных операций за счет неизменяемости всех данных о перемещении товаров. Информацию о декларациях, платежах и маршрутах товара невозможно будет подделать или «задним числом» изменить. В перспективе развитие смарт-контрактов упростит автоматическую обработку платежей и подтверждение правомерности операций без участия сотрудников таможни.
ИИ будет использоваться для анализа больших данных (Big Data) о перемещениях физических лиц, частоте ввозимых товаров, профилировании рисков, выявлении аномалий и автоматическом прогнозировании попыток нарушений таможенного законодательства. Так, системы машинного обучения смогут опознавать схемы обхода лимитов, отслеживать подозрительные тенденции в режиме реального времени и придавать сигнал для дополнительной проверки соответствующего багажа.
В ближайшие годы ожидается появление новых функций: электронная идентификация личности на основе биометрии, автоматическое формирование таможенных деклараций на основе фотографий именных и товарных чеков, интеграция с банковскими системами для быстрой оплаты пошлин и созданием единого цифрового кошелька для оплаты государственных услуг.
Дальнейшее развитие нормативного регулирования в ЕАЭС будет связано с гармонизацией законодательства, разработкой единых стандартов по цифровому обмену информацией, алгоритмам хранения и передачи данных, методикам удаленной идентификации лиц и автоматизации таможенного контроля. Программа «Цифровое государство 2020–2030» предусматривает создание единой цифровой экосистемы для государственных услуг, в том числе таможенных, с соблюдением принципа «одного окна».
Будут расширяться центры поддержки, «горячие линии», а также образовательные порталы и инструкции по использованию цифровых сервисов для оформления товаров. Внедрение специальных обучающих курсов для граждан и повышение квалификации сотрудников таможни позволит максимально быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям цифровизации.
Преимущества цифровизации очевидны: она повышает эффективность, прозрачность и удобство таможенных операций для граждан. Однако дальнейшее развитие предполагает системную работу по устранению недостатков, внедрению инновационных технологий и формированию единого цифрового пространства на всем пространстве ЕАЭС.
Цифровые технологии коренным образом меняют практику таможенного контроля товаров для личного пользования. На практике это выражается в значительном сокращении времени оформления, снижении нагрузки на инспекторов, росте открытости и прозрачности процедур. Для дальнейшей успешной цифровизации требуется дальнейшее развитие правового регулирования, межстранового взаимодействия и повышение цифровой грамотности населения.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 20.05.2025).
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 18.10.2024) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).