Современные технологии и цифровизация таможенных операций с товарами для личного пользования
Журнал Научные высказывания

Современные технологии и цифровизация таможенных операций с товарами для личного пользования

В данной статье рассматриваются современные аспекты внедрения цифровых технологий в сферу таможенного оформления товаров для личного пользования в Российской Федерации и на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Анализируются преимущества и проблемы цифровизации, описываются примеры практического применения электронных сервисов, а также обозначаются дальнейшие направления совершенствования данной сферы.

таможенный контроль
таможенные операции
товары для личного пользования
электронное декларирование
ЕАЭС
мобильные приложения
нормативные акты
цифровизация

Современные информационные технологии становятся неотъемлемой частью государственного управления различными сферами, в том числе таможенной деятельностью. Цифровизация таможенных операций способствует снижению бюрократических барьеров, ускорению таможенного оформления, повышению прозрачности и эффективности контроля за перемещением товаров для личного пользования. Особое значение эти инновации приобретают в условиях роста международного туризма и интернет-торговли.

Одним из ключевых достижений цифровизации стало внедрение электронного декларирования. Теперь физические лица могут заполнить и подать декларацию на товары для личного пользования в электронном виде через «Личный кабинет» на портале Федеральной таможенной службы и мобильные приложения. 

Путешественник, возвращаясь из-за границы с покупками, стоимость которых превышает беспошлинный лимит, может заблаговременно подать электронную декларацию, оплатить таможенные платежи и предъявить предварительно сгенерированный QR-код инспектору на границе. Это снижает риск ошибок и ускоряет проверку, что предусмотрено п. 2 ст. 260 ТК ЕАЭС.

ФТС России разработала приложение «Путешествуй без проблем», через которое можно заполнить декларацию, получить информацию по действующим лимитам и процедурам, а также оплатить таможенные платежи в режиме онлайн. В 2023 году, по данным ФТС, более 115 тыс. физических лиц воспользовались электронными услугами при ввозе товаров для личного пользования. 

В пунктах пропуска московских и санкт-петербургских аэропортов внедрена система электронных очередей и цифровых табло оповещения для оформления товаров граждан, что снижает нагрузку на сотрудников таможни.

Автоматизированные риск-ориентированные системы начали активно внедряться на крупных международных пунктах пропуска. Искусственный интеллект анализирует массивы данных о частоте перемещений лиц, структуре ввозимых товаров и платежах, что предусмотрено ст. 340–343 ТК ЕАЭС. 

На основе данных видеонаблюдения и сравнения с электронными декларациями система автоматически сигнализирует о расхождениях для выборочного контроля багажа.

Пилотные проекты по биометрической идентификации лиц при пересечении границы реализуются в соответствии с п. 2 ст. 86 ТК ЕАЭС. Использование биометрии позволяет ускорить процедуры и повысить точность идентификационных данных.

Налажен электронный обмен сведениями через единые информационные системы (ст. 325 ТК ЕАЭС). Электронные сообщения о ранее ввезённых товарах сокращают риски злоупотреблений (например, повторное декларирование одних и тех же товаров в разных странах).

Рассмотрим преимущества цифровизации таможенных операций.

Внедрение цифровых сервисов позволяет гражданам взаимодействовать с таможенными органами через мобильные приложения, электронные порталы и автоматизированные чаты поддержки. Это снижает необходимость личного обращения, ускоряет получение консультаций и минимизирует очереди на таможенных пунктах. Электронные уведомления, инструкции и push-рассылки способствуют информированию граждан о действующих правилах и изменениях нормативных актов.

Электронная подача предварительных деклараций и автоматизация проверки данных снижают время оформления товаров для личного пользования. Например, согласно данным ФТС, оформление через «Личный кабинет» занимает от 3 до 10 минут против 20–40 минут при традиционном способе оформления.

Автоматизация процессов, уменьшение числа личных контактов и прозрачность электронных маршрутов проверки существенно ограничивают возможности злоупотреблений со стороны чиновников, так как все операции фиксируются в единой информационной системе.

Проблемные аспекты цифровизации:

1. Недостаточная осведомленность граждан. 

Многие пользователи недостаточно знакомы с возможностями и алгоритмами работы электронных сервисов для оформления товаров. Это приводит к ошибкам при заполнении деклараций, задержкам при прохождении контроля и обращению к посредникам, что, в свою очередь, может привести к дополнительным расходам.

2. Информационная безопасность.

Сбор и хранение персональных данных требуют строгого соблюдения Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». При интенсивном обмене данными между различными ведомствами возникают риски утечки информации, злоупотреблений или неправомерного доступа. Таможенные органы активно внедряют системы защиты информации, шифрования данных и многоуровневой аутентификации, однако угрозы кибератак сохраняются.

3. Несовершенство интеграции ИТ-систем.

Часто электронные сервисы различных государственных ведомств, а также международные платформы стран ЕАЭС не полностью интегрированы друг с другом. Это ограничивает скорость обмена информацией, препятствует формированию единого цифрового профиля пользователя и затрудняет прозрачный обмен статистическими и контрольными данными между странами.

4. Необходимость унификации цифровых платформ ЕАЭС. 

Отсутствие единой нормативной базы и технических стандартов электронного декларирования между странами-участницами ЕАЭС ведёт к тому, что одни и те же процессы реализованы с разным функционалом и интерфейсом, что вызывает сложности у участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц при перемещении между странами союза.

Какие перспективы развития цифровизации таможенных операций?

Использование блокчейн-платформ позволит обеспечить прозрачность таможенных операций за счет неизменяемости всех данных о перемещении товаров. Информацию о декларациях, платежах и маршрутах товара невозможно будет подделать или «задним числом» изменить. В перспективе развитие смарт-контрактов упростит автоматическую обработку платежей и подтверждение правомерности операций без участия сотрудников таможни.

ИИ будет использоваться для анализа больших данных (Big Data) о перемещениях физических лиц, частоте ввозимых товаров, профилировании рисков, выявлении аномалий и автоматическом прогнозировании попыток нарушений таможенного законодательства. Так, системы машинного обучения смогут опознавать схемы обхода лимитов, отслеживать подозрительные тенденции в режиме реального времени и придавать сигнал для дополнительной проверки соответствующего багажа.

В ближайшие годы ожидается появление новых функций: электронная идентификация личности на основе биометрии, автоматическое формирование таможенных деклараций на основе фотографий именных и товарных чеков, интеграция с банковскими системами для быстрой оплаты пошлин и созданием единого цифрового кошелька для оплаты государственных услуг.

Дальнейшее развитие нормативного регулирования в ЕАЭС будет связано с гармонизацией законодательства, разработкой единых стандартов по цифровому обмену информацией, алгоритмам хранения и передачи данных, методикам удаленной идентификации лиц и автоматизации таможенного контроля. Программа «Цифровое государство 2020–2030» предусматривает создание единой цифровой экосистемы для государственных услуг, в том числе таможенных, с соблюдением принципа «одного окна».

Будут расширяться центры поддержки, «горячие линии», а также образовательные порталы и инструкции по использованию цифровых сервисов для оформления товаров. Внедрение специальных обучающих курсов для граждан и повышение квалификации сотрудников таможни позволит максимально быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям цифровизации.

Преимущества цифровизации очевидны: она повышает эффективность, прозрачность и удобство таможенных операций для граждан. Однако дальнейшее развитие предполагает системную работу по устранению недостатков, внедрению инновационных технологий и формированию единого цифрового пространства на всем пространстве ЕАЭС.

Цифровые технологии коренным образом меняют практику таможенного контроля товаров для личного пользования. На практике это выражается в значительном сокращении времени оформления, снижении нагрузки на инспекторов, росте открытости и прозрачности процедур. Для дальнейшей успешной цифровизации требуется дальнейшее развитие правового регулирования, межстранового взаимодействия и повышение цифровой грамотности населения.

Список литературы
  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 20.05.2025).
  2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 18.10.2024) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
  3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 22.05.2025).

 

международный научный журнал

Научные высказывания #79

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 16 июня по 30 июня
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
14 июля